Евромайдан и Майдан-2004: 8 различий
С первых дней киевского Евромайдана его сравнивают с Майданом «оранжевым». Иначе и быть не могло. Масштабные гражданские волнения случаются в Украине не часто. А уж когда они начинаются практически в один и тот же день (пусть и с разницей в 9 лет), параллели просто неизбежны. Тем не менее, у обоих майданов больше различий, чем общего. Конечно, анализировать картину в целом пока рано – волнения в столице улягутся не скоро. Но кое-какие сущностные черты проступили уже настолько рельефно, что можно делать вполне обоснованные выводы.
Различие первое: организованность vs спонтанность. Майдан-2004 был частью предвыборной гонки и к мобилизации сторонников в штабе «оранжевых» на случай чего готовились довольно тщательно. Этот вариант проговаривался и продумывался. В этом же году мы могли наблюдать спонтанную гражданскую активность и самоорганизацию. Фактически, оппозиционные политики пришли «на готовое».
Различие второе: контроль vs самодеятельность. В 2004-м «оранжевый» палаточный городок был буквально пронизан организационным влиянием партийных штабов и «дочерних» общественных организаций, таких как «Пора». Это дало возможность довольно хорошо контролировать происходящее на Майдане. В нынешнем же году Майдан поначалу был предоставлен сам себе. Извне его «подпирали» милицейские кордоны, но механизмы внутренней самоорганизации включились не сразу.
Различие третье: «дискотека» vs «революция». Почему Майдан-2004 носил преимущественно мирный характер, однозначно ответить сложно. С одной стороны, свою роль сыграла его контролируемость, а с другой, по всей видимости, иной социально-психологический фон. Несмотря на ряд эксцессов (преимущественно в регионах), «оранжевая революция» запомнилась как мирная – независимо от её прочих оценок. А вот Евромайдан мирным никак не назовёшь: тут тебе и штурм Кабмина, и захват КМДА, и драматические события у Администрации президента, и другие эпизоды. Конечно, в стычках с правоохранителями участвовала сравнительно небольшая часть митингующих. Но из-за отсутствия централизованного контроля остановить их было просто некому. Впрочем, после неудавшегося штурма на ул. Банковой активисты всё же выстроили живой щит, разделяющий милицейский кордон и остальных протестующих, во избежание эскалации насилия.
Различие четвертое. Роль политиков. По сути дела, Майдан-2004 был элементом предвыборной кампании Виктора Ющенко. Поэтому с первого дня он был сфокусирован на политических фигурах, которые им управляли и ради которых он, собственно говоря, и собрался. В этом году начало было совсем другим. Да, сейчас от имени Евромайдана снова говорят оппозиционные политики. Но начиналось всё совсем не так. Изначально Евромайдан планировался как аполитичная гражданская акция, на которой политиков совсем не хотели видеть. Даже любимцу молодежи Виталию Кличко студенты микрофон не хотели давать. Да и партийных флагов поначалу на Евромайдане не было.
Различие пятое. Цели и задачи. Разницу между двумя майданами во многом объясняет разница поставленных задач. Несмотря на весь драматизм, в 2004-м задача была довольно простая: помочь своему кандидату победить на выборах. Всё остальное, на что надеялся и чего желал «оранжевый» майдан, должна была выполнить команда Ющенко. Перед Евромайданом стоит куда более сложная задача - повлиять на выбор геополитического вектора развития. Причём эта сверхзадача по ходу дела ещё усложнилась, ведь теперь на повестке дня – отставка президента и «перезагрузка» власти. Причём до выборов – больше года, а оппозиционные лидеры разобщены и всем, по большому счёту, надоели.
Различие шестое. Помощь извне? Положение Евромайдана усугубляется ещё и прохладным отношением Запада. С одной стороны, Янукович после демарша в Вильнюсе взбесил многих тамошних лидеров, но с другой – с оппозицией они тоже заводить дружбу не спешат. Если 9 лет назад Ющенко постоянно находился в контакте с западными «партнёрами» («патронами», «кураторами» - кому как больше нравится), то нынешняя оппозиционная тройка такой поддержки лишена. Да и Россия не слишком-то активно поддерживает Януковича, не то, что в былые годы. По сути дела, российское влияние (по крайней мере, явное) ограничивается лишь «нагнетанием» по российскому же ТВ, которое смотрит ещё и значительная часть украинцев.
Различие седьмое. «Міліція з народом» vs A.C.A.B. На Майдане-2004 удалось сохранить относительно мирную атмосферу и избежать серьёзных стычек – как с милицией, так и со сторонниками Януковича (по крайней мере, в столице). А вот Евромайдан войдёт в историю Украины в том числе благодаря уличному насилию: штурму Кабмина и Администрации президента, захвату КМДА и, самое важное, жестокой зачистке Майдана независимости. И если в 2004-м милиция была «с народом» - во всяком случае, так было возможно подумать, - то в 2013-м за ней закрепилась слава то ли жестоких дуболомов, то ли злонамеренных садистов. Масла в огонь подлило и то, что зачистку Евромайдана осудил даже Янукович.
Различие восьмое. Тема сеператизма. В отличие от 2004-го года, сегодня тема сепаратизма не столь популярна (во всяком случае, на начало декабря, а там всякое может быть). Во время «оранжевой революции» был и скандальный Северодонецкий съезд Партии регионов, и заявления из западноукраинских областей о неподчинении президенту Януковичу. Также активнейшим образом в СМИ, на политических трибунах и в народе муссировалась тема разделения Украины. А вот Евромайдан пока что таких тенденций не спровоцировал. Возможно ещё и потому, что «регионалы» не могут явно апеллировать к этой теме, поскольку находятся у власти. В то же время, оппозиция ещё надеется на победу (пусть и маленькую) и тоже претендует на государственную власть.
Конечно, о завершении общественно-политического катаклизма «Евромайдан» пока ещё рано. Как показали события, ситуация может весьма резко поменяться – и порой слабо предсказуемым образом. Соответственно, возможны лишь промежуточные выводы и обобщения. И сравнивать оба события полезно не только в качестве интеллектуальной разминки. Ведь как бы мы не относились к идеям, витающим на майданах, именно в этих катаклизмах рождается украинское гражданское общество.
Фото Украинской правды