Девальвация красных знамен
Верховная Рада 21 апреля постановила вывешивать на 9 мая в общественных местах красное знамя наряду с государственным флагом. Большинство украинцев, участвовавших во 2-й мировой войне, воевали под этим знаменем, красное знамя – это не столько советский флаг, сколько символ победы над нацизмом. По крайней мере, такова логика правящей коалиции, голосами которой было принято это решение. Оппозиция, напротив, считает, что, приняв такое решение, власть в очередной раз продемонстрировала свою украинофобскую сущность, приравняв символ тоталитарного строя с флагом независимости. Третья точка зрения, которую обычно разделают люди, претендующие на роль голоса здравомыслия в нашем украинском дурдоме: флаги и баталии вокруг них отличный способ отвлечь внимания от насущных проблем страны
Все три точки зрения имеют право на существование, но в них содержится и большая доля лукавства. Сторонники красного знамени, действительно, хотят не столько почтить память воинов-победителей, сколько насолить «националистам», а противники забывают о том, что для значительного числа украинцев советская символика не является напоминанием об оккупации. В свою очередь, здравомыслящие упускают из виду то, что какими бы манипулятивными ни были вброшенные политиками вопросы флагов, памятников, названий улиц и т.д., но от идеологии в нашем наэлектризованном обществе никуда не уйти – если бы людей не волновали подобные вопросы, политики бы их и не поднимали.
Потому попробую соригинальничать и высказать четвертую точку зрения о вызвавшем споры решении Верховной Рады. Но для начала расскажу историю из личного опыта. Когда в 2008 г. шло голосование за «Великого украинца», мы с товарищем как-то обсуждали за кого голосовать в «финале», когда число претендентов уже было ограничено. Я, мысленно перебрав варианты, сказал, что проголосовал бы за Вячеслава Черновола (что и сделал) - все-таки он олицетворял шанс на европейское развитие Украины, пусть так и оставшийся нереализованным. Товарищ посмотрел на меня с презрением: «Все нормальные люди голосуют за Бандеру».
Какова мораль этой истории? За последние годы из всего широкого спектра борцов за украинское дело его олицетворением стал именно лидер одной из фракций Организации Украинских Националистов Степан Бандера. И заслуга в этом вовсе не нынешних последователей идей интегрального национализма, а тех политических сил, которые сейчас объединены в правящей коалиции – союза Партии Регионов и КПУ. Бандера, при всех прочих раскладах имевший шанс остаться «региональным» героем для Западной Украины, превратился в главный символ сопротивления «врагам украинского народа», именно благодаря пропагандистской активности «бело-голубых» и «красных». Легко представить искреннего «бандеровца» родом из Львова, гораздо сложнее представить его в Луганске, оплоте «русскоязычия» и заповеднике ностальгии по СССР. Но спросите у любого человека в Луганске, который придерживается радикально проукраинских взглядов, кого он считает героем Украины – и в 99 случаях из 100 получите ответ, что Бандеру. При этом представление об этом историческом деятеле люди имеют на уровне 2-3 пропагандистских штампов.
Тут в ход идет тот принцип, который в свое время гениально сформулировал Иосиф Бродский: «Если Евтушенко против колхозов, то я за». Тут не столько люб Бандера или Шухевич, сколько ненавистна власть с ее примитивной пропагандой, в которой под видом «антифашизма» проталкивается неприязнь ко всему украинскому. Поэтому раз ПР против Бандеры, то мы за.
В случае со знаменами ситуация получается еще показательнее. Если не очень популярная власть начинает в своей идеологической политике агрессивно поднимать на щит победы сталинский СССР, то вполне логично предположить, что по логике «любви назло власти», в стране большую популярность будет приобретать его противник. Да-да, именно Адольф Гитлер. Чем больше коррумпированная и некомпетентная власть будет размахивать красными знаменами Победы, тем более они будут девальвироваться, и все у большего числа «протестных элементов» появится соблазн приветствовать друга друга салютом «от сердца к солнцу».
Этот процесс «фашизации» общества идет уже давно. Еще в советские времена вызывавший тошноту всей страны брежневский агитпроп так набил оскомину своим культом «Великой Отечественной», что в обществе исподволь возникла мода на фашизм.
Напомню, что одним из признаков «перестройки» в Луганске стал слух о том, что неонацисты готовят на 20 апреля 1989 шествие в честь дня рождения Гитлера (казалось бы – откуда???), примерно в те же годы моего одноклассника исключили из пионеров за то, что он нарисовал свастику на красном галстуке. Делу не придали широкого звучания, потому что кроме свастики он изобразил еще и слово из трех букв, и поступок сочли безыдейным хулиганством. Хотя, как по мне, это сочетание очень показательно. Все эти свастики, зиг хайли, портреты «дедушки» Гитлера были не столько проявлением симпатии к нацизму, как идеологии или практики, сколько проявлением презрения к «совку».
Меня могут упрекнуть в надуманности концепции, но, позвольте, если за несколько лет антибандеровской агитации табачников и колесниченко мы получили Бандеру как главного национального героя, то страшно подумать, что выйдет из того, что теми же руками будет лепиться культ Великой Отечественной войны, по проверенным брежневским лекалам и с украинофобским азартом. При всей символичности протеста «назло», стремления показать фигу власти в общество вливаются и соответствующие идеи.
Не будем забывать, что Бандера был террористом и сторонником этнических чисток, а Гитлер развязал войну и проводил политику геноцида. И вот уже ультраправые на полном серьезе в Украине рассматриваются, как альтернатива действующей власти. Любая попытка заигрывания с тенями прошлого, особенно, если оно кровавое, чревата.
Когда Янукович пришел к власти, автор этих строк наивно предполагал, что идеологические баталии времен правления Ющенко отойдут в прошлое. Дескать, новая команда прагматична, сориентирована на экономику, и все эти историко-филологические штудии будут ей просто неинтересны. Ясно было, что все достижения в гуманитарной сфере времен Ющенко будут нивелированы, но по крайней мере намечался национальный консенсус – во Львове чествуют УПА, в Луганске – советскую армию, а центральная власть присматривает за равновесием сил. К сожалению, шаги команды действующего Президента в гуманитарно-идеологической сфере, показали, что ставка сделана на продолжение разыгрывания карты раскола Украины, спекуляции вокруг спорных моментов истории. День Победы долгое время был одной из немногих консенсусных точек для украинской нации, судя по последним событиям, в топку политической целесообразности отправили и его.