С чего начинаются выборы-2
«Восточный вариант» продолжает цикл публикаций, посвященных организационной подготовке в парламентским выборами, которые должны состояться в октябре 2012 года.
Изучение данных о выборах в ВРУ в 1998, 2002, 2006 и 2007 гг. позволило установить, что, например, на выборах в 2006 и в 2007 году происходили необъяснимые мутации в списках избирателей – в каких-то округах в день голосования убывало, а в каких-то - прибывало. Кроме этого, была отслежена четкая тенденция к увеличению количества избирателей, голосующих по месту пребывания.
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Для того, чтобы перейти к географической привязке электоральной активности, мы еще раз, более детально, рассмотрим приведенную ранее общую статистику, разложив информацию по округам. Мы пытаемся отследить картину общей активности избирателей области, определить динамику протестного голосования, расслоить электоральное восприятие разных видов выборов.
Мажоритарное волеизъявление в 1998 году по округам выглядело так:
На выборах в 2002 году картина мажоритарного голосования была такой.
А вот на выборах в 2006 и 2007 гг. многое изменилось. Электорат области избирал депутатов ВР по партийным спискам. Выборы были лишены мажоритарной интриги, а потому оказались намного «спокойнее» в количественном отображении. Заметно снижение количества недействительных бюллетеней, а также низкий процент избирателей, голосовавший «против всех».
Для наглядности сравнения мажоритарных и партийных выборов сведем вышеприведенные данные в единую таблицу.
Итак, резюмируем.
Мажоритарной составляющей выборов 1998 и 2002 годов характерны увеличение количества избирателей, проголосовавших против всех.. Разительно отличаются итоги голосований по разным видам выборов – количество голосовавших «против всех» в 1998 и 2002 годах за кандидатов-мажоритарщиков и за списки партий отличается очень существенно, также весьма значительно разнится и количество бюллетеней, признанных недействительными за «мажоритарщиков» и за списки партий.
А вот выборы 2006 и 2007 годов, на которых избирали кандидатов в депутаты по спискам партий, были лишены мажоритарной интриги, а потому оказались намного «спокойнее» в количественном отображении. Заметно снижение количества недействительных бюллетеней, низкий процент избирателей, голосовавший «против всех».
На выборах этой осенью парламентарии лишили избирателя права голосовать «против всех». Не приведет ли это к существенному падению явки избирателей на выборы, и возможно, к высокому проценту испорченных бюллетеней? Это зависит уже от самих кандидатов, от информационных кампаний по мобилизации «своего» электората, а также от подготовленности членов участковых комиссий.
К слову – самый высокий процент явки наблюдался в округах, в которые входят северные сельскохозяйственные районы области. Не исключено, что для жителей сел выборы - культмассовое мероприятие, которое невозможно проигнорировать. Вероятно, конкурс среди кандидатов в депутаты ВР по сельским округам будет небольшим – все-таки плотность населения низкая, расстояния между населенными пунктами велики, специфика восприимчивости сельским избирателем агиткампаний существенно скорректирует число желающих баллотироваться в этих округах.
Зато в компактных округах, включающих территорию одного-двух городов, плотность заселения электората выше, а, соответственно, кампания значительно менее затратная в организационно-техническом плане и привлечет повышенное количество соискателей голосов избирателей.
Теперь рассмотрим географическую составляющую округов области.
А теперь приведем границы избирательных округов, формировавшихся на выборах Президента.
Вполне логично сформированными, на наш взгляд, были избирательные округа на выборах Президента. Даже количество избирателей в них на настоящий момент вполне удовлетворяет требованиям Закона «О выборах…». Однако «нарезка» округов по матрице президентских выборов может не совсем совпадать с интересами групп влияния, приготовившихся к кандидатскому марафону в ВР и «окучивающих» приглянувшиеся территории.
Возможных вариантов «нарезки» избирательных округов не так уж и много. Принципы построения избирательных округов, предлагаемые нами, строились на таких базисах - общность по титульному для региона направлению производственной деятельности; общность по географическому расположению населенных пунктов, «сборка» округа из соседствующих административных образований. Учитывая, что согласно закону «О выборах…», одним из доминирующих факторов также должна являться установленная законом численность избирателей в округе, варианты «нарезки» округов уменьшились до трех.
Все округа области будут сформированы вокруг исторически сложившихся центров. Ключевыми городами при таком формировании будут являться
Луганск, Стаханов, Алчевск, Красный Луч, Северодонецк, Лисичанск, Краснодон, Свердловск.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОКРУГОВ
1 вариант: «Режем по минимуму»
По 2 округам получилось несколько алогично, однако целостность админформирований не нарушена и количество избирателей в округах минимально.
2 вариант: "Fantasy"
Стоит добавить, что сейчас ничто не препятствует общественным организациям области подготовить свои предложения по вопросу формирования избирательных округов в области и направить их в ЦИК. Нынешний «Закон о выборах…» утверждает, что избирательные округа будут созданы на постоянной основе и меняться в будущем уже не будут. Именно поэтому формирование округов сейчас имеет очень важное значение - по сути, оно станет фундаментом для построения определенной системы управления и манипулирования избирателями.