"Покупай мариупольское": в Мариуполе запустили флешмоб в поддержку местного бизнеса
Рассказываем, что производят в столице Приазовья, где это можно купить и как поддержать местный малый бизнес
В марте в Мариуполе запустили “Центр поддержки и развития малого и среднего бизнеса”. Его сотрудники разработали несколько программ для поддержки предприятий, которые только появляются и уже существующих.
Одна из инициатив “Купуй маріупольске” нацелена на популяризацию товаров местных производителей.
Продукция местных производителей стала открытием
Сотрудники “Центра поддержки и развития МСБ” запустили страницу в Instagram, где публикуют мариупольских производителей. Мягкие игрушки, кованые изделия, мебель, одежда, продукты питания — все это делают в Мариуполе маленькие локальные предприниматели.
Помимо социальных сетей, в дальнейшем проект “Покупай мариупольское” предусматривает распространение продукции местных производителей в супермаркетах.
“Мы хотели бы отметить местных производителей, сделать их более заметными среди всех товаров на полках, например, при помощи наклеек “Сделано в Мариуполе”. Таким образом мариупольцы могли поддержать локальных предпринимателей. Также мы планируем организовать ярмарку, где предприниматели смогут показать свой товар широкому кругу покупателей, но пока что все зависит от сроков карантина”, — объясняет коммуникативный менеджер “Центра поддержки и развития МСБ” Дарья Матлаева.
Покупают со всей Украины, но не в Мариуполе
Во время реализации проекта выяснилось, что местные предприниматели ориентируются на всеукраинский рынок, а в Мариуполе почти не имеют клиентов и о них здесь практически не знают.
“Самая частая реакция подписчиков — это удивление. Люди узнают, что, оказывается, в Мариуполе производят что-то, о чем они даже не подозревали. Иногда они даже не знали, что какой-то продукт создают их знакомые. Даже мы для себя открыли много нового”, — рассказывает Дарья.
Мы поговорили с местными производителями, чтобы узнать, почему они решили открыть собственное дело, с какими проблемами столкнулись и как карантин повлиял на их работу.
“На свое дело смотрю, как мама”
Основательница бренда детской одежды “Kits for Kids” Виктория Папакица увлекалась швейным делом еще со школы. Сейчас Виктория разрабатывает модели, занимается продвижением бренда и изучает тонкости швейного мастерства, а пошивом занимаются нанятые сотрудники.
“Когда я родила ребенка и стала вникать в детскую тему, поняла, что именно на тот стиль, который я предпочитаю, есть определенный дефицит. Мне нравится более взрослый фасон, элегантный, классический стиль, адаптированный на ребенка. Когда у меня появилась крестница, я шила для нее одежду, так что начинала просто как любитель, а потом я очень увлеклась этим делом”, — вспоминает Виктория.
Свою первую коллекцию Виктория называет “методом проб и ошибок” и говорит, что с тех пор многому научилась, организовала пошив не только по размерной сетке, но и наняла швей для пошива по индивидуальным размерам.
Виктория продает свою одежду через интернет и говорит, что на карантине спрос на ее одежду увеличится.
“Я связываю это с тем, что многие магазины и торговые центры закрылись и люди перешли на онлайн-шоппинг. Когда мы выставили летнюю коллекцию, клиенты активизировались, видимо, готовясь к летнему отдыху. С заказами на массовый пошив тоже проблем не было — швейный цех охотно соглашался шить на карантине. С тканями тоже не было дефицита— много мы успели заказть как раз до карантина”, — рассказывает Виктория.
Но в то же время из-за карантина она не смогла профессионально отснять летнюю коллекцию в студии, фотосессию пришлось устроить на фоне домашних стен.
Преимуществом своего бренда она считает индивидуальный пошив и подгон по размерам.
“На свое дело я смотрю не только как предприниматель, а в первую очередь как мама. Я вижу, в чем ребенку может быть удобно, а в чем нет. Поэтому мы всегда общаемся с заказчиками, чтобы обсудить все детали и пожелания”, — отмечает Виктория.
“Отнесся к карантину не как к проблеме, а как к возможности”
Кожевенная мастерская “Dreamer Leather” Станислава Пащенко появилась всего несколько месяцев назад. Над всеми изделиями Станислав работает собственными руками, а вдохновение черпает у мастеров из Канады и США.
Стас пробовал много профессий — от менеджера по продажам до моряка. Затем решил заняться продажей обложек из кожзама, но выяснил, что в Мариуполе ни одна типография не делает принты на кожзаме.
“И я подумал: почему бы не попробовать работать с кожей. Заказал материал, пересмотрел кучу видео на YouTube, мне очень понравился процесс и я решил развивать это дело. Вообще-то я не люблю долго заниматься чем-то одним, когда нужна усидчивость, а это мне неожиданно понравилось”, — рассказывает Стас.
Свое дело Стас запустил на карантине, создав страничку в Instagram с фото собственных изделий и, как оказалось, выбрал удачный момент для запуска.
“Я отнесся к карантину не как к проблеме, а как к возможности. Пока большие неповоротливые предприятия останавливались, я один смог быстро выйти на разные онлайн-площадки — в социальных сетях и в маркетплейсах”, — рассуждает Стас.
Свою кожевенную мастерскую он организовал прямо у себя в квартире. Для покупки оборудования и телячьей кожи в нескольких цветах ему хватило 15 тысяч. Станислав планирует расширять свой бизнес, привлечь еще трех сотрудников и работать с другими материалами — для этого он подал проект на грантовое финансирование.
Свою продукцию Стас продает и в другие страны, используя международные торговые площадки по продаже изделий ручной работы.
“Было несколько заказов из США, с экспортом проблем не было даже на карантине. Международные службы прекрасно работают, для внутренних пересылок подходит “Новая Почта”, вообще проблем не было”, — заверяет Стас.
“Моя продукция для тех, кто заботится о своем здоровье”
Игорь Кирилюк занялся изготовлением растительных масел, когда заинтересовался здоровым образом жизни. Изучить продукты питания и пересмотреть свой рацион его заставили проблемы со здоровьем. Сначала он изготовлял масло для себя и своей семьи, а затем решил попробовать продавать его и создал “Сімейну олійню BambOlio”.
За это время у него появились постоянные клиенты, часто это как раз люди, интересующиеся здоровым образом жизни и вегетарианцы. Раньше свою продукцию Игорь продавал в другие города через интернет, а на карантине открыл точку на рынке в Мариуполе, теперь появляются и местные клиенты. В ассортименте есть льняное, миндальное, конопляное, кокосовое, тыквенное масло и масло семян грецкого ореха.
“Перепробовал много продукции, прежде чем понять качество. На железном прессе работать выгодно — большой выход масла получается, снижается себестоимость. Но и полезность снижается, потому что масло контактирует с железом и окисляется. На деревянном — семечка не соприкасается с железом, но и объемы масла меньше. Но таким образом выдавливаются одни сливки, свежее и здоровое масло”, — отмечает Игорь.
Поскольку он принципиально не занимается массовым производством, то и проблем с поставкой сырья во время карантина не было, хотя цены на него выросли за это время. На карантине Игорь вкладывал деньги в онлайн-рекламу, чтобы увеличить продажи.
“Не могу сказать, что это производство очень доходно. В другие страны не пробовал экспортировать. В Европе и США это очень развито, своих производителей там достаточно. У них другая культура. Они постоянно чередуют масла, они разбираются, что такое тыквенное масло, грецкого ореха, оливковое. Тем более, для того, чтобы получить сертификаты для работы там, нужны средства и время”, — говорит предприниматель.
Свое масло Игорь готовит самостоятельно на деревянном прессе. К сырью он очень требователен, потому что готовит не только на продажу, но и для своей семьи. Не смотря на всю экологичность производства, Игорь не продает масло с приставкой “эко” или “органик”, потому что для этого нужно иметь специальные сертификаты от поставщиков сырья, которые доказывают, что его не удобряли неорганическими удобрениями, как минимум, несколько лет.
“У меня нет цели заработать, я хочу развивать здоровый образ жизни и показать, что есть что-то еще, помимо продукции из супермаркета. Люди приходят, спрашивают о масле и начинают задумываться. Поэтому я не хочу заниматься массовым производством, использовать железный пресс и ухудшать качество своей продукции”, — рассказывает Игорь.
“Пасту любят все!”
Семья Екатерины пока только начинает свой бизнес. Изготовление пасты было хобби Екатерины и ее мужа Александра. Результатами своего увлечения Легченковы угощали родных, друзей и знакомых. Позднее Екатерина с Александр решили оценить рынок и поняли, что крафтовая паста — это новинка, уникальный продукт, который может понравиться людям.
“Надеюсь, у нас получится привить любовь к пасте и многие оценят ее, как прекрасный вариант в меню для семейных, душевных застолий, не хуже чем в Италии. Кстати, из пасты можно приготовить много ресторанный блюд дома быстро и легко! Это одно из ее преимуществ”, — считает Екатерина.
Свою продукцию семья продает через интернет по всей Украине, отправляя пасту “Новой почтой”. Семья готовит чечевичную, гречневую, нутовую, кукурузную пасту, а также добавляет различные травы, что делает продукцию еще более уникальной.
“Сотрудников у нас нет, пока это семейное хобби, которое приносит небольшой доход, который мы вкладываем в развитие. Еще очень многое нужно изменить, чтобы говорить о наемных сотрудниках. Мы делаем пасту на обычной машинке ручного типа, замес теста тоже пока вручную, но нам помогают наши дети, так это по-настоящему семейное дело”, — рассказывает Екатерина.
Сырье для своего производства она ищет в украинских интернет-магазинах, в Украине широкий выбор разных видов муки. На карантине семья обдумывала, как можно улучшить производство и что нужно сделать, чтобы улучшить собственное дело после карантина. Самая большая мечта — найти помещение и специальное оборудование для производства пасты.
“Наши рецепты полностью авторские, в них мы делаем акцент на добавление муки различных злаковых, бобовых и круп. Мы хотим привить любовь наших клиентов к разным видам муки, так как разная мука по-своему полезна. Детей так сложно научить есть некоторые крупы и бобовые, а пасту любят все”, — считает Екатерина.
Татьяна Жук, Восточный вариант