Босоножки Хрущева и спецшкола подпольщиков: что еще вы не знаете о Северодонецке
Рассказываем малоизвестные факты о Северодонецке
Недавно СМИ опубликовали материал о легендарной игре “Ну, погоди!”, созданной северодончанами. Действительно, едва ли не первая советская приставка, получившая в народе название “волк с яйцами”, знакома многим.
Фото: zmist.org
Но кроме этой истории в прошлом Северодонецка есть десятки других интересных, но малоизвестных фактов. Рассказываем несколько из них. И бонусом — историю человека, который кропотливо собирает такую информацию.
Кто основал город?
На этот, казалось бы, простой вопрос, ответа не знают поколения северодончан. Основателем города можно считать Александра Дмитриевича Забельского. Он родился в Уфинской губернии 7 марта 1889 года (по новому стилю). Занимался кооперацией, со временем переехал в Харьков. Несколько лет был торгпредом СССР в Австрии и Германии, продавал нефтепродукты, лес, зерно.
В сентябре 1933 года Забельского назначают начальником строительства Лисичанского азотно-тукового завода. Специалисты-строители жили в Лисичанске, зимой ездили конными фаэтонами с лисичанских холмов на левый берег и назад. Когда же весенний паводок смыл мост, Забельский принял решение, что рабочие должны жить ближе к комбинату (изначально же “город химиков” проектировали возле Лисичанска). Так от первых бараков у пересечении улицы Богдана Лещины и бульвара Дружбы народов ведет свою историю Северодонецк.
Забельский возвращается в Харьков, а в июле 1937 года его арестовали как участника “антисоветской террористической организации правых”. Обвиняют в затягивании строительства. Расстрельные списки подписывают Сталин и Молотов. 17 сентября приговор приводят в исполнение.
Реабилитировали Александра Забельского 20 лет спустя.
Храм на месте спецшколы НКВД
На окраине Северодонецка расположен красочный уголок, который носит название “Лесная дача”. Тут расположен и Свято-Хресто-Воздвиженский храм. Но мало кто уже знает, что в сентябре 1941 года в корпусах пионерлагеря на Лесной даче начала работать спецшкола по подготовке партизан и подпольщиков.
Здесь начались занятия на краткосрочных курсах подготовки разведчиков, минеров, радистов, командиров отрядов и подпольных групп. В литературе она известна под названием Ворошиловградская школа подготовки партизан и подпольщиков. Школа готовила кадры для подполья и спецгрупп Четвертого управления НКВД Украины.
Создавали спецшколу, читали лекции, проводили практические занятия партийные руководители и сотрудники УНКВД: уже в конце 1941 г. в Лисичанске были созданы два истребительных батальона, партизанский отряд. Во время первой оккупации города действовало три подпольные группы. Здесь было подготовлено 600 партизан и подпольщиков. Они учились закладывать мины на узкоколейке, которая проходила в 20 метрах от спецшколы.
Александр Зинов в книге "Лисхимстрой в годы войны" привел архивный документ, в котором об этой спецшколе сказано следующее: “Пропускная способность этой школы определялась в 200 человек. Ворошиловградская школа по своей численности оказалась самой большой в Украине. Школа подготовила 1212 человек для подполья, партизанской и диверсионной работы".
Школа была секретной. Документов и достоверной информации мало даже о Ворошиловградский период, а о Лисичанском практически совсем отсутствует. Поэтому история с Лисичанской школой обрастает легендами.
“Босоножки” от Хрущева
В 1963 году Северодонецк посетил Никита Хрущев. Он пообщался с работниками химкомбината. Очевидно, решил, что эти заводы находятся далеко от Первой проходной, и решил подарить им транспорт. Возможно, мысль о такой подарок возникла у него после того, как он увидел в уникальный автомобиль, кузов которого был изготовлен из северодонецкого стеклопластика — микроавтобус "Старт-2"
Вскоре химкомбинат получил два автопоезда на основе рижских микроавтобусов RAF-980/979 Riga. В главной машине было четыре ряда сидений, плюс в каждом вагончике по шесть рядов. Всего могли сесть 64 пассажира, скорость — 15 км/ч. Вагончики были без окон и дверей, сидения в нем сделали пластмассовые. Такая конструкция и дизайн вызвала у народа необычную ассоциацию и автопоезда прозвали “босоножками”.
Они начали курсировать от Второй проходной на завод синтетических мономеров и к заводу пластмасс. Но на химкомбинате во времена пересменки нужно было доставлять не десятки, а сотни и даже тысячи рабочих. Поэтому такой транспортн вскоре сняли с маршрутов.
Одну "босоножку" отдали в цех КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики). Там ее "модернизировали" и она возила не людей, а приборы из технологических цехов на ремонт и обратно
Город-оазис и “необычное” название
Эти и многие другие интересные факты о прошлом Северодонецка многим горожанам известны благодаря Сергею Каленюку. Он с удивительным трепетом и вниманием собирает и описывает их. Хотя сам сейчас живет за сотни километров отсюда в Житомирской области. Но именно Северодонецк стал для Сергея городом юности, куда он приехал молодым специалистом.
“У меня Северодонецк ассоциируется с оазисом. И сейчас, когда я уже покинул город и вернулся на родину, большинство из моего круга тоже уехали. Но в Северодонецке все равно опять много приезжих, родившихся не здесь. И хотя город уже не такой уютный и зеленый, он все равно остается оазисом для жаждущих. Оазис - место временного комфортного убежища. Таким оно, по-моему, и является. Здесь не берегут прошлое, не знают историю, даже музея нет. И не думают о будущем. Все временное. Оазис. Каждое поколение обустраивает свой уголок города, свой Северодонецк”, — размышляет Сергей.
Для него же Северодонецк остается городом юности со всеми его уютными уголками, информацию про которые он старается сохранить. Пишет о городе на украинском языке и даже название использует “СєвЕродонецьк” вместо общепринятого “СєвЄродонецьк”. Говорит, потому что знает топонимическую историю происхождения названия:.
“Сєвє-” не свойственно украинскому языку. В Украине есть восемь населенніх пунктов с русскоязычной основой "Север", семь пишутся "СєвЕр-" и только наш город "СєвЄр-". С 1997 года в Украине действует государственный классификатор ДК 014-97 “Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины”, где название города зафиксировано как “Сєверодонецьк”. А в 2008 Луганский областной совет якобы принял решение, которое никто не видел, в недействующий справочник Украинской ССР 1987 внести правки и “Сєверодонецьк” записать как “Сєвєродонецьк”. В 2008 году только Верховная Рада имела право вносить изменения в названия населенных пунктов”, — говорит он.
О прошлом Северодонецка Сергей, говорит, написал практически все, что знал. Сейчас планирует вернуться к написанию книги о ранней его истории периода “Лисхимстроя”. А также после образования Северодонецкого района и ОТГ опубликовать ряд материалов об истории и топонимике населенных пунктов, которые туда войдут.
Анастасия Дашко, “Восточный вариант”. Фото из материалов Сергея Каленюка