Федерализм: старая песня на новый лад
Вопрос федерализации прочно засел на украинской повесткедня. Ещё бы: оттёртые от власти «регионалы» продвигают его с упорствомутопающего, желающего добраться до спасительного берега. Так, 4 марта главафракции ПР в ВР Александр Ефремов назвал федерализацию Украины главной целью своей партии. О федерализации также твердят«народные губернаторы» и по этому вопросу проводятся локальные «народныереферендумы». Демонстрантам вторят и местные элиты, хотя последние ведутсебя более осторожно.
Так, 2 марта Луганский облсовет обратился к ВР с требованием провести всеукраинский референдум, а уже 13 марта ВалерийГоленко уверил общественность, что всё будет исключительно в рамках закона. В общем, никакой«губаревщины». Донецкий городской голова Александр Лукьянченко зашёл чутьдальше, когда 1 марта завёлречь о некоем областном референдуме, но до практики дело не дошло. Покрайней мере, если таковой не считать сбор не имеющих юридической силыподписей, который происходит в ряде городов Юго-Востока.
В целом, в Донбассе тема федерализации пока что находится встадии дискутирования. С одной стороны,«регионалы» давят на официальный Киев, с другой – на местные органы властидавят разгулявшиеся пророссийские демонстранты. Среди последних, кстати,единства мнений тоже не наблюдается. Одни хотят жить в федеративной Украине,другие – в Российской Федерации, а третьи и вовсе не чувствуют разницы междуфедерализацией или «присоеднием к России». Впрочем, в условиях информационнойвойны и всеобщей идеологической «накрутки», иначе и быть не могло. Фактостаётся фактом: идея федерализации таки пошла в массы и спустить эту тему натормозах Киеву вряд ли удастся.
Но пока что официальный Киев занят переукомплектованиемвысших эшелонов власти, оккупацией Крыма и нависшей угрозой войны. Призывы кфедерализации там, в основном, предпочитают «парировать»обвинениями в сепаратизме. Впрочем, 18 марта премьер-министр Арсений Яценюк пообещал,что новая Конституция будет включать в себя и расширение прав регионов, идецентрализацию власти. Аналогичных взглядов придерживаются и представителиКиева на местах. Например, в том же духе на днях высказался губернатор Донеччины Сергей Тарута. Не отметился в поддержке федерализации илуганский губернатор Михаил Болотских, которого ещё недавно пытались «выгнать»в отставку местные пророссийскиерадикалы.
На самом же деле, вся эта песня о федерализации далеко ненова. Ещё осенью 2004-го на съезде юго-восточных депутатов в Северодонецке былиозвучены ключевые тезисы федералистов. Напомним, тогда «регионалы» подпредводительством Александра Ефремова, Виктора Тихонова и покойного ЕвгенияКушнарёва тоже настаивали на нелегитимности новой «оранжевой» власти, считали победителем ВиктораЯнуковича и заявляли о том, что интересы Юго-Востока теперь будут защищать наместах силами облсоветов. Защищать нас, понятное дело, собирались от влиянияКиева, препону которому может поставить только федеративный кордон. Тогда, как мы помним, тема федерализацииугасла сама собой – победа «оранжевой революции» закончилась уверенным реваншемПартии регионов, после чего «бело-голубые» по традиции стали принципиальнымисоборниками.
Сейчас же Киеву вряд лиудастся избежать уступок юго-восточной элите. Прежде всего, потому что танаходится в намного более выигрышном положении, чем 10 лет назад. Во-первых, занынешними федералистами стоит мощнейшее российское лобби. Если 10 лет назад на Северодонецкомсъезде всего лишь присутствовал Юрий Лужков, то сегодня требованияфедерализации звучат со стороны МИД РФ. Причём требования эти обращены не только к Киеву, но ифактически к международному сообществу. Во-вторых, требования эти выдвигаются ввоенных условиях: от Украины был отделён Крым и теперь стоит вопрос о судьбевсего Юго-Востока. В общем, теперь за «регионалами» стоят не только несколькотысяч уличных демонстрантов, но и военная, экономическая и дипломатическая мощьРФ.
В-третьих, судьба Украины целиком и полностью определяетсяза её пределами. Как показал опыт Крыма, самостоятельно защитить своютерриторию мы не в состоянии. По крайней мере, от «зелёных человечков» Кремля.Единственным фактором сдерживания российской экспансии в Украину являетсямеждународное сообщество. Поэтому и здесь официальный Киев находится в уязвимомположении. Его возможности сопротивляться давлению РФ напрямую зависит отготовности (вернее, желания) западных лидеров противостоять Путину. Вполневозможно, что в итоге Киеву придётся выполнить требования ПР (и Кремля),пожертвовав своей властью на Юго-Востоке.
В четвертых, «духовное» единство ПР и Кремля имеет чисто прагматичнуюоснову. Если раньше «дружба с Россией» носила в основном декларативныйхарактер, то сейчас имеет место совпадение очень конкретных интересов. Так, ПРрешительно настроена вытребовать у Киева Юго-Восток в качестве отступных запотерю власти над всей Украиной. В похожей ситуации ПР была 10 лет назад, после«оранжевой революции». Только теперь положение «регионалов» стало ещё сложнее. Ведь предстоящиевыборы вряд ли принесут имзначительные политические дивиденды уже хотя бы потому, что львиная доля ихбазового электората была утеряна после того, как Крым стал частью РФ. Также неследует забывать о бегстве Виктора Януковича и о том, что дальнейшее поведение«регионалов» не слишком-то соответствовало ожиданиях их базового электората.
Что же касается РФ, её интерес заключается в том, чтобыусилить своё влияние на Юго-Востоке, не прибегая к помощи «зелёных человечков».Грубо говоря, цель федерализации состоит перераспределении денег и власти. Тоесть большая часть средств должна будет оставаться в местном бюждете, агубернаторы будут избираться на местах, а не назначаться из Киева. Сегодня рольгубернаторов в утверждении новой власти и обеспечении целостности страныочевидна. Демонтаж этого механизма позволит местным элитам получить регионыпрактически в своё полное распоряжение. Ну а дальше – дело техники.Стимулировать центробежные тенденции можно не только засыланием «туристов», нои с помощью программ межрегионального сотрудничества (например, тот же«Еврорегион Донбасс»), украино-российских экономических проектов и т.д. Этопозволит РФ осуществлять усиленную экспансию в Украину, не давая Западу поводадля новых санкций и избегая эскалации напряжения в мире.
Конечно, в нормальных условиях федерализация вовсе нетождественна сепаратизму, а централизация власти не всегда способствуетсохранению целостности страны. Однако, в современных условиях Украины, оначревата весьма неблагоприятными последствиями. Впрочем, сейчас наша странанаходится в состоянии выбора между меньшим и большим злом. Поэтому, если Киев(и Запад) встанет перед выбором между войной и федерализацией, результат будеточевиден.