БИЗНЕС В ЖКХ: ПОЧЕМУ НЕТ ИНВЕСТИЦИЙ?
Много лет подряд мы слышим от луганских чиновников о необходимости активного привлечения частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство области. Но, увы, дальше разговоров дело пока не идет. Некоммунальные компании, которые работают в Луганской области, можно пересчитать по пальцам. Да и те, что работают, с большим трудом сводят концы с концами. А износ жилищно-коммунальных сетей тем временем достигает 80% и выше.
В чем же дело? Что или кто тормозит частные инвестиции в ЖКХ?
КАПЛИ ИНВЕСТИЦИЙ В МОРЕ ПРОБЛЕМ ЖКХ
Активно чиновники заговорили о частных ЖЭКах после алчевской трагедии в январе 2006 года. Твердили, что убыточные коммунальные предприятия не в состоянии навести элементарный порядок в отрасли. И только частные компании смогут обеспечить более высокое качество обслуживания. Власти гарантировали поддержку бизнеса в этом направлении.
Однако на практике все получилось совсем по-другому. Власти ничего не сделали, чтобы привлечь предпринимателя в данную сферу. Нет конкурсов, нет конкуренции…
Например, в Лисичанске по сей день ни единого частника, который работал бы в коммунальной сфере.
- Есть предложения от инвесторов как отечественных, так и зарубежных, но я считаю, что в коммунальной отрасли с бизнесом можно работать только по программе государственного частного партнерства. Когда 49% - частные инвестиции, а 51% - собственность громады. И руководить этой структурой должны представители громады. Пока такая форма не закреплена законодательно, сотрудничество с бизнесом не приемлемо, - считает городской голова Лисичанска Сергей Дунаев. – Сейчас Лисичанск попал в программу децентрализации теплового хозяйства – полный переход на автономное отопление квартир. Есть повод привлечь инвесторов с разных сторон – государственного и частного.
В Рубежном есть частная компания, которая обслуживает часть жилого фонда. Хорошо ли плохо, но она работает на рынке уже пятый год, и именно она, как главный конкурент, «тянет» за собой своих коммунальных собратьев.
- В принципе, работой этой компании мы довольны. Она справляется со своей задачей. Единственный нюанс – на ее территории жильцы плохо идут на создание ОСМД. Хотя, на мой взгляд, путь к единению и взаимодействию в ЖКХ между собственником и жильцами лежит именно через создание ОСМД, - говорит мэр города Рубежное Анатолий Бусенков.
Есть еще несколько частных предприятий в Свердловске, Антраците, Рубежном… В Луганске – это ЧП «Теплоремонт», которое обслуживает жилой фонд поселка Юбилейный, и ЧП «Луганьбудсервис», обслуживающее часть жилья в Жовтневом районе.
На этом успехи реформы ЖКХ в жилищной сфере заканчиваются.
БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Инициатива частного капитала в ЖКХ зачастую упирается в диктат со стороны местных властей, которые всячески сопротивляются демонополизации отрасли. Сейчас все ЖЭКи находятся в управлении у местных советов, соответственно, чиновники назначают руководителей домоуправлений, курируют закупки материалов и оборудования и списывают сотни тысяч гривен на несуществующие ремонтные работы, которые потом оседают по карманным фирмам. Вроде ЖЭКи в долгах как в шелках, а менеджеры с дорогими мобильными телефонами, на приличных машинах. И всем понятно, на чем зарабатывают эти руководители.
Частные компании вынуждены всеми способами бороться за право входа на луганский рынок ЖКХ.
- У меня много обращений от луганчан, которые, видя наши достижения, хотят перевести свои дома к нам на обслуживание. Мы готовы расширять подведомственную территорию. Я неоднократно просил об этом руководство города. Однако вопрос остается открытым, - сетует генеральный директор ЧП «Луганьбудсервис» Владимир Заваляк.
Зато сегодня луганские власти отдают жилой фонд, который обслуживает ГКП «Благоустройство», другому возрожденному ГКП – «Луганск-жилье». Без тендера, без конкурса, не предоставляя луганчанам даже право выбора.
Проблема инвесторов еще и в несовершенстве законодательной базы жилищно-коммунальной отрасли.
- Вся законодательная база и система ЖКХ сейчас построена не под инвестора, а под спонсора, причем под единственного – государство, - говорит Владимир Заваляк. – Есть много бизнесменов, готовых хоть сегодня вкладывать собственные средства в ЖКХ, при условии в дальнейшем получать прибыль. Но пока для инвесторов такие перспективы не созданы. Такой пример: мы модернизируем жилой фонд по программе энергосбережения, экономим электроэнергию, а в результате сэкономленные средства должны отдать жителям в виде перерасчета. Мало того, что мы теряем деньги, потраченные на оборудование и счетчики, так еще, если не сделаем перерасчет жильцам, должны будем заплатить штраф, в три раза превышающий сэкономленную сумму. Спрашивается, где логика, где интерес предпринимателя вкладывать инвестиции в энергосбережение?
Еще один «нюанс» работы в жилищной сфере: приказ МинЖКХ №150, согласно которому обслуживающая организация может выполнять текущий ремонт на домах в строго обозначенных рамках – например, заменить до 6% трубы в подвале, до 10% кровли или до 10 кирпичей в дымовенканале. Этот указ связывает работу частника по рукам и ногам.
- Скажите, как можно ограничиться 10-ю кирпичами, если на доме дымовенканал разрушен по самый чердак? И почему я могу заменить только 6% трубы, когда вся система в подвале прогнила? Этот указ нужен только для того, чтобы коммунальные предприятия могли прикрыть ним свое бездействие, - возмущается гендиректор ЧП «Луганьбудсервис». - Я готов делать в домах больше нормы, но не имею права, потому что за нарушение «пределов» предприятие ждет штраф, в три раза превышающий тех «лишних» денег, которые я потратил на благо жителей. Вот так у нас реформируют ЖКХ. Мы не просим многого: дайте нам возможность быть инвесторами и вкладывать средства в жилой фонд. Мы готовы без помощи государства привести жилье в порядок и сделать из ЖКХ прибыльный бизнес. Люди будут жить в комфортных условиях и получать весь объем услуг, а мы достойную оплату за добросовестно выполненную работу. Но… - предприниматель только разводит руками.
ИГРЫ В ДЕМОКРАТИЮ
Еще одна причина, по которой частный капитал не спешит в отрасль, - тарифный вопрос. Согласно закону Украины «О жилищно-коммунальных тарифах» частные ЖЭКи не могут сами устанавливать цены на предоставление так называемых базовых услуг. Стоимость подготовки дома к осенне-зимнему периоду, вывоза мусора и прочих эксплуатационных услуг не должна превышать установленные местными властями тарифы для города в целом. Однако во многих городах Украины, и в Луганске в частности, установленная местными властями стоимость этих услуг ниже уровня экономически обоснованной. Это-то и настораживает предпринимателей.
Отпугивает инвесторов и отсутствие гарантии на оплату предоставленных ими услуг. Как известно, в Луганске только 50-60% жителей регулярно оплачивают коммунальные услуги.
И все-таки главное препятствие на пути выхода инвесторов на коммунальный рынок – это «политические игры» власть имущих на проблемах ЖКХ.
- Я считаю, что не должно быть игры в демократию, а должна быть демократия. Сегодня власти делают упор на создании ОСМД. А в чем разница между ОСМД и частным ЖЭКом? У нас одни цели и задачи. Но отдельными обществами сложно управлять, их много, а рычагов влияния на них нет. Это приведет к хаосу. Кроме того, в одиночку ОСМД сложно выжить, и они все равно вынуждены будут объединяться в ассоциации, создавать управляющие компании… и придут к тому же частному ЖЭКу, от которого так упорно сейчас открещиваются власти, - считает гендиректор ЧП «Луганьбудсервис».
С Заваляком согласен и городской голова Алчевска Владимир Чуб.
- Мы сегодня не готовы к таким проектам (по привлечению частных предприятий к работе в сфере ЖКХ ,– «ВВ»), хотя еще в 2005 году было принято решение о передаче в концессию горводоканала, - говорит Алчевский городской голова. - Я не уверен, что частные структуры, придя в такие коммунальные проекты, смогут эффективно работать из-за проблем в законодательстве.