Активисты против черных лесорубов: неравная борьба на Донетчине
Как бороться с незаконной вырубкой деревьев? Своим опытом поделился эко-активист Виктор Дибров
Виктор Дибров – эко-активист, глава организации “Еко-родина”. Известный в Донецкой области своей борьбой с незаконной вырубкой леса. Он неоднократно задерживал нарушителей, которые спиливают здоровые деревья под видом санитарной чистки, в том числе, прикрываясь разрешениями на очистку дорог.
Экологической тематикой Виктор занимается не первый год. Его организация с 2015 года занимается воплощением стратегии устойчивого развития, темой обращения с твердыми бытовыми отходами, выбросами крупных промышленных предприятий. Это особенно актуально для индустриального региона.
С 2018 года “Еко-родина” подключилась к борьбе с черными лесорубами. Активисты выезжали на места вырубок и задерживали нарушителей.
“Самая насущная проблема – это вырубка зеленых насаждений, которая длится уже не один год. Мы никак не можем это ни узаконить, ни упорядочить, как-то привести в норму. Мы видим постоянно кучу лесорубов, бездействие правоохранительных органов. Мы видим то, что органы местной власти всячески содействуют черным лесорубам и этим вырубкам. Наша организация все выезды транслирует в фейсбук. Все могут увидеть, что часто показываются документы выданные местными органами власти, от которых они в дальнейшем либо отказываются, либо говорят что выдали разрешение на снос двух деревьев, а по факту снеслось 200-300 и так далее”, – говорит Виктор.
Виктор Дибров
По словам активиста, правоохранительные органы вносят данные по вырубкам зеленых насаждений. Но за все время своей деятельности он еще ни разу не видел, чтобы местные правоохранительные органы внесли данные по чиновникам.
“Кто-то же из чиновников давал разрешение, на кого-то возложена функция контроля за действиями подрядчиков, кого они нанимают. Но к глубокому сожалению, приходится бороться не только с черными лесорубами, но и с правоохранителями во время того, как мы выявляем факт незаконной вырубки”, – подчеркивает Дибров.
Пока лес вывозят фурами, полиция штрафует за валежник
Организация Виктора Диброва на протяжении многих лет выявляет и ловит лесорубов. По его словам, вырубкой занимаются одни и те же люди, а значит одни и те же за этим стоят. Как юрист Виктор говорит: в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрено, что если одно и то же деяние совершено одними и теми же людьми, то можно объединять уголовные производства. Когда “на горячем” ловят людей, которые вырубают 10-20 деревьев, это не принесет существенного ущерба. Но если ловят тех, кто 20 раз спилили по 10 деревьев, можем говорить, что этими людьми нанесен совершенно другой ущерб.
Фото Виктора Диброва
“У правоохранительных органов нет заинтересованности в выявлении и привлечении к ответственности. По факту нам приходится не только информировать полицию о происходящем преступлении, но и заставлять выполнить возложенные на них функции”, – говорит Виктор.
По его словам, чтобы что-то изменить, нужно чтобы люди, проживающие на этой территории, сами взялись и поняли – все принадлежит им. В месте, где они живут. В “Еко-родин” поступает много обращений, что жители сел нуждаются в дровах для отопления своих домов. Но люди не могут даже собрать себе валежник.
“С ними борются, местные жители не могут заготовить себе древесины на зиму, это преступление. Их ловят, а машины заполненные ГАЗели и ЗИЛы никто не замечает в упор. Не всегда можно определить кто пошел собирать валежник, а кто рубит лес. В результате могут пострадать невинные люди. В селах люди более прямолинейные, и могут сами наказывать пойманных, быстро приняв решение. Были случаи огнестрельных ранений, когда якобы лесорубам прострелили ногу. Разбирается полиция”, – рассказывает Дибров.
Вырубка в районе Славкурорта, фото Виктор Дибров
Полиция бездействует
По подсчетам Виктора, есть около 10 бригад черных лесорубов, которые находятся в подчинении одних и тех же людей. Они работают не только в Славянске и районе, они вырубывают зеленые насаждения и в других регионах. Это только те, с кем активисты встречались лично. Страшно представить сколько таких лесорубов остаются безнаказанными по всей стране.
“Те пильщики, которые входят в организованную группу, находятся под защитой своих покровителей. Все действия в отношении их максимально нивелируются правоохранительными органами. Надо отдать должное, экоинспекция регулярно выезжает на место по нашему сообщению, фиксируют. Все расчеты убытков по нашим заявлениям они передают в правоохранительные органы, а вот доходят ли они, приобщаются ли к материалам уголовного производства, мы не контролируем”, – говорит Дибров.
Фото Виктора Диброва
Как тогда бороться с нелегальными лесорубами?
Самые частые явления, где работают черные лесорубы, это посадки. Как объясняет Виктор Дибров, это потому что до настоящего времени посадки не инвентаризированы. Хотя децентрализация, которая проходит сейчас в Украине, обязывает местные органы власти инвентаризировать зеленые насаждения в громадах. Каждое дерево должно быть посчитано. Но местные органы власти либо совсем не выполняют это, либо выполняют частично.
Фото Виктора Диброва
“Так местная власть оставляет себе “лазейки”, чтобы можно было дальше вырубывать деревья. С лесами ситуация несколько иная. В Донецком лесхозе создана система электронного контроля деревьев. В громадах пока такого нет”, - рассказывает Дибров.
Местные жители боятся открыто противостоять черным лесорубам. Можно только догадываться кто стоит за вырубкой лесов и посадок и почему до сих пор никто не понес наказания. Виктор сам подвергался нападениям. В 2018 году его жестоко избили прямо во дворе дома родителей. Нападавшие были в масках, угрожали активисту. После этого Виктора госпитализировали в реанимацию с черепно-мозговой травмой.
Проблема ежегодной вырубки ежегодно становится всё острее. Чтобы остановить распространение болезни леса, и заодно использовать часть древесины, осуществляется санитарная рубка. Но здесь часто злоупотребляют. Пилят гораздо больше деревьев или вовсе подделывают документы.
В таких случаях нужно делать запросы в органы лесного хозяйства и экологической инспекции, действительно ли на этом участке позволено рубить деревья и сообщать в правоохранительные органы.
Мария Богач, Восточный вариант