Многомиллионный металлолом. Кто режет стекольный завод в Лисичанске?
Закрытая территория, вооруженные люди, фуры с металлоломом и судебные производства. Узнали, что происходит в “Пролетарии” на Луганщине
Шесть уголовных дел, внимание общественников и местных жителей не мешают неизвестным резать Лисичанский завод “Пролетарий” на металлолом. И все это происходит от истоков до современности предприятия.
“Восточный вариант” разобрался в ситуации.
Немного истории
Предприятие построили в 13-м году прошлого века. Но интересные нам события стали происходить во времена независимости Украины. До 2001 года предприятие имело статус государственного и практически не развивалось. Использовались уже имеющиеся мощности.
После 2001-го производства и помещения начали сдавать в аренду частным предпринимателям, и стекольный завод со временем превратился в закрытое акционерное общество.
Через 10 лет предприятие обрело статус публичного акционерного общества. Собственником контрольного пакета акций являлась фирма «FG Plant Holdings Limited». Но уже в 2013 году предприятие остановили.
Правозащитник и активист Лисичанска Анатолий Рыжков вспоминает, что именно во времена, когда предприятием по сути владела фирма «FG Plant Holdings Limited», на предприятии работало рекордное количество людей.
“Также в тот период для завода купили стекловаренную печь за 30 миллионов долларов. Собственно из-за нее в последнее время и разгорелся скандал. Ведь по нашим данным сегодня этого дорогостоящего оборудования просто нет”, - говорит Анатолий Рыжков.
В 2014-м году на территории завода обустроили военные базы боевики самопровозглашенной “Луганской народной республики” во главе с Алексеем Мозговым. Они вели оттуда артиллерийский и минометный огонь по блокпостам украинских военных и домам мирных жителей. Вооруженные силы Украины вместе с добровольческими батальонами, пытаясь выбить террористов с территории завода, повредили оборудование и инфраструктуру завода. В конечном итоге боевики покинули территорию “Пролетария”.
“Пролетарий” современный
В 2016 году по иску НАК “Нефтегаз Украины” Луганский хозяйственный суд признал завод “Пролетарий” банкротом. А через 2 года предприятие снова стало государственным. Людей буквально выгнали на улицу и, что примечательно, оставили на территории предприятия все личные вещи и инструменты сотрудников.
“Переходное” руководство обещало им возвращение на свои рабочие места, развитие и процветание завода. Пост на странице фейсбук с таким же содержанием написал тогдашний заместитель главы Луганской облгосадминистрации Юрий Клименко.
“Стеклозавод “Пролетарий” возрождается! Благодаря совместным усилиям облгосадминистрации и регионального отделения Фонда госимущества Украины в Луганской области, приказом Минэкономразвития создано госпредприятие Лисичанский стеклозавод. Это означает, что бывший монополист по производству флоат стекла, который с 2001 разворовывали его новые владельцы, получил шанс на государственную поддержку”, - уверял Клименко.
Сегодня, правда, чиновник утверждает, что был излишне оптимистичен в тот момент.
Сейчас же ситуацию он характеризует по-другому.
“Да, действительно, в период 15-16 лет областная государственная администрация неоднократно обращалась в Кабинет министров Украины с просьбой принять решение о деятельности стеклозавода "Пролетарий". В конце концов в 2018-м году были приняты соответствующие решения, был назначен руководителя предприятия, была создана комиссия. И мы думали, что действительно предприятие заработает.
Комиссия сделала аудит предприятия, и предприятию, к сожалению, не хватало средств, которые на восстановление производства, не были выделены. Областная администрация не могла из областного бюджета поддержать предприятие, потому что это разные линии финансирования. Государственное предприятие к нам не относится. То есть мы не можем из областного бюджета его поддержать. Было множество комиссий, где одна сторона, сторона области, пыталась сделать все, чтобы его запустили. Другая сторона, сторона Киева, информировала о том, что нужны большие инвестиции, которых в то время не было, для того, чтобы его запустить”, - объясняет Клименко.
Металлолом вывозят промышленными масштабами
Михаил Кравченко, фото автора
И как показали факты, именно с момента деприватизации на заводе стали происходить странные события. Местные очевидцы все чаще в соцсетях и “на кухнях”, а некоторые и открыто стали заявлять, что с территории завода вывозят металлолом промышленными масштабами.
Михаил Кравченко 30 лет проработал на этом предприятии. Сейчас живет за триста метров от проходной “Пролетария”.
“Вижу, через день выжигают кабели. Идет дым. Я живу прямо над забором. 300 метров. Каждый день воняет, я это вижу. А машины выезжают! Камазы выезжали, фуры выезжали”, - рассказывает он.
И таких свидетельств десятки, если не сотни.
Фото автора
Внимание общественников
Правозащитники, представители общественных организаций, местные активисты не один год обращали внимание на ситуацию вокруг “Пролетария”. Но почему-то именно в апреле 2020-го года решили попытаться прорваться на территорию предприятия. Им тогда помешали сначала военные, которые базируются на территории стекольного завода, позже - неизвестные вооруженные люди, заблокировавшие ворота.
Александр Овчаренко был одним из тех, кто в тот день хотел проникнуть на территорию завода и посмотреть его реальное состояние на сегодняшний день.
“Вышел человек с автоматом, сказал: “я не допущу вас, потому что тут воинская часть. Я сейчас доложу и будем решать”. Начал докладывать. В результате, когда это произошло, приехал представитель военизированной службы правопорядка, зашел дважды туда. Убрал военных от ворот. Но до этого и вооруженные физические лица ходили с военными. Нам сказали: “Мы военных убрали, а кто это мы не знаем”. Он сел и уехал, ВСП-шник”, - делится Овчаренко.
Фото автора
На все телефонные звонки по этому вопросу представители штаба операции Объединенных сил и Министерства обороны отвечают одно и то же. На территории завода “Пролетарий” находится военная часть, информацию о ней разглашать никто не имеет право.
Активисты вели переговоры с вооруженными людьми в штатском не один час. Вызвали полицию. Два патрульных автомобиля и следователь Лисичанского горотдела также не смогли пройти на территорию предприятия. После долгих перипетий полиция уехала.
Анатолий Рыжков написал заявление по факту бездействия правоохранительных органов. На этом бурная активность общественности практически закончилась. Отдельные люди продолжают писать в социальных сетях, поднимать эту проблему на местных телеканалах, но дальше разговоров дело не продвигается.
Попытки местной власти
Привлечь внимание центральной власти к проблеме стекольного завода пытались неоднократно привлечь и местные депутаты. Писали запросы, письма, пытались достучаться через народных депутатов.
“На сессиях Лисичанского городского совета мы принимали неоднократно обращения народного депутата Сергея Владимировича Дунаева об обращении к органам государственной власти, правоохранительным органам с тем, чтобы они обратили внимание на ситуацию, которая происходит на промышленной площадке бывшего завода “Лисичанский завод “Пролетарий”.
Непосредственно Сергей Владимирович Дунаев писал неоднократно обращения государственным органам, правоохранительным органам, в которых просил обратить внимание и предотвратить совершение преступлений, которые сейчас происходят на территории предприятия. Однако мы получали отписки от органов государственной власти о том, что территория производства находится в определенном километраже от проведения военных действий, поэтому осуществление какой-либо промышленной деятельности и производства стекла на этой территории невозможно”, - рассказывает депутат Елена Ратушная.
Уголовные производства и суды
По данным, которые озвучили “Восточному варианту” в Главном управлении Нацполиции Луганщины, по Лисичанскому стеклозаводу открыли 6 уголовных производств. Два - по статье 191 Уголовного кодекса Украины "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением". Одно из этих дел ведут следователи главного управления Национальной полиции, еще одно направлено в суд. Суд обязал вернуть предприятию 4 пятитонных крана. Еще 4 уголовных дела открыты по статье "Кража". Их расследует Лисичанская полиция.
Однако, как говорят местные жители, полицейские на сегодняшний момент территорию завода, а также возможные места вывоза металлолома не охраняют.
Неизвестные люди также продолжают вывозить оборудование завода.
Александр Волков, Восточный вариант. Фото автора