Недофинансирование музеев Луганщины открывает ворам путь к раритетным экспонатам
Драгоценные экспонаты музеев Луганской области становятся легкой добычей бандитов. Лишь 11 музеев области находятся под профессиональным присмотром госслужбы, остальные в лучшем случае нанимают сторожей, пишет ЛОТ.
За последние десять лет воры разграбили сотни музеев страны. Нехватка средств в местных бюджетах заставляет краеведов полагаться на судьбу. Лишь одиннадцать музеев области находятся под профессиональным присмотром государственной службы охраны. Остальные в лучшем случае нанимают сторожей. А между тем именно в музеях хранятся сливки культурного наследия. Профессиональные охранники советуют обустраивать помещение хотя бы минимальными средствами безопасности.
Как сообщает ЛОТ, громкая музейная кража последних лет была осуществлена в Луганской области в прошлом году. Неизвестные ночью ворвались в ровеньковский музей «Памяти погибших» и украли картину совместной работы луганских художников Фильберта и Вольштейн «Расстрел молодогвардейцев в лесу». Не спасло культурную ценность и сигнализация, которая по неизвестным причинам не сработала. Стоимость картины, по приблизительным оценкам экспертов, может достигать десяти тысяч долларов. Ровеньковский случай единичный.
В Новоайдарском краеведческом музее сигнализацию установили сразу после кражи в Ровеньках. Как и остальных музеи области, новоайдарских краеведов финансируют из районного бюджета. Правда, денег хватает только на заработную плату и оплату коммунальных услуг. В музее работают только директор и научный сотрудник. А нужно минимум семь работников. Нет хранителей, надзирателей, художников. Не хватает и экспозиционных площадей. Треть всех экспонатов хранят в хранилище, которым служит кабинет с несколькими шкафами.
Всего в музеях области хранятся более четырехсот тысяч экспонатов, для которых катастрофически не хватает экспозиционных площадей. Четверть всего музейного фонда посетители не видят. Некуда выставить. Тем не менее, все культурное наследие требует ухода. По самым оптимистическим оценкам культурологов, для надлежащей защиты экспонатов необходимо минимум три с половиной миллиона гривен. Музеи априори убыточны и в большинстве случаях выживают за счет благотворительной помощи.
Отсутствие единого реестра драгоценностей, хранящихся в музеях, вместе с хроническим недофинансированием отрасли в целом, могут фатально повлиять на надежность хранения раритетных экспонатов.