Эпоха Робин Гудов
Город Красный Луч буквально стоит на ушах: жестокий убийца получил чуть более года лишения свободы! Напомним, речь идёт о деле бывшего капитана милиции Дениса Давыдова, который, отпраздновав день рождения сына, зверски замучил и потом убил свою жену (тоже, кстати, сотрудника милиции). После этого Давыдов вывез годовалого сына в Донецкую область и бросил на трассе, где его подобрали случайные люди. Спустя год суд признал Давыдова вменяемым, преступление списали на состояние аффекта из-за ревности, а несчастные год и три с половиной месяца Давыдов получил за то, что бросил ребёнка на произвол судьбы. Поражённые таким вердиктом, жители Красного Луча начали акции протеста и при поддержке горсовета обратились к Президенту с требованием воздать по заслугам и Давыдову, и «мягкосердечному» суду.
По всей видимости, даже ангельскому терпению украинцев есть предел. Совсем недавно на акции протеста собирались жители Николаева, требуя правосудия для убийц, которые изнасиловали и попытались задушить, а потом сжечь заживо Оксану Макар, и чуть не были отпущены под подписку о невыезде. После этого и ряда других инцидентов с сомнительным исходом по Украине прокатилась волна протестных акций против «беспредела мажоров». Общество начинает понимать, что справедливость из украинской Фемиды нужно буквально выбивать, иначе дело может быть спущено на тормозах независимо от тяжести преступления. Неудивительно, что суды, милиция, прокуратура и СБУ пользуются доверием лишь у 14,3%, 17,4, 17% и 28,3% процентов соответственно и, как свидетельствуют опросы, эти показатели продолжают снижаться.
Пробуждение гражданской активности – дело хорошее, но в данном случае оно свидетельствует о деструктивных процессах в социуме, а именно - о его стремительном выходе из поля правовой регуляции. Иными словами, украинское общество теряет веру в действенность законов и учится жить по праву силы.
Приспособиться к этой ситуации можно двумя путями. Путь первый с ужасающей наглядностью демонстрируют нам власть имущие и приближенные к ним, все эти «блатные» и «мажоры». Перечислять примеры нет нужды – каждому из нас известна пара-тройка историй о том, как кого-то «отмазали» от тех или иных проступков. Эта часть общества имеет в своём распоряжении рычаги влияния на беспутную украинскую Фемиду: деньги, полномочия, родственные и прочие связи. В ситуации, когда мера дозволенного определяется способностью «отмазаться», а не буквой закона, они ощущают своё конкурентное преимущество и поэтому кровно заинтересованы в сохранении status quo. Отныне имущественное неравенство подкрепляется ещё и неравенством правовым: «что позволено Юпитеру, то не позволено тебе, бычара».
Естественно, большинство украинцев попадают в категорию «тварей дрожащих», не имеющих никаких прав, ведь сбережений среднестатистического соотечественника не хватит на сколь-нибудь серьёзную взятку, не говоря уже о систематическом «смазывании» шестерёнок судебной системы. Нет у него и связей, позволяющих организовать звонок из высокого кабинета, который решит всё. Поэтому недавнее пробуждение гражданского общества – ни что иное, как вопль «Помогите, убивают!», рассчитанный на то, что душегуб испугается возможных свидетелей и сбежит. Иногда это действительно работает: пока в стране соблюдается хотя бы видимость демократии и выборы фальсифицируются не на 100%, политики стараются избегать излишнего шума и иногда даже вступаются за справедливость, позируя перед завтрашними избирателями.
Но в целом, в обществе нарастает чувство растерянности и беспомощности перед лицом «право имеющих», на которых не распространяются нормы закона. Отсюда и сильный социальный спрос на альтернативные источники правосудия - «народных мстителей», Робин Гудов ХХІ века. Достаточно вспомнить, как возрадовалось интернет-сообщество, когда расправиться с убийцами Оксаны Макар пообещали зеки. Фактически, украинцы готовы принять правосудие даже из рук уголовников, лишь бы оно свершилось…
Уже сегодня почти 20% украинцев считают самосуд единственным способом наказать преступников и свыше 35% считают его оправданным в отдельных случаях. Закономерно, что наибольшей поддержкой самосуд пользуется в бедных слоях населения, которые в наибольшей степени ощущают свою незащищенность. Именно поэтому народным героем стал Виталий Запорожец – житель Киевщины, застреливший майора милиции, терроризировавшего село. Запорожца поддерживают не только односельчане и многочисленные активисты по всей стране, но даже члены украинской диаспоры за океаном, а три адвоката защищают его бесплатно…
По тем же причинам непонимание общества вызывает и судебный процесс над «нежинскими робингудами» - шестью жителями Черниговщины, которые «зачистили» от наркоторговцев свой город. Напомним, они выслеживали, отлавливали и били «барыг», заставляя их рассказывать на камеру о своём товаре, милицейской «крыше» и прочих нюансах бизнеса. За работу, которую должны были сделать правоохранительные органы, «робингудам» грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.
Приобретает популярность и «самосудная» народная забава – охота на педофилов. Она состоит в том, что группы активистов регистрируют в социальных сетях или на сайтах знакомств фальшивую «детскую» анкету-приманку. После непродолжительного общения на свидание к любителям малолетних мальчиков и девочек приходят спортивные ребята с камерой и вытряхивают из извращенцев «чистосердечное признание», а потом публикуют видео в интернете.
Однако, история Робин Гуда – лишь красивая легенда, вселяющая в людей надежду на то, что справедливость рано или поздно восторжествует. В действительности, распространение практик самосуда (то есть перехода полномочий государства в руки отдельных лиц) приведёт не к сокращению преступности, а к её бурному росту. К примеру, во время судебного процесса над Алексеем Ведулой, садистски уничтожившим около сотни бездомных собак, защитники прав животных требовали самосуда, а его мать даже ударили по голове. Окажись они в руках жаждущей справедливости толпы, дело могло бы кончиться убийством…
В этом смысле показательной является история популярного термина «линчевание», то есть суда по методу Чарльза Линча. Этот судья ввёл практику «упрощённого правосудия» во время американской Войны за независимость, чтобы хоть как-то поддерживать общественный порядок. Впоследствии «линчевание» было взято на вооружение антиобщественными группировками и организациями вроде Ку-Клукс-Клана, жертвами которых на протяжении почти 90 лет стали около 5 тысяч человек, не угодивших бандитам своим цветом кожи, вероисповеданием или просто попавших под горячую руку.
Поэтому у украинского общества есть лишь один выход – возврат к правовому государству путём лечения Фемиды от коррупционного токсикоза. Все остальные пути – будь-то приспособление путём «блата» или самооборона в виде самосуда – приведут лишь к криминализации и одичанию социума. Робин Гуд – прекрасный воодушевляющий образ, но всё же хочется, чтобы страна не превратилась в Шервудский лес.
Фото из блога frankensstein