«Дети не деградируют»
«Восточный вариант» продолжает цикл публикаций «Сквозь 20 лет: Украина сегодня».
В рамках проекта будут опубликованы очерки и интервью людей разных возрастов. Главная тема – итоги «двадцатилетки» независимости государства. Состоявшиеся политики, общественники, бизнесмены расскажут о своих мечтах образца 1991-го и реалиях в 2011-м, а молодежь, «дети перестройки» – о том, какой они видят Украину сейчас и какой будут строить ее дальше.
Учитель в СССР. «Официальная версия»: «К осознанию задач построения нового общества учителя шли через творческое участие в перестройке системы народного образования и проведении культурной революции в СССР. Реализация ленинского указания о превращении учительства в главную армию социалистического просвещения явилась одним из важнейших итогов этой революции, в ходе которой осуществлены идейно-политическое перевоспитание и педагогическая переподготовка дореволюционного и создана система подготовки нового Учителя. В Советском государстве создан новый тип народного учителя. Его труд приобрёл высокую общественную значимость, он «... тем ценен и прекрасен, что... формирует самого человека... Учитель... осуществляет связь времен, он – звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее...» (Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, 1973, с. 228).
Учителю (педагогическому работнику) принадлежит решающая роль в воспитании и образовании, совершенствовании учебного процесса. «... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» (Ушинский К. Д., Собр. соч., т. 2, 1948, с. 64). От личности Учителя (педагогического работника), его передовых общественных убеждений, культуры и образованности, педагогического мастерства зависит успех подготовки молодого поколения к жизни – его нравственный облик, мировоззрение, любовь к науке, способность к творческому труду в социалистическом обществе в условиях научно-технической революции. Специфика профессиональной деятельности Учителя (педагогического работника) заключается в его постоянном воспитательном воздействии на детей, подростков и юношество, что требует самого внимательного отношения к особенностям их возраста, чуткого понимания их запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем умения целенаправленно управлять процессом развития личности. Учитель (педагогический работник) при этом имеет дело как с отдельной личностью, так и с коллективом учащихся, деятельностью которого он руководит, используя её в воспитательных целях (см. Классный руководитель). Интерес к работе с детьми, любовь и близость к ним, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях с учащимися являются необходимыми качествами личности Учителя (педагогического работника) Коммунистическая убеждённость, широта культурного и научного кругозора, высоконравственное поведение, педагогическое мастерство служат основой авторитета Учителя (педагогического работника)».
Марина, 22 года
преподаватель в химико-биологическом лицее
- В Советском союзе профессия учителя была уважаемой и престижной. Что изменилось с того времени?
- Мне сейчас 22 года, я только окончила университет. Там мы делали довольно много: сами понимаете, студенческое самоуправление; было много возможностей, много реализации. Сейчас я как молодой учитель «набиваю шишки». Труд непрестижный, зарплата маленькая, но работа по-хорошему затягивает. Привязываешься очень сильно к детям и видишь, как они развиваются, это созидание. Выходишь на улицу, там пьют, курят, гуляют – совсем другое… Здесь они учатся, стараются. Например, две грамоты получили, я за них безумно рада. Если говорить об СССР, с того времени развалили очень много, и пройдет еще десятилетие, пока восстановят престиж моей профессии. А с точки зрения молодого поколения нет никаких преград, я думаю.
- Произошло обесценивание профессии?
- Люди боятся становиться учителями…
- А ты почему решилась?
- Если честно, я хотела пойти работать на завод – по специальности я биохимик, – но сразу, с ходу чего-то там не найдешь, нужно развиваться, получать еще образование. Кроме того, по договору с университетом я должна отработать три года. Почему бы и нет, в престижном учебном заведении? Заодно и отшлифую свои знания.
- Сейчас ты по долгу службы общаешься с молодежью; какие у них моральные ценности?
- Наше поколение сильно от них отличается. Сорвиголовой я никогда не была, но вспоминаю некоторые моменты с улыбкой…
Они очень ценят коллектив, внимание к ним. Понятное дело – кто-то из них курит, кто-то гуляет, вся молодежь так… За что я их уважаю – за то, что они не подбивают друг друга, каждый из них разный, каждый из них интересный: один занимается спортом, другие рисуют, третьи читают, решают… Деградации нет, я не заметила. Я была уверена, что когда приду сюда, схвачусь за голову – 14, 15, 16 лет, они же неуправляемы. Но нет - нормальные дети.
- Какой возраст учеников?
- Закончившие 9 класс. Здесь они готовятся к поступлению в медицинский. Учатся дети с 8 утра и до 5-6 вечера, школа закрытого типа.
- Дети хотят учиться, добиваться чего-то в жизни?
- Я очень удивилась после первого родительского собрания: когда я училась в школе – нас больше заставляли. И вот, первое собрание, двадцать человек родителей… Мы пообщались, из 20 родителей ни один не медик. А дети говорят – мы хотим стать врачами. У них свои цели, своя мотивация. Одни хотят быть стоматологами, другие хирургами, третьи фармацевтами… Кто-то хочет стать патологоанатомом. Направления разные, никакого принуждения нет. С дисциплиной проблем нет. Конечно, это такой возраст, когда личные проблемы волнуют, и они выходят на первый план, но все равно…
- Уверена, что будешь работать учителем через три, пять лет?
- В любом случае я, как молодой специалист, буду работать три года. Буду ли я продолжать работать, зависит от того, насколько я к детям привяжусь. В принципе, для меня зарплата – не главное в работе, потому что я стараюсь находить вторую, третью работу, чтобы поддерживать себя на плаву. А если перспектива будет аналогичной, как 25 лет назад – зарплата, льготы, - я бы осталась, потому что мне нравится.
- Что думаешь по поводу высшего образования? Оно нужно?
- Многие, получив его, не работают по специальности. Высшее образование сегодня поставлено на производство, каждый может его получить. Более того – одно, два, три образования, от этого падает его ценность. Вузы стараются взять как можно больше специальностей, зачастую не готовя их должным образом. К примеру, те же массовые коммуникации, реклама, где молодые люди сами развиваются, читают книги, а преподаватели старой закалки современных методов не знают. Если много людей хотят получить высшее образование, это не значит, что они получат качественное образование. Если оно будет качественным, получаемым за труд, как за границей, – возможность получить высшее образование станет более перспективной, и специалисты, имеющие его, будут больше цениться.
- Полученные в вузе знания используешь на практике?
- У нас на факультете мы трижды проходили практику: была больница, была лаборатория в университете и была лаборатория на химзаводе. Закрепляли знания. К тому же, куда человек хочет идти – сразу может определиться.
Многие молодые люди сталкиваются с проблемой, что не сразу берут на работу – без опыта, это проблема, которую нужно решать. Не берут даже на полставки.
- Хочешь учиться дальше?
- Пока, в первый год, осмотрюсь. Либо останусь здесь, либо буду получать второе высшее – по фармацевтике, дальше развивать то, что получила. Хочу работать ученым в лаборатории. Кроме того, там можно заниматься тем, чему учили – поэтому перспективно. Но, опять же, зарплата – средняя там где-то полторы тысячи.
- Ты говорила о второй и третьей работах…
- Занимаюсь переводами: приносят документацию, я ее перевожу. Я изучила английский, не хочу его забывать. Еще вариант – репетиторство, с ребятами занимаюсь. Чем буду заниматься дальше? Какой будет зарплата… На такую, как сейчас, семью содержать, конечно, не получится…
Читайте: «Об Украине. Нашей и не нашей»,
«Украинские люди более открыты»
«У нас ментальность – каждый сам за себя»
«Созидание – вот главный атрибут героя нашего времени»
«Я из тех, кто «развалил СССР»
«С ума можно сойти: в отделении 60 человек лежит, и у каждого – рак»
«Слушаю советы и поступаю наоборот»
«Часи тоталітаризму минули, проте уряд чеснішим не став»
«Я начал задумываться, чего я хочу как душа»
«Мне нравится, что у меня есть много возможностей»
«Лично я, как настоятель храма, всегда ожидаю очередные выборы»