Европа и рваные луганские шаблоны
У каждой революции (даже «революции» в кавычках) есть идеологический аспект. Там, как на всяком поле боя, тоже есть свои солдаты, орудия и стратегия. В наш прагматичный век трудно поверить, что идеология – это главный двигатель событий. Куда более вероятно, что в основе лежит борьба за власть, ресурсы, влияние. Но, как бы то ни было, идеологию со счетов сбрасывать нельзя. Именно она предоставляет обществу объяснения, почему всё происходит так, а не иначе.
Например, на евромайданы люди вышли потому, что ЕС – более перспективный выбор, чем путинско-гундяевско-кадыровская Россия (читай – ТС). По крайней мере, именно так они считают. Теперь они не расходятся потому, что не хотят больше видеть у власти Януковича, на руках которого – кровь мирных студентов, избитых «Беркутом» в ночь на 30-е ноября. А сам Янукович, по их мнению, мракобес-узурпатор, тянущий страну во тьму безвременья. Опять же: это то, во что верят люди на майданах. И неважно, насколько всё это соответствует действительности. Социологи давно доказали: если ситуация воспринимается, как реальная, она реальна по своим последствиям. Главное, что у сторонников евроинтеграции есть достаточно чёткая система представлений, позволяющая им аргументировать свою позицию.
И дело тут вовсе не в том, чтобы кого-то переубеждать и выигривать споры в Фейсбуке. Просто человек не может делать что-то абсолютно механически. Ну, разве что мыть посуду или копать картошку. Нам, так или иначе, нужна определённая осмысленность происходящего вокруг. Особенно, если дело касается всяческих социально-политических событий. Политика – это не та сфера, где можно действовать «молча», никак не объясняясь с обществом. Даже диктаторские тоталитарные режимы прошлого, которые могли принудить народы к чему угодно, всегда пытались придать своей политике некое идеологическое обоснование. А уж о демократических и говорить не приходится – тут политик всегда должен оглядываться на своих избирателей. Что же происходит сейчас в Донбассе, волей-неволей оказавшемся втянутым в бурлящую стихию еврострастей? Какие идеологические контраргументы мы можем предоставить «майданящим» в столице?
Тут следует начать издалека. Нынче популярны параллели с событиями 10-летней давности, с «оранжевой революцией». Именно тогда Донбасс под предводительством Партии регионов сопротивлялся прозападным силам в лице команды Виктора Ющенко. «Київ - танцює, Донбас - працює» - твердили тогда идеологи ПР. Этот лозунг вспомнили и теперь: «Они – майданят, Донбасс – работает». Даже в числах отразили: мол, за две недели «майдана» на Луганщине собрано 100 грузовых вагонов, добыто 1,1 млн тонн угля, выплавлено 140 тыс. тонн стали и т.д. В общем, «тысячи митингуют, миллионы работают». Что ж, и тогда, и сейчас лозунг моментально «пошёл в народ». Его повторяют даже безработные, пенсионеры и студенчество. Здесь креативщики из ПР получают твёрдую «пятёрку».
Рискнём даже предположить, что у этого лозунга – большое будущее. Куда большее, чем могли предположить его авторы. Такой аргумент действует на любого оппонента в любом споре, как тяжёлый пролетарский кулак в челюсть: пока ты, вертихвостка, по свиданкам шлялась, я десять пар рукавиц брезентовых пошила! Пока хипстерня Сартров да Бегбедеров своих читает, мы «таксуем», отливаем шлакоблок, картошку копаем, в конце концов… Но, к сожалению, кроме этого чудесного аргумента, у нас нет ничего.
Общеизвестно, что последние лет 10 Партия регионов – начиная от Виктора Януковича и заканчивая любой партийной «районкой» в Луганской области – отстаивала пророссийский курс. На этом строилась предвыборная кампания Януковича в 2004-м и с тех пор мало что менялось. В особенности, в Луганской области, где «дружба с Россией» была возведена без малого в политический культ. Собственно, иначе и быть не могло, ведь российское политическое, экономическое и культурное влияние здесь огромно. Это подкреплялось жесткой антизападной риторикой. Долгих 10 лет духовно окормляемая «регионалами» Луганщина пребывала в спокойствии и умиротворении. С приходом Януковича во светлые палаты на ул. Банковой умиротворение только усугубилось: даже самые пессимистичные луганчане облегчённо выдохнули. Тут тебе и автопробеги с президентом Медведевым, и Харьковские соглашения – тишь да гладь, да Божья благодать.
Но осенью 2013-го Янукович сделал геополитический поворот – да такой резкий, что многие чуть было не вылетели из бело-голубого тарантаса. Оказалось, все эти годы Украина стремилась вернуться в европейскую семью народов и Янукович вознамерился оформить наше родство юридически, подписав соглашение об ассоциации с ЕС. Сказать, что многие наши земляки «офигели» - это не сказать ничего. Казалось, если бы в те дни все разом выключили телевизоры, заглушили моторы и отложили перфораторы (и прочие издающие шум предметы), можно было бы услышать, как в головах луганчан трещат идеологические шаблоны. Наше положение оказалось даже хуже, чем у сторонников евроинтеграции, которых Янукович разочаровал в последний момент – они с самого начала не очень-то верили в добрую волю президента и подсознательно ожидали подвоха. А уж нам-то президентский «подвох» пришёлся, как удар «под дых».
Несмотря на огромные информационные (и если потребуется – интеллектуальные) ресурсы, ни партия, ни президент не слишком усердствовали в том, чтобы как-то аргументировать свой внезапный геополитический поворот – даже для своего базового электората. Видимо, посчитали, что лояльный вплоть до фатализма Донбасс и так «проглотит» евроинтеграцию, даже без идеологической подливки. И мы, давясь, стали её глотать. Но пока мы делали судорожные оральные усилия, генеральная линия партии вновь поменялась!
Сначала мы были, упрощённо говоря, «за Россию и против Запада», потом вдруг стали «За Европу», а потом – «За Европу, но чуть потом». И при этом – ещё и категорически против майданов – тех самых, которые «За Европу, и немедленно». Как уместить все эти идеологические фортели в одной голове – вопрос на миллион. По сути дела, в течение одной только осени нам дважды рвали шаблоны. Итог печален: в голове политически активных донбассян образовалась, дипломатично выражаясь, манная каша с комочками. Они поддерживают не майдан, а президента. При этом они поддерживают Россию с её таможенно-славянским братством (среди избирателей ПР таковых 61%), но президент всё равно твердит о европейском будущем – причём не столь отдалённом. Поддерживать европейский курс президента тоже не с руки – так и на евромайдан укатить не долго, там ведь тоже «за Европу» стоят. Но если переходить в оппозицию к ПР и президенту, то куда?!...
В общем, чем бы ни кончилась эта «еврореволюция», Донбассу ещё долго предстоит собирать по кусочкам свои идеологические шаблоны. Впрочем, с этим торопиться не стоит. Ведь если в 2015-м Партия регионов окажется в оппозиции, не исключено, что она вернётся к старой пророссийской и евроскептической риторике. И что тогда, опять мозги «перепрошивать»?
Фото из ЖЖ Виталий Уманец и Луганской облорганизации Партии регионов