Алчевский избирательный округ получит судимость
28 октября 2012 состоятся очередные выборы Верховной Рады Украины. Хотя активная фаза избирательной кампании ожидается осенью, но на самом деле стартовала в тот момент, когда было оглашено решение Центральной избирательной комиссии о формировании одномандатных округов то есть 28 апреля 2012 года.
МЕНЬШЕ ЗАКОНА
Статья 18 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 17 ноября 2011 года практически не содержит критериев определения границ округов, отдавая все на усмотрение Центральной избирательной комиссии. Установлено лишь, что должно быть 225 округов в границах областей с приблизительно равной численностью избирателей в каждом при допустимом отклонении в 12% от численности. В предыдущих вариантах законов о выборах правил для формирования округов было значительно больше.
Например, статья11Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 18.11.1993 (действовавшая до1997 года), содержала требования по учету интересов национальных меньшинств. Также было требование, что избирательные округа должны соответствовать принципу «территориального единства» и запрет на создание округов из территорий, которые не граничат друг с другом.
Аналогичные нормы перекочевали в часть 4 статьи 7 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 24.09.1997. Часть 4 статьи 16 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 18.10.2001 содержала требование о формировании округа из территорий, имеющих общие границы. На основании этого закона и прошли последние очередные выборы по смешанной избирательной системе с 225 округами в 2002 году.
Отсутствие четких критериев формирования одномандатных округов на выборах 2012 года стоит рассматривать в контексте перераспределения их по регионам. Решением Конституционного суда №7-рп/2012 от 4.04.2012 были ликвидированы три дополнительных одномандатных избирательных округа в Киеве, созданные за счет заграничных избирательных участков. Регионалы решили не оставлять три дополнительных манданта в оппозиционном регионе и забрать их в Крым и центральную Украину. Вторым - №8-рп/2012 от 5.04.2012 - была признана неконституционной норма о двойном баллотировании в многомандатном и одномандатном избирательных округах. То есть «запасной парашют» для мажоритарщика в виде включения в список стал невозможен.
ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ – 11 ОКРУГОВ
28 апреля во второй половине дня Центральная избирательная комиссия приняла постановление №82. Им определены границы 225 одномандатных избирательных округов. Решение было принято не консенсусом: 10 членов проголосовало «за», 5 – воздержалось. ЦИК существенно изменила границы одних избирательных округов, другие при этом оставив практически в том же виде, как в 2002 году – именно 10 лет назад в Украине в последний раз избирали депутатов парламента по смешанной пропорционально-мажоритарной системе.
«Восточный вариант» уже писал о том, зачем регионалы «перекроили» электоральную карту. Остались прежними округа в Красном Луче (№108), Свердловске (№111), сельских районах области (№113-114). Не сильно пострадали округа и в Луганске: игры с границами незначительно повлияют на шансы независимых или оппозиционных кандидатов, ведь округа №104-105 фактически находятся в одном городе.
Зато «оторвалась» власть на всю катушку над остальными округами: №106, 107, 110, 112. Фактически эти четыре округа раскроены так, чтобы включать не связанные между собой экономическими, культурными и социальными связями административно-территориальные единицы. Вдобавок территориальный разрыв приведет к значительному удорожанию кампании для тех, кто не имеет административного ресурса. Оправдались предположения, который высказывал ранее «Восточный вариант» - округа сформированы так, чтобы в Раду могли пройти мэр Лисичанска Сергей Дунаев, почетный президент Северодонецкого «Азота» Алексей Кунченко и экс-нардеп Юлий Йоффе. Сделано все, чтобы компанию им не смог составить стахановский бизнесмен Сергей Шахов. Формирование округов также указывает на то, что мэр Алчевска Владимир Чуб, народным депутатом станет вряд ли. По крайней мере, в 2012 году.
Закон Украины «О Центральной избирательной комиссии» гласит, что решения ЦИК не могут быть любыми, так сказать, по собственному усмотрению. «Комиссия строит свою работу на принципах верховенства права, законности, независимости, объективности, компетентности, профессионализма, коллегиальности рассмотрения и разрешения вопросов, обоснованности принятых решений, открытости и публичности». Однако решение ЦИК от 28 апреля, в том числе по сомнительным новым округам в Луганской области, не содержит никаких обоснований определения именно таких границ округов, никаких рациональных объяснений, почему сделали так, а не иначе. И в особенности – изменения сложившейся практики для тех округов, где кардинально поменяли границы.
Кроме того, тезис об «открытости» предусматривает привлечение общественности к выбору конфигурации округов, реальную возможность граждан предлагать проекты решений и влиять на их принятие. Почему не учли результаты 12 обсуждений Комитета Избирателей Украины в регионах? Почему не учли предложения эксперта Алексея Светикова из ЛОО КИУ по границам округов в Луганской области? Ведь принцип открытости требует, чтобы если предложение отклоняется этот отказ был четко и логично обоснован. Кроме того, в подходе к расформированию стахановского округа явно виден субъективный подход, а не объективный.
Ну и наконец, самые явные нарушения – непрофессионализм и некомпетентность. Например, в постановлении ЦИК о формировании избирательных округов №82 относительно округа №110 говорится, что численность избирателей на избирательных участках в округе - 177 тыс. 508 человек. При этом на обычных избирательных участках, по тому же решению ЦИК в округе 173893 избирателя, а на спецучастках - 1579. Всего получается 175472, что на 2 тысячи меньше, чем указано в решении ЦИК.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Еще рельефнее становятся нарушения принципов права Центральной избирательной комиссией если их соотносить с международным правом. Венецианская комиссия 30 октября 2002 утвердила «Кодекс надлежащей практики в избирательных делах, руководящие принципы и пояснительный доклад» (заключение 190/2002). В пункте 2.2. Руководящих принципов «Равенство голосов», даются некоторые рекомендации по нарезке округов, в том числе те, которые были включены в утратившие силу законы о выборах народных депутатов в Украине 1993, 1997 и 2001 гг. Например, «Принцип равенства голосов», который предусматривает формирование избирательных округов по географическим критериям, границам административного деления, возможно, даже историческим рамкам. Справедливости ради стоит отметить, что в этом же кодексе содержится тезис про необходимость пересмотра границ округов хотя бы раз в 10 лет.
Как применены эти нормы, допустим, в новообразованном алчевском округе (№110, Алчевск, Антрацит, Антрацитовский район)? Ответ – никак. В 2002 году – когда в последний раз украинцы избиратели депутатов парламента по мажоритарке – в округ входили сам Алчевск, Брянка, г. Алмазная Стахановского горсовета. Но применив исторический, географический и административный критерии можно отметить, что Алчевская объединенная государственная налоговая инспекция имеет в своем составе Брянковское и Перевальское отделение, такая же ситуация с отделением почтовой связи, военкоматом, МРЭО ГАИ, УБОП, СБУ, Фондом социального страхования страхования по временной потере трудоспособности, бюро судмедэкспертизы, транспортной системой и электросетями. Однако в ЦИК почему-то решили, Алчевск должен образовать единый округ с Антрацитом. Но ведь народный депутат должен представлять некую общность избирателей округа. Прорисованная же фрагментация избирателей – это типичная технология манипуляций. Причем очень древняя, очерченная римлянами: «divide et impera» - «разделяй и властвуй».
СЖАТЫЕ СРОКИ
Показательно, что принято столь сомнительное постановление было 28 апреля – в пятницу, после которой было фактически 4 выходных для чиновников дня. А согласно ч.6 ст.172 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ), срок обжалования решения ЦИК составляет 5 дней и не подлежит продлению или восстановлению из-за выходных дней или уважительной причины. При этом правило сдачи по почте (штамп = дата обращения в суд) не применяется. А обжаловать решение можно только в Киеве – в Киевский апелляционный административный суд. Это явная попытка избежать громкого скандала скандала, ведь на праздники все чем-то заняты.
3 мая в Киевский апелляционный административный суд от имени жительницы Алчевска, юриста Светланы Пантюхиной был подан иск с требованием отменить решение ЦИК о формировании округа №110, над которым работали в Луганском областном отделении Комитета избирателей Украины. Кроме того, истец просит суд обязать ЦИК принять новое постановление о создании избирательных одномандатных округов в Луганской области, ведь изменение границ одного округа неизбежно повлечет пересмотр границ других. В субботу,5 мая, истец получила определение суда, в котором содержится отказ в рассмотрении дела. Определение уже обжаловано в Высший административный суд, он должен принять решение до четверга, 10 мая. В случае, если определение Киевского апелляционного суда будет оставлено в силе, истец обжалует его в Европейском суде по правам человека. От имени другого истца Комитет избирателей обжалует постановление ЦИК в общем порядке в Окружной административный суд г. Киева, он должен будет принять решение в течение полугода.
Но с другой стороны, учитывая политический тренд в Европе по отношению к Виктору Януковичу в частности и Украине в целом не исключено, что наша страна будет иметь проблемы с признанием выборов на уровне международных организаций. На украинские суды эксперты Комитета избирателей в Луганской области особо не рассчитывают, зная о приказном порядке решения там вопросов. Если же в Европейском суде по правам человека, куда намерены обращаться правозащитники, посчитает, что округа действительно были образованы незаконно, то это может стать поводом для перевыборов на округах в Луганской области. Благо, теперь ждать по 5 лет решения Европейского Суда по Правам Человека не придется. После проведения реформы он стал работать ощутимо быстрее. С учетом возможного получения такой жалобой «приоритета» (из-за невозможности восстановить права, если оно будет поздно принято), то сроки могут сократиться до одного года – как раз чтобы весной 2013 года спровоцировать «разбор полетов».