Рецензия. Виктор Пелевин «Т»
«Мастер боевых искусств граф Т. пробирается в Оптину пустынь. На пути ему встречается каббалистический демон Ариэль, который утверждает, что создал мир и самого графа Т. И это очень похоже на правду...», – говорится в аннотации «Т». Верить этому нельзя ни на грош. Книга, разумеется, вовсе не про надеваемый на «мускулистое тело» жилет–кольчугу «из переплетенных стальных лент, каучуковых нитей и китового уса», не про графа Толстого и не про демонов еврейских. А вот про что он – объяснить и просто, и сложно. Это же, кстати, относится и к вердикту «хорошо–плохо».
Кто кого пишет; кто есть автор, а кто перо; кто сосуд, а кто люйдунбиневский чайник – здесь не разобраться и с ведром кокаина.
В романе хватает и фирменных пелевинских каламбуров, и едких афоризмов, и метких характеристик сегодняшней российской действительности. Но уже очень заметно, как достала автора доставшаяся ему – за отсутствием других претендентов – должность летописца новейшей российской истории. Он, похоже, и в XIX век (где и происходит все действие книги) удрал исключительно от нежелания быть не то фельетонистом, не то зеркалом.
Но, Пелевин главный, потому что ни разу не разменялся. Вот уже много лет в каждой новой вещи он не отбывает номер, а говорит о чем-то важном. Важном для себя, естественно, но резонирующим с чаяньями многих.
Пелевин не скурвился, не сдулся, не исхалтурился. Роман «Т» – очень честный и, может быть, самый личный у него.