“Большая стройка” по-северодонецки
Фото Северодонецкого горсовета
Завышенная стоимость материалов и отсутствие инклюзивности. Рассказываем, как в Северодонецке тратятся бюджетные средства
Десятки тысяч квадратных метров свежеотремонтированных тротуаров незадолго до местных выборов. В Северодонецке такого не видели не один десяток лет.
Кто ремонтирует, кто платит и в чем подвох – узнавал “Восточный вариант”.
Квадратный метр за тысячу гривен
Ремонтировать тротуары, а именно выкладывать их плиткой, в Северодонецке активно взялись еще в 2019 году. Но работы в 2020 мог не заметить только совсем уже не внимательный горожанин. Плиткой уже застелили 30 тысяч квадратных метров пешеходных дорожек, осталось немного – еще порядка 2 тысяч, говорит заместитель Северодонецкого городского головы Алексей Светиков.
Фото Северодонецкого горсовета
“Выполнен или еще выполняется ремонт тротуаров полностью по всему Гвардейскому и Центральному проспекту, улица Гагарина до перекрестка с проспектом Центральным, по улице Богдана Лещины и в Центральном парке. Кроме этого, начались работы по ремонту внутриквартальных дорог это кварталы №№76, 52,54,61, 72, 77, 54, 65, 69, 49, 49А, 24, 22А, 19, 19А, 20, 21”, – рассказал Алексей Светиков.
Из городского бюджета на все выделили 32 миллиона 70 тысяч гривен.
Получается, что в среднем 1 квадратный метр плитки (вместе с работой) обошелся городской казне в 1 тысячу гривен.
Для сравнения, в интернет-магазинах тротуарная плитка стоит порядка 150-300 гривен (без работы) за квадратный метр, дороже уже идет плитка гранитная.
На сайте горсовета неоднократно отчитывались о проделанной работе. И подчеркивали: благоустройство города – один из приоритетов. А отремонтированный тротуар на проспекте Гагарина по обращениям местных художников разрешили сделать аллеей искусства.
Фото Северодонецкого горсовета
Ремонт экспромтом
По информации в системе публичных закупок “Prozorro”, отдел капитального строительства Северодонецкого городского совета и КП “Северодонецккомунсервис” в 2020 году провел несколько тендеров на капитальные ремонты тротуаров.
Победителем и единственным участником тендеров на капитальный ремонт тротуара на улице Богдана Лещины (146 тысяч 309 гривен), проспекте Центральном (1 миллион 443 тысяч 106 гривен), улице Гагарина (1 миллион 469 тысяч 332 гривны), в Центральном парке (1 миллион 469 тысяч 332 гривны) и там же вокруг озера Парковое (1 миллион 443 тысячи 148 гривен), а также целого ряда внутриквартальных дорог стал предприниматель Руслан Сергеевич Липовенко.
Фото автора
В Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей у него указаны с полтора десятка видов деятельности от рекламных агентств до строительства дорог и домов. Как основная значится неспециализированная оптовая торговля. Зарегистрирован в декабре 2018 года.
Интересно, что по данным проекта “Закупівлі 2.0” начиная с декабря 2019 года Северодонецкий горсовет (тут и отдел капитального строительства, и отдел образования, и коммунальная многопрофильная больница) заплатил Липовенко более 22 с половиной миллионов гривен. Из 20 договоров 19 заключены в этом году.
Фото Северодонецкого горсовета
Именно этот подрядчик, рассказывает экс-заместитель Северодонецкого городского головы Сергей Зарецкий, во время ремонта дороги вокруг Паркового озера завысил стоимость плитки, которой этот тротуар выкладывали.
“Договора были заключены фактически без дополнений и сметной документации. Как оказалось, в актах потом появилась сумма 950 гривен за квадратный метр плитки. Договора на ремонт заключила “Единая аварийно-диспетчерская служба”. Директор отказался подписывать акты, так как, по его мнению, цена завышена минимум в два раза. Также есть информация, что у частных предпринимателей, на которых оформлены договора, несмотря на указанные в сметах суммы по оплате труда, этих оформленных наемных работников нет. И уже стали общеизвестными факты несоответствия самой плитки требованиям госстандартов Украины. Плитка неподходящей толщины, вряд ли она выдержит нагрузку на центральных улицах города. И нет комплексной городской программы, частью которых был бы этот ремонт тротуаров, это экспромт. Не решен вопрос с ливневками, даже в некоторых местах не выкорчеваны деревья. Укладка плитки не является частью модернизации городской транспортной инфраструктуры, это экспромт”, – подчеркивает Зарецкий.
“Вздулась, как будто кроты вырывались на свободу”
Стоит отметить, что многим жителям новые тротуары по душе. Раньше практически все пешеходные дорожки в Северодонецке выглядели как череда ям, по которым ходить было не особо комфортно.
Но не обошлось и без критики. Такой снимок с подписью “6 почтовое отделение Северодонецка. Бассейн и каток на стадии строительства” выложил в сеть пользователь Андрей Жидков.
Фото Андрея Жидкова
“Вроде и дело хорошее делают, но все через…”, “фундаменту дома капец” – отмечают комментаторы.
“Плитка закончилась? Парковое озеро! Уже и забетонировали съезд с плитки. А дальше считают, что дорога нормальная? Если начали делать – так делайте уже до конца! P.s. Та же история на перекрестке улиц Федоренко-Менделеева, около дома Федоренко 24”, – пишет еще один гневный пост Дарья Метелкина.
Фото Дарьи Метелкиной
Фото Дарьи Метелкиной
“Да с такой укладкой… к выборам надо будет перекладывать… закопали столько финансов... и месяца не выдержала”, “Да это рекорд, она зиму пережила. А вот возле АТБ, на остановке по Центральному, вздулась, как будто кроты вырывались на свободу”, “Потому, что кладут её тупо в песок. А должно быть основание”, “Погодите, выборы пройдут, ещё обратно выковыряют и "освоят", не зря же они именно плитку кладут”, – комментируют горожане.
Свои слова подкрепляют фотографиями.
Фото Семена Терешина
Правда, есть и те, кто становится на защиту городской власти: “Так не дают, налоговая мозг выносит: то люди неоформленные, то схема работы-коррупция. Дайте работать людям, а то вокруг одни писатели”.
Пандус, которого нет
Фото автора
Совсем не учитывали строители тротуаров потребности тех, кто вынужден передвигаться на коляске или живет в полной темноте, добавляет председатель “Луганской областной Ассоциации организаций людей с инвалидностью” Николай Надуличный.
Говорит, не соблюдены нормы ДБН (государственные строительные нормы), которые регламентируют, в частности, длину и угол наклона пандусов. Пандусов нет как таковых, а съезды с новых тротуаров – это такие себе цементные “горки”.
Фото автора
“Тротуары сделаны без проектно-сметной документации. Как нам сказал бригадир – по дефектной ведомости. То есть это плановый ремонт части тротуара. Заезды и съезды с тротуаров не оборудованы, а ведь сам тротуар поднят на 15-20 сантиметров. Люди с нарушениями зрения там вообще могут упасть и получить ушиб, я в некоторых местах не могу заехать на коляске и приходится просить о помощи. При съезде с тротуара внизу будут накапливаться лужи, я пытался проехать после дождя, но это просто нереально: руки в грязи, все в грязи, нужно выходить на проезжую часть, машина чуть не сбила. А для незрячих людей должна быть сделана тактильная полоса. Даже если идет мама с коляской, ребенок под таким углом наклоняется, что может выпасть. Если бы был проект, это все было бы учтено, были бы сделаны сливы, правильное понижение тротуаров”, – объясняет он.
Фото автора
Ассоциация неоднократно обращалась в горсовет, добавляет Николай. Но никаких шагов от чиновников не добились. Привлечь кого-то к ответственности почти невозможно.
Теперь уже вместе со Всеукраинским правозащитным союзом людей с инвалидностью готовят новые запросы к городским властям, по итогу планируют подавать в суд.
Анастасия Дашко, Восточный вариант