Декоммунизация в Донецкой и Луганской областях. Есть ли итоги отказа от советских символов?
Процесс декоммунизации стартовал в Украине ещё в 2015 году с принятием соответствующих законов.
По всей стране начались массовые переименования топонимов (улицы, парки, города) и массовый демонтаж памятников, бюстов и табличек, которые несли коммунистическую пропаганду.
Какая конкретно символика подпадает под демонтаж или переименование чётко говорится в законе, но в некоторых случаях Украинский институт национальной памяти может давать конкретные разъяснения.
Ещё в начале 2018 года бывший глава УИНП Владимир Вятрович заявлял о завершении процесса декоммунизации.
Мы решили попробовать на примере нашего края разобраться, очистился ли он от советской символики?
Луганская область
В Луганской области нам известно о некоторых объектах, которые до сегодняшнего дня остаются в публичном пространстве.
В городе Старобельск существует памятник Самуилу Коваленку – командиру Старобельского революционного партизанского полка.
В Лисичанске до сих пор находится памятник Карлу Марксу, на одном из домов есть надпись “50 лет ВЛКСМ”, а на бывшем клубе завода “Пролетарий” имеются изображения серпов и молотов.
Серпы и молоты так же сохранились на фасаде Северодонецкого городского совета.
В Рубежном возле завода “Краситель” установлена стела с изображением ордена Ленина.
Донецкая область
В Донецкой области статистика несколько солиднее.
В одном Славянске сохранились следующие объекты: Табличка с упоминанием “40-летия Октября”, большая надпись на фасаде института высоких напряжений “Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны”, серпы и молоты, которые являются конструкцией городского фонтана, серп и молот на фасаде здания в центре города, несколько серпов и молотов на заборе частного дома, памятная доска в честь Пасова Егора Алексеевича – первого секретаря горкома Коммунистической партии Украины (его портрет так же расположен на центральному бульваре Пушкина), доска с упоминанием Ленина на фасаде санатория “Юбилейный”.
В Краматорске на территории завода “СКМЗ” есть памятник Серго Орджоникидзе, несколько памятных досок с коммунистической символикой и стела на которой изображен серп и молот.
На территории завода “НКМЗ” есть памятник Серго Орджоникидзе, памятник Владимиру Ленину, несколько досок с коммунистической символикой и большая стела с советскими орденами.
На фасаде городского совета есть две массивных доски с упоминанием о наградах Краматорска, на которых тоже есть коммунистическая символика.
В Авдеевке на фасаде одного из домов есть изображение советского флага с надписью “50 Октябрь”.
В Константиновке на фасаде двух домов есть мозаика, которая также имеет символику – серп и молот и надпись СССР.
На территории парка в Мариуполе недавно был замечен столб, на котором изображен серп и молот.
Пока что это все известные объекты, ведь каждый день люди сталкиваются всё с новыми и новыми случаями выявления такой символики.
Но если памятники, надписи и серпы с молотами – это видимая часть, то отдельное внимание мы бы хотели уделить улицам. Ведь больше всего осталось не переименованных улиц.
В Донецкой и Луганской областях следующая статистика:
- Новогродовка (улицы Островского, Карбышева, Р. Люксембург).
- Доброполье (улица Стаханова).
- Бахмут (улица Колхозная).
- Славянск (улицы Карбышева и Комяхова).
- Краматорск (улицы Октябрьская, Карбышева).
- Селидово (улицы Карла Маркса, Карбышева).
- Дружковка (улицы Баумана, Гайдара, Зорге, Парижской Коммуны, Карла Маркса, Карла Либкнехта, Кузнецова, Карбышева, Мориса Тореза, Ф. Энгельса, Семашко, Стахановская, Социалистическая, Тельма, Тольятти, Благоева).
- Белицкое (улицы Октябрьская, Чапаева).
- Рубежное (улица Колхозная).
- Кременная (улица Парижской Коммуны).
- Старобельск (улицы Комсомольская, Пионерская)
- Мариуполь (улицы К. Цеткин, Пархоменко, Белинского, Галана, Парижской Коммуны, Колхозная, Совхозная, Октябрьская).
- Беловодск (переулок Колхозный).
- Попасная (улицы Красных Партизан, Д. Бедного, Чапаева, Пархоменко, М. Расковой, Гайдара, Крупской).
- Лисичанск (улицы Героев Сталинграда, Маршала Жукова, Октябрьская (а также переулок Октябрьский), Карбышева, К. Либкнехта, Р. Люксембург, К. Маркса, Пролетарская, М. Тореза, К. Цеткин).
- Волноваха (улицы Карла Маркса, улица Терешковой, улица Энгельса, переулок Бабушкина, переулок Краснофлотская, переулок Колхозный, переулок Пионерский).
- Украинск (улица Энгельса)
- Сватово (ул. Карбышева, улица и переулок им. Фурманова, ул. Корчагина, ул. Тельмана).
- Соледар (переулок Карла Либкнехта, улица Красногвардейская, улица Краснофлотская, переулок Краснофлотский, улица Островского, улица Парижской Коммуны, улица Пархоменко, улица Пионерская, улица Тельмана, улица Чапаева, переулок Чапаева, улица Энгельса).
Даже название одного села в Добропольском районе, а именно Никаноровка является упоминанием про Никанора Скорика - активного участника революции и гражданской войны, борца за установление советской власти в деревне.
А самым массовым нарушением является уличные таблички по типу “улица Ленина” или же дорожные указатели с аналогичными названиями. Местные власти не спешат их заменять, а что уж говорить о владельцах частных домовладений.
Почему закон не выполняют и что с этим делать?
Группа активистов обращается в органы исполнительной власти по поводу этих фактов, но в основном получают “отказы” в выполнении норм закона.
Причины находят разные, от трактовки закона по-своему, до попытки прикрыться исторической памятью. К примеру Карл Маркс фактически не принимал участия в становлении советской власти на территории Украины и не был участником Коммунистической партии по причине того, что просто не дожил.
Но Украинский институт национальной памяти говорит о том, что сама фигура Маркса и его труды оказали сильное влияние на будущих революционеров, поэтому он также попадает под декоммунизацию.
Про генерала Карбышева раньше не было рекомендаций на проведение переименований, они начали поступать лишь недавно, ведь и он имел отношение к установлению советской власти.
Если говорить о памятниках в Краматорске, то руководство заводов заявляет о том, что всё это является экспонатами их музеев. Как оказалось, они смогли ловко переиграть требования законодательства.
Некоторые города отказываются проводить демонтажи из-за отсутствия денег (хотя за 5 лет можно было выделить их), отсутствия полномочий (объект не в коммунальной собственности), отсутствия желания.
УИНП массово шлёт письма, в которых трактует те или иные объекты и помогает разобраться местным чиновникам. Также институт напоминает об уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 436-1 Уголовного кодекса Украины.
Казалось бы, полиция должна активнее действовать, ведь банальное не переименование улицы трактуется Конституционным судом Украины как попытка оправдать тоталитаризм, а значит уголовные дела должны быть массово открыты. Но полиция не реагирует должным образом, при обращении к ним перенаправляет письма в городские советы.
Фактически получается, что отдельные чиновники подходят к выполнению закона достаточно избирательно, самостоятельно решают выполнять его или нет, а благодаря попустительству полиции чувствуют безнаказанность своих действий. Ситуация меняется очень медленно, в основном благодаря обращениям граждан или огласке СМИ. Поэтому смело можно заявить, что процесс декоммунизации на Донбассе будет длиться ещё не один год, ведь львиная доля объектов не идентифицирована, находится в сёлах или на окраинах городов.
Дмитрий Браславский, фото предоставлено автором