Наскальний живопис: як сартанська художниця прикрашає рідне селище
Юная художница из Сартаны Мария Головина расписала шесть камней для местного парка
Там, где одни видят просто камень, Марии удается рассмотреть причудливые рисунки птиц, кораблей и домов. При помощи кисти она дарит гранитным камням яркую индивидуальность.
“Восточный вариант” узнал о ее творчестве.
Мечта детства
Мария всегда хотела быть художницей. С самого детства девушку обучала ее мама. Она увлекается декоративно-прикладным творчеством, создает кукол из холодного фарфора. Это очень кропотливая и тонкая работа — нужно аккуратно вылепить руки, пальцы, нос, губы и глаза.
Любовь к творчеству и талант передался Марии. В старшем возрасте она обучалась художественному мастерству в Музыкальной школе №4 в родной Сартане.
Первая серьезная проба кисти была на внутренних стенах местной больницы. Мария как раз тогда только окончила «художку».
«Я пришла к своему доктору, и она сама завела разговор, что они хотели бы в больнице раскрасить стены. При этом, что интересно, она не знала, что я увлекаюсь творчеством», — рассказывает Мария.
Девушка посоветовала, как лучше выполнить такую работу, а позднее ее пригласили расписать стены.
«Мы назвали это “Сказка в больнице”. Картинки на стенах взаимосвязаны и словно рассказывают историю. Сначала хотели нарисовать разных животных, чтобы они соответствовали больничной тематике. Но я подумала, что детям не очень понравится смотреть на медведя с перебинтованной лапкой или на белку, плачущую от укола. Поэтому я решила изобразить принцесс — одну на лошадке, другая собирала цветы и так далее», — говорит Мария Головина.
После окончания школы девушка поступила в Харьковский национальный университет имени Григория Сковороды, где продолжила изучать изобразительное искусство. Но когда узнала, что в Мариуполе откроют филиал Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА), решила после двух лет обучения вернуться из Харькова и снова поступить на первый курс. О смене вуза не жалеет.
«Мне очень нравится. У нас есть художник, Анатолий Михайлович Манойлов. Он — Заслуженный художник Украины. То, что он рассказывал нам, я ранее не знала. Но при этом он нас учит так, что все сразу становится понятно. Он очень талантливый человек, я рада, что мы у него обучаемся», — говорит девушка.
Под кистью оживает даже камень
Летом Марии позвонила секретарь поселкового совета Сартаны и предложила сделать роспись для местного сквера. Камни в качестве холста выбрали неслучайно — во-первых, это необычно, а, во-вторых, так меньше шансов, что искусство украдут или испортят вандалы.
Каждый сюжет для своих гранитных холстов имеет свою историю.
«Если присмотреть, то на камнях, можно рассмотреть птицу или еще что-нибудь. Я смотрела на камень и четко видела, что вот тут, например, должна быть крыша дома, а вот тут — окно», — объясняет художница.
Так Мария разрисовала шесть гранитных булыжников разного размера. На одном изображен лебедь, на другом величественный греческий корабль, на третьем — древний воин, на четвертом — украинская хата в умиротворенный вечер. Под ее кистью камни заиграли разными красками.
Под жарким летним солнцем камни быстро раскалялись, поэтому девушка приступала к работе с шести утра и рисовала до восьми утра. Затем дневной перерыв, и вечером снова за «холст».
«На жаре я делала мазок, но не успевала даже размешать его с другой краской, как он уже засыхал. Я использовала водоэмульсионную краску. Она сама по себе стойкая, но от воды некоторые цвета размывались. Рисунок фиксировала обычным лаком, но в его основе был клей ПВА. Когда пошел дождь, я один камень не накрыла, специально оставила его, чтобы проверить, как он себя будет вести. В итоге он весь побелел и отходил слоями. Поэтому я дала ему на солнце просохнуть и уже потом мне взяли лак для наружных работ. Он очень надежно закрепил результат работы», — вспоминает девушка.
В будущем Мария мечтает расписать сартанский Музей истории и этнографии греков Приазовья, сделать скульптуры из бетона и подарить их Сартане.
В живописи ей больше всего нравятся пейзажи, а вдохновение Мария черпает из работ Леонардо да Винчи, Ивана Айвазовского и голландских художников — Винсента ван Гога, Рембрандта Харменса, Иерона Босха.