Чиновников заставят декларировать расходы
С 1 июля вступило в силу большинство статей Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Власть начала устранять правовой вакуум в этой сфере, но насколько эффективно – покажет время.
ТРУДНЫЕ РОДЫ
«Восточный вариант» уже писал о сложной судьбе антикоррупционных законов.
Напомним, 11 июня 2009 года Верховная Рада Украины приняла пакет антикоррупционных законов: «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения». На первый взгляд, это был прорыв в законодательном обеспечении борьбы с коррупцией. Казалось, что Европа наконец-то заставила украинскую бюрократию принимать меры против тотального взяточничества, «связей» и жизни не по доходам. Законы вступили в силу 1 января 2011 года, ноне надолго. 5 января 2011 вступил в силу закон, которым их просто отменили. Такие действия привели к тому, что в Украине в течение полугода вообще отсутствовало законодательство о борьбе с коррупцией. Ведь краткосрочное вступление в силу пакета антикоррупционных законов привело к отмене с 1 января 2011 действия Закона Украины «О борьбе с коррупцией», худо-бедно позволявшего силовикам периодически хотя бы демонстрировать эту самую борьбу с 1995 года.
Чтобы сохранить лицо, власть заявила, что отмена пакета антикоррупционных законов вызвана необходимостью их доработки. Эта «доработка» должна была заключаться в принятии другого законопроекта, внесенного 17 декабря 2010 г. Президентом Украины Виктором Януковичем. Однако внятных пояснений, почему этот законопроект нельзя было быстро принять (как это делают с другими важными законами регионалы), не последовало. В результате он был включен в повестку дня 21 декабря 2010 г., принят за основу 23 декабря 2010 г. Второе чтение в парламенте было назначено на 18 февраля 2011 г., но состоялось 3, 4 и 15 марта и окончательно он был принят 7 апреля 2011 года. Не спешили передать законопроект и Президенту на подпись, уточняя после принятия в парламенте его содержание и даже «заменяя страницы».
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ РЕЕСТР
Одной из проблем старого антикоррупционного законодательства была «временность» последствий. Пойманный на коррупции чиновник после утверждения судом протокола о коррупции или решения суда об амнистии, условном сроке или же освобождении от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки (уволен с должности – уже брать взятки не сможет), мог быстро поменять букву в фамилии или отчество и … возвращаться на работу. Реестр, позволявший отслеживать таких лиц и не допускать их возврата на госслужбу отсутствовал, чем все дружно и пользовались. Фактически борьба с коррупцией у силовиков превратилась в игру «заставь чиновника поделиться с ближним», что не только не способствовало борьбе с коррупцией, а еще больше ей способствовало.
Теперь же, согласно части 2 статьи 21 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», сведения о лицах, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в трехдневный срок со дня вступления соответствующего решения суда в законную силу ( в случае, если коррупционер привлекается к ответственности, на него накладывается взыскание) заносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Формирует этот реестр Минюст.
Согласно же статьи 22 того же закона, лицо, которое обвиняется в совершении преступления в сфере служебной деятельности, не имеет права исполнять свои обязанности до рассмотрения дела судом. Чиновник же, в отношении которого составлен протокол об административном коррупционном правонарушении, должен быть отстранен от работы до окончания рассмотрения дела по решению непосредственного руководства. Если суд не усмотрит состава административного правонарушения в действиях отстраненного должностного лица, ему выплатят средний заработок за время вынужденного прогула.
Когда дело будет рассмотрено, лица, признанные виновными и понесшие уголовную или административную ответственность за коррупцию, должны быть уволены в течение трех дней со дня получения копии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу. Об этом руководитель осужденного, опять же, в трехдневный срок, письменно уведомляет суд и специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам государственной службы.
ОБЩИЕ МЕРЫ
Кто сталкивался с советским уголовным судопроизводством тот знает, что практически все обвинительные заключения обязательно сопровождались частным постановлением следователя по поводу обстоятельств, действий и бездействий других лиц, способствовавших совершению преступления. Фактически власть требовала не просто сажать преступников, а выявлять причины преступлений и работать над их устранением (например, плохая охрана социалистической собственности или отсутствие реакции на асоциальное поведение в коллективе). Кроме следователей и органов прокуратуры, осуществлявших общий надзор, аналогичное полномочие было и есть у суда. В независимой Украине нормы о частных определениях судов и постановлениях прописаны не только в уголовно-процессуальном законодательстве, а и во всех других кодексах: гражданско-процессуальном, хозяйственно-процессуальном, административного судопроизводства, об административных правонарушениях. Только меры предупреждения никого особо не интересуют – большинство судей просто не хотят тратить время и описывать в частном определении проблему, а потом и контролировать реализацию предписанных мер. Неудивительно, что требования реализации превентивных мер на будущее было одним из ключевых требований к новому законодательству.
Согласно части 4 статьи 22 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» теперь будет проводиться обстоятельное служебное расследование с целью выявления причин и условий, способствующих коррупции. Специальный орган власти будет следить, чтобы они были устранены.
По «недоброй» традиции, порядок проведения такого расследование в законе не прописали, поручив это Кабинету Министров Украины. Когда такой порядок будет разработан? Насколько он будет эффективен, если Кабинет Министров Украины в общественном сознании едва ли имеет достаточно авторитета?
Отдельно в ст. 24 закона прописали, что нормативно-правовые акты, решения, принятые в результате совершения коррупционного правонарушения, будут отменяться уполномоченным органом или должностным лицом. А согласно части 2 этой же статьи, сделка, заключенная в результате коррупционного правонарушения, является недействительной. Если эти нормы будут реализованы на практике, то многочисленные инструкции и разъяснения, делающие невозможным получение какого-либо согласования или разрешения без взятки, будут отменены. Также со временем сократится число сопутствующих фирм, которые через коррупционные связи помогают регистрировать, получать разрешения и согласования.
КУМОВЬЯ-РОДСТВЕННИКИ
В соответствии со статьей 9 закона, уполномоченные государством или местным самоуправлением лица не могут иметь в непосредственном подчинении близких. Также они обязуются уведомить руководство органа, на должность в котором претендуют, о работающих там «кумовьях». Исключение из правила составляет непосредственное подчинение в связи с пребыванием каждого из близких на выборной должности. Но и тогда чиновникам запрещается участвовать в работе коллегиальных органов при рассмотрении вопросов о назначении на должность близких им лиц и любым другим способом влиять на принятие подобных решений.
В случае возникновения обстоятельств, нарушающих указанные требования, один из связанных неформальными отношениями коллег должен перевестись на другую должность, исключающую непосредственное подчинение. Если это не произойдет добровольно, то будет сделано принудительно – в месячный срок с момента возникновения противоречащих закону обстоятельств. В случае невозможности перевода родственника, находящегося в подчинении, на другую должность, такое лицо подлежит освобождению от занимаемой должности.
Другой вопрос, как все эти неформальные отношения будут доказываться. Не станут ли силовики заставлять православных священников «стучать» в духе советских времен: а чиновник А. стал крестным отцом сына чиновника Б. и теперь они «кумовья»?
ПОДАРКОМ БОЛЬШУЮ ВЗЯТКУ НЕ ПРИКРОЕШЬ
Статья 8 урегулировала вопрос подарков. Теперь уполномоченным государством или органами местного самоуправления лицам (нардепам, судьям, госслужащим, военнослужащим, сотрудникам милиции, уголовно-исполнительной службы, налоговых органов и милиции, прокуратуры, СБУ, дипломатической и таможенной служб, членам ЦИК) запрещается получать подарки и пожертвования от кого бы то ни было. В том числе – от подчиненных.
Однако часть 2 той же статьи 8 разрешает принимать подарки, соответствующие общепринятым представлениям о гостеприимстве, кроме случаев, когда стоимость такого подарка превышает 50% минимальной зарплаты, установленной на день дарения. Также, в течение года подарнов можно быть на сумму не выше эквивалента одной минимальной зарплаты (на 1 января 2011 г. – 941 грн). Подарки, переданные в дар государству, АРК, территориальной общине, государственным и коммунальным учреждениям являются государственной или коммунальной собственностью и передаются органу, учреждению или организации.
«ЗОЛОТЫМ ПАРАШЮТАМ» – НЕТ!
Одной из распространенных форм взятки (и не только в Украине), является система «золотых парашютов». То есть чиновник принимает важное решение или нарабатывает связи – а затем уходит работать в профильный бизнес. Яркий пример – действия канцлера Германии Герхарда Шредера, согласовавшего с Владимиром Путиным строительство Балтийского газопровода «Северный поток», а затем возглавившего дочернюю компанию «Газпрома». Если не прописаны принципы «конфликта интересов» в законодательстве, тогда такие действия даже коррупционными назвать нельзя – это свобода трудоустройства специалистов, наработавших знания и навыки на госслужбе.
Теперь же статья 10 закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» ввела ограничения, правда незначительные и сроком всего на 1 год, тогда как в Европе распространенны контракты с запретом работать у конкурентов в течение 5-10 лет. В течение этого периода нельзя уходить на работу к бизнесу в этой сфере, разглашать служебную информацию о прошлом месте работы и вести судебные процессы против органа власти, где работал ранее. В Украине такие факты имеют место - например экс-зам-генпрокурора Алексей Баганец теперь он защищает Юрия Луценко в деле по обвинению Генпрокуратуры.
ГЛАВНОЕ – ОТЛОЖИЛИ НА ПОТОМ
Больше всего чиновники боятся вводить механизмы реального контроля, а именно -декларацию не только доходов, но и расходов, и не только самих чиновников, а и их членов семей. Ведь тогда общественность сможет получить юридическое подтверждение гигантского несоответствия уровня жизни высших чиновников их официальным доходам. Это сейчас деньги легко легализируются и оформляются на бизнес, например, жены – расходы же вообще никто особо не контролирует. Поэтому статья 11 закона о противодействии коррупции по специальной проверке перед назначением на государственную службу (в том числе достоверности сведений об имуществе и финансах) и статья 12 о финансовом контроле вступят в силу лишь с 1 января 2012 года. Возможно.
Фото с сайта "Ежедневного журнала"
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.