ИСТОРИЯ ЛУГАНСКОЙ ВОДКИ
В разных странах и регионах существуют свои традиции употребления горячительных напитков – французы считаются ценителями вина, немцы предпочитают шнапс, грузины – чачу, мексиканцы пьют текилу, а японцы – сакэ. «Восточный вариант» узнавал о традициях питья на востоке Украины.
Для начала мы побывали в музее истории предприятия «Луга– Нова», или как прозвали его в народе – музее водки. Сейчас тут собрано более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением и употреблением традиционного славянского напитка. Это разнообразные исторические документы, рюмки, старые бутылки необычной формы и даже самогонный аппарат.
На востоке издавна пили водку и все, что изготавливалось на ее основе – наливки и настойки. Пили много – ведрами и бидонами, пропивали в «царских» кабаках даже нательные кресты. А величайшее изобретение человечества здесь любя называли «огненным вином».
ТАЩИЛИ В КАБАКИ
ЗА РУКАВА
Историки говорят, что пик пьянства на востоке Украины приходится на XVII век. Тогда государство начинает свободно торговать водкой, и по всей стране просто-таки как грибы открываются «царевы» кабаки. «В восточных губерниях водка продавалась на разлив, была очень дешевой, а наливалась небольшими чарками «мерниками», – рассказывает нам историк и хранитель «музея водки» при Луганском ликеро-водочном заводе Елена Тананакина. В кабаках была интересная особенность – можно было пить вволю, а наливали даже в долг, заложить разрешалось все, что угодно – рубаху, будущий урожай, корову, свинью, и даже жену с детьми. Если должник не расплачивался вовремя, его вылавливали и избивали. «Люди пропивали все, вплоть до нательного креста», – добавляет историк. При этих кабаках были так называемые «зазывалы», «записные пьяницы». Они стояли у входа в заведение и старательно расхваливали водку, кричали о ее дешевизне и тащили прямо за рукав в кабак всех случайных прохожих. У зазывал была огромная привилегия, свой процент: им полагалась бесплатно десятая чарка любой пьющей компании. Напивались крестьяне в основном по воскресным дням. Экономические последствия таких пьянок были экстраординарными – в среднем из 10 рублей 7 оставались в кабаках.
ВОДКУ ПИЛИ ВЕДРАМИ,
А ВИНО – БИДОНАМИ
В 1900–е годы наш народ не мелочился «чарками» и выстраивался в очередь за любимым напитком с ведрами в руках. Как рассказывает Елена Тананакина, в то время ведро было единицей измерения и отпуска водки. За вином люди шли с бидонами, а в фигурные бутылки тогда разливали только настойки. «На Луганском ликеро-водочном заводе в 1900 году разлив «пшеничного вина» составлял 400 ведер, а сбыт – 350 ведер в день. В то время наш завод выпускал в день 160 ведер рябиновой наливки и 120 ведер горьких настоек», – рассказывает хранитель «музея водки» Елена Тананакина.
По сотне старых водочных емкостей разных эпох, что хранятся в музее, можно проследить целую историю. Самые первые водочные бутыли укупоривали смолой или сургучом. На горлышко бутылки вручную лили горячую смолу. Сургуч сменила мягкая крышечка из алюминия с небольшим ушком для удобства открытия бутылки. В народе такую крышку обозвали «бескозыркой». Она применялась десятки лет, а потом ее заменили современные винтовые крышки. Рядом с бутылками – коллекция уникальных рюмок. Есть экспонаты 1890 года, чарки и бражницы конца ХІХ века и знаменитый фронтовой стакан «Марусин поясок», с которого на фронте «по каемочку» на стакане наливали положенные солдату сто грамм водки для снятия стресса. Закуска не предусматривалась.
ЗА ТРЕЗВОСТЬ
ДОПЛАЧИВАЛИ
На ликеро-водочном заводе, что был единственным в восточной губернии, всерьез начали бороться за трезвость накануне первой мировой. Если рабочий в течение месяца ни разу не был замечен пьяным, к основному заработку доплачивалось 3 рубля. С началом войны был введен «сухой закон». Результаты этой акции настолько поразили всех в Донбассе, что шахтовладельцы под впечатлением от подъема производства обратились к правительству с просьбой не отменять «сухого закона» и после войны.
САМОГОН
Несмотря на правительственные ограничения, народ умудрялся пить – люди гнали самогон, готовили ликеры и настойки. Народная фантазия в этом вопросе неисчерпаема. Специалисты говорят, что сейчас есть более 300 рецептов самогона. Самый популярный на востоке – «хлебный». Еще наши предки готовили березовую водку. Жидкость использовали как лекарство от простуды и лихорадки, а страдающие от болей в животе, особенно от язвы желудка, лечились березовой водкой, ежедневно выпивая рюмку на голодный желудок.
Сегодня экскурсовод по «музею водки» советует людям «не напиваться, а наслаждаться». Сначала нужно определиться с поводом встречи, исходя из этого сделать выбор: или легкий напиток, или крепкий. За полчаса до пития не курить и не мыть руки ароматным мылом, чтобы не забить запаха дорогой водки. Из закуски рекомендуют – хлеб и сыр, больше ничего не должно перебивать вкус напитка.
Мы спросили у известных людей, выходцев с востока Украины, как и что они пьют.
Писатель Сергей Жадан долгое время прожил на востоке Украины и признался, что его всегда привлекали отвага и самоотверженность здешних людей, которые вливают в себя все, что содержит градус – водку мешают с коньяком и все это запивают самогоном с пивом. «Еще интересно – наш народ перенял у европейцев традицию делать домашние настойки. Но это производство в славянском контексте носит другой характер – наши люди делают столько самогона и настоек, что просто подрывают экономический уровень производителей алкоголя. Еще меня привлекают в Донбассе отважные экспериментаторы – люди пьют одеколон, лосьоны всякие и даже не думают о последствиях», – поделился Сергей Жадан. «Культуры питья нет в Украине. Вспомните, как пролетариат устраивал целые пивные бунты, громили винные лавки. Это очень интересный исторический опыт, правда, его мало кто исследует», – говорит писатель. «Когда–то я выпил с приятелем за минуту до отправления поезда бутылку водки на двоих. А вообще я не люблю водку и против алкоголя в принципе. Это уже не модно, не актуальная штука. В Украине сегодня пьют много, это как спорт – кто больше, непонятно для чего», – говорит Сергей Жадан.
Скандально известный скульптор Николай Шматько уверен, что культуры питья на востоке не будет никогда. «Тут трудовые люди и от тяжелой работы напиваются и валяются на лавках – вот это вся культура. Элита, которая сейчас выбралась наверх, напивается, и там морды набивают друг другу. Это же хохлы, а не украинцы. У всех на уме напиться, поесть, и хорошо, если на шару. Нашим людям не известно слово «дегустация». Вот я люблю вино, но не упиваться ним, а смаковать. Предпочитаю сухие вина и водку хорошую. Обязательно пью в честь окончания работы. Единственный секрет, чтобы не пьянеть – контролировать себя, хорошая закуска и собеседники», – поделился скульптор.
Наталья Волкова