Общественный транспорт Луганска: Кто теперь «рулит»
Заметное «брожение» в системе городского транспорта в Луганске можно было наблюдать сразу после выборов в местные органы власти в 2010 году. Правда, и до последних выборов каждый претендент на мэрское кресло в своей предвыборной программе имел обязательный пункт о развитии городского пассажирского транспорта. Ознакомившись с такими программами осведомленные люди, зачастую, крутили пальцем у виска. Большая часть кандидатов в мэры о проблемах городского пассажирского транспорта не знает вообще или знает только из СМИ. Они общественный транспорт в Луганске видели лишь из окон собственных авто. Проблемы же, как принято говорить, «изнутри», не знает никто, кроме пассажиров, которые вынуждены прибегать к услугам этого самого транспорта.
Часть первая: Общественный транспорт Луганска: как «убивали» ГАП
Часть вторая: Общественный транспорт Луганска: откуда растут «уши»
Часть третья: Общественный транспорт Луганска: Первые частные перевозчики и проблемы с ними
Выборы состоялись, новым мэром стал старый, который запомнился только пустыми обещаниями возродить городской автобусный парк, прикупить новые автобусы, троллейбусы и трамваи, убрать, наконец-то, из города маршрутки и навести порядок в транспортной системе.
Но после второго пришествия Сергея Кравченко, ввиду известных политических событий, «кураторами» транспортной системы стали коммунисты. В политической тусовке поговаривали, что сей лакомый кусок мэр добровольно уступил конкурирующей политической силе взамен на некие обязательства со стороны наследников заветов Ильича.
Начался, естественно, передел рынка. И вот тут-то обнаружилось, что за транспортным потоком стоят некие политические силы. Среди частных структур, которые занимали лидирующее положение на рынке пассажирских перевозок Луганска, выделялись те, чьи руководители были депутатами различного уровня от Партии регионов.
Система, по которой работали четыре крупнейших перевозчика Луганска, создавалась не сразу и не вдруг. Она выстраивалась годами при полнейшем попустительстве городского головы. Под «крышу» четырех крупных предприятий, между которыми были распределены все «хлебные» маршруты, загонялись все перевозчики города. «Бест-Авто», «Бус-Авто», «Автопассажиртранс», «Потенциал-Луганск» - все эти названия транспортных предприятий хорошо известны луганчанам.
Но были исключения и в этом правиле. Речь идет о пресловутом 155-м маршруте. Хорошо информированный источник утверждает, что на 155-м работают преимущественно маршрутки, принадлежащие хозяевам, которые когда-то имели (или имеют ныне) отношения к правоохранительным структурам. Простому частному перевозчику попасть на этот хлебный маршрут невозможно. Хозяева маршруток, как правило, нигде не светятся, являются людьми непубличными и к известности не стремятся. Но за ними стоят определенные силы, которые могут решить в кабинетах все возникающие вопросы. Кроме того, считается, что именно они не платили дани транспортным монополистам. Интересно, что определенное время 155-го не было даже в транспортной сети Луганска, но по нему продолжали колесить до поздней ночи «Мерседесы» и «Газели». Городская власть не раз заявляла, что такого маршрута в областном центре не существует, а те, кто работает на нем, считаются «пиратами», следовательно, и маршрут «пиратский». Боролась со 155-м городская власть долго, но победить так и не смогла. В результате 155-й был узаконен в маршрутной сети Луганска.
Как-то Аркадий Лесничевский – генеральный директор ООО «Транспеле» и ООО «ЛАА Транс», являющимися крупнейшими автотранспортными предприятиями Украины, рассказывал, как он пытался завести на городские маршруты 50 больших автобусов, которые могли предоставить его заграничные партнеры. Пришел на встречу к мэру, предложил вариант решения транспортной проблемы в городе, но вместо заинтересованности услышал от Кравченко пре1дложение сначала пойти и «договориться» с людьми, которые курируют это бизнес. Вот так наш мэр проявлял заинтересованность в решении проблем пассажиров.
Лесничевский поделился этой историей в одном из своих интервью, и Кравченко, уже став мэром во второй раз, сделал сенсационное заявление о том, что в городе, оказывается, существует «транспортная мафия». Мэр призвал всех на борьбу с монополистами и, конечно же, лично возглавил движение по наведению порядка. В подконтрольных городскому голове СМИ началась настоящая PR-атака на «транспортную мафию». Дабы включить в это шоу жителей Луганска, было объявлено, что «зажравшиеся частные перевозчики» хотят поднять цену на проезд до пяти с половиной гривен, то есть более чем в три раза. Расчет оказался верным.
ИГРЫ ПОЛИТИКАНОВ
Соратники по партии стали обвинять Кравченко в том, что он перестал отстаивать интересы «нужных людей», которые перед выборами оказывали ему поддержку, причем, и не только моральную. Не секрет, что проконтролировать оборот денег в транспортной системе Луганска просто невозможно. Неучтенная нигде и никем наличка легко может быть направлена на поддержку «лояльного» кандидата. Именно этим можно объяснить то, что за 3-4 месяца до выборов хозяева маршруток, ни с того ни с сего поднимали водителю суточный план, аргументируя это словами о том, что скоро выборы, а от их результатов будет многое зависеть.
Однако обновленная городская власть продолжала гнуть свою линию. У стен городского совета стали проводиться митинги и пикеты сторонников повышения цены на проезд и «наведения порядка». Хотя, скорее всего, мэр как и раньше не принимал участие в транспортных войнах, отдав их на откуп новым кураторам.
Частных перевозчиков прижали так, что у тех сразу пропало желание требовать повышения стоимости проезда и выводить водителей на митинги. Проверки контролирующих структур в течение одного месяца сделали столько, сколько городской голова не сумел сделать в транспортной системе Луганска за пять лет. Власти были вынуждены признать, что многие «маршрутки» не соответствуют требованиям нормативов для городских маршрутов, у многих нет соответствующих документов или они есть частично.
При получении крупной взятки был задержан с поличным Сергей Серебряков, один из инициаторов «транспортного бунта», руководитель ООО «Автопассажиртранс». В тот же день его выпустили. После этого приутих еще один инициатор подорожания проезда, которого мэр причислил к «транспортной мафии», депутат горсовета от Партии регионов Александр Ковалев, глава наблюдательного совета «Бест-Авто», который принимал активное участие в акции под стенами горисполкома.
Возможно, в горисполкоме поняли, что ситуация вышла из-под контроля. К тому же, на взятке арестовали человека, который во время предвыборной кампании активно поддерживал «команду мэра», а на всех маршрутках, которые входили в его предприятие (а их более 200) во время любых выборов рекламировали Партию регионов.
Вскоре после этого активности «войны» явно снизилась – репрессии против транспортников прекратили, и те в свою очередь замолчали. Не сдавались только «идейные коммунисты» (как известно, в луганском горсовете есть еще и неидейные – они-то как раз и активно участвовали в подковерной части транспортной «войны»).
Любители лозунгов, поймав момент, стали пиариться на возможном повышении цены на проезд. Представители КПУ заявили, что не допустят этого и будут отстаивать интересы луганчан до конца. Конец наступил месяца через два, когда от транспортной возни в городе все устали. В результате цену все же повысили, правда, не до пяти гривен. А те, кто еще вчера обещал «отстаивать интересы горожан», чтобы прикрыть свою пассивность и бездеятельность, аргументировали свое согласие с повышением цены на проезд в пассажирском транспорте тем, что подорожали запчасти, топливо и содержание «маршруток».
КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ
В конце 2010 года в городе было создано городское коммунальное предприятие «Гортранс» в город пришли, пусть и со значительным опозданием, 38 новых автобусов марки «Богдан», десяток троллейбусов, что проблемы в городском пассажирском транспорте не решило.
Кравченко выполнил, наконец-то, обещание пятилетней давности, во всех СМИ рассказывая, что созданное коммунальное предприятие «Гортранс» спасет Луганск. Но тут неожиданно вмешался председатель Луганской областной государственной администрации Владимир Пристюк, раскритиковавший идею создания нового коммунального предприятия: «Одни говорят, что надо делать коммунальное предприятие, другие говорят, что надо создавать прозрачные рыночные отношения. Мое личное мнение, я – за рыночные отношения. Сергей Иванович сегодня за коммунальное предприятие. Я заявляю вам абсолютно уверенно, что там, где есть коммунальное предприятие, всегда будет воровство и неэффективность», – заявил губернатор.
Такое заявление поставило мэра в совсем глупое положение, и он кинулся искать поддержки у народного депутата Александра Ефремова. В феврале 2011 года на 19-й конференции Луганской областной организации Партии регионов глава Луганской областной организации партии Александр Ефремов, заявил о том, что в транспортной системе города будет наведен порядок, озвучив интересные цифры.
«Притчей во языцех стала транспортная проблема по городу Луганску. Кто о ней не знает? Все, кто живет в Луганске, знают о том, что там мзду снимают. Причем, довольно приличную мзду взимают с тех, кто ездят на этом транспорте. Но при этом, когда встает вопрос – давайте мы рассмотрим, там по 200 гривен заплатить в пенсионный фонд – нет, это невозможно. А по 2 тысячи 400 отдавать хозяевам левого рынка – это вполне возможно. При этом, не выполняя прямых своих функций по исполнению закона по перевозке наших пожилых граждан, еще и угрожают местной власти, - заявил тогда Александр Ефремов. - Мы договорились с Сергеем Ивановичем о том, что в течение полугода в городе Луганске по этому вопросу будет наведен порядок. И мы должны поддержать его в плане утверждения городского коммунального предприятия, которое будет заниматься данным вопросом. На каких уже отношениях это предприятие будет выстраивать свои взаимоотношения с представителями частных транспортных структур, которые предоставляют услуги - это уже их дело. Но они должны быть понятны, они должны быть прозрачны, и они должны исключить элементы коррупции, которая сегодня там существует. Если кому-то это непонятно, то я вам заранее говорю – лучше остановитесь. Потому, что многие еще не понимают того факта, что в государстве начата системная работа с коррупционерами», - подытожил Александр Ефремов, тем самым, обозначив свою полную поддержку городскому голове. Узнав о позиции партийного босса, изменил свое мнение и губернатор. В дебатах о целесообразности создания коммунального транспортного предприятия была поставлена точка.
ВОЗВРАЩЕНИЕ КРОЛЯ, ИЛИ КТО ПРИВЕЛ В ГОРОД ИНВЕСТОРА?
Из еще значимых событий в транспортной теме можно отметить презентацию городскими властями в конце августа 2011 года новых голландских автобусов «ДАФ», принадлежащих украино-немецкой компании «Сити Бус ЛТД». Как выяснилось, западноевропейские автобусы, перед тем, как оказаться в Луганске, 8-10 лет отработали в Германии. Каждый из них прошел 500-600 тыс. километров. За этот факт сразу же ухватились противники мэрии, мотивируя это тем, что город не достоин того, чтобы по нему ходили б/у-шные «ДАФы». Одним из защитников новых вместительных автобусов стал начальник транспортного управления Андрей Андреев. Он обратил внимание на то, что «ДАФы» могут послужить луганчанам лет 5-7, пока не выработают свой ресурс. Кроме того, эти автобусы вместительны, рассчитаны на 123 человека, в них предусмотрены кондиционеры, микрофоны, места для инвалидов и сопровождающих их, и другие блага цивилизации, которыми не могут похвастать большинство автобусов, курсирующих по Луганску. Обещал начальник управления и то, что стоимость проезда в «ДАФах» будет составлять 1 грн., а не 2,5 грн, как в луганских маршрутках. Впрочем, Андреев не сдержал своих обещаний. «ДАФы» курсируют сейчас на 197-м маршруте, а стоимость проезда в них составляет 2 гривны 50 копеек.
Весьма любопытна история появления «ДАФов» в Луганске. По одной из версий, идея приглашения инвестора, владеющего этими автобусами, принадлежит Владимиру Медянику, депутату Луганского горсовета от КПУ. В интервью одному из сайтов Медяник это подтвердил, рассказав, что именно он пригласил в город немецкого предпринимателя Клауса Дитер Верна, привезшего «ДАФы» в наш город.
«Я вел переговоры с немецкой фирмой больше 4-х месяцев. Это реальный инвестор, который занимается перевозками. Компания работала в России и Казахстане, а также в ряде стран Восточной Европы. Эти 6 автобусов «Даф» – пилотные.. Инвестор планирует завести в город до нового года порядка 100 автобусов большой вместимости. Среди них будут и «Мерседесы» и «Скании». Они заходят из Германии своим ходом. Эти автобусы должны зайти в город на общих основаниях после прохождения конкурса. Инвесторы приезжали в Луганск, посмотрели и на пассажиропотоки и решили заходить. Городу за эти автобусы ничего платить не нужно, от этих автобусов он получит только экономические плюсы. Ведь автобусы полностью соответствуют требованиям – они вместительные и комфортабельные, оптимальный вариант для Луганска. Что касается их «возраста», то да, им от 8 до 10 лет. Но у каждого перевозчика есть в эксплуатации не только новые автобусы. У этого транспорта есть ресурс. Он составляет еще 10 лет. Они однозначно лучше наших маршруток. Новые такие автобусы стоят примерно 150 тысяч евро. Чтобы они окупились, проезд должен составлять 40 гривен, 3-5 евро с человека, как в Европе», - сказал Медяник.
«Это первый город в Украине, с которым я начал работать. Старые автобусы завезли потому, что большая ценовая разница на новые и старые автобусы. Составляет она 300 тысяч евро», – заявил Клаус Дитер Верн в интервью журналистам. По его словам, с господином Медяником он познакомился в киевском отеле. «Он меня убедил приехать в Луганск и начать совместное сотрудничество», – сказал немецкий предприниматель. Я раньше работал с министерством транспорта в Киеве.
Именно последняя фраза немецкого бизнесмена вызывает интерес. Как известно, одну из ключевых должностей в Министерстве транспорта в свое время занимал небезызвестный Семен Кроль, пытавшийся одно время баллотироваться на должность городского головы. Существует и вторая версия вхождения в наш город «ДАФов». Якобы, на самом деле, к этим автобусам имеют прямое отношения Кроль и его бывший заместитель по «Городскому автобусному парку» Сергей Меркулов. Информация о том, что именно Меркулов дал указание разыскать и набрать водителей с предприятия, которое они ранее возглавляли с Кролем, на «ДАФы» подтверждается тем, что 90% водителей, которые сейчас работают на этих автобусах, в свое время трудились в «ГАПе». Ничего в этом плохого нет. Тем более что «ГАП» во все времена славился своей дисциплиной и профессионализмом водителей. Кстати, все «ДАФы» в ночное время отстаиваются на улице Веденина, рядом с предприятием Аркадия Лесничевского. Офис предприятия, владеющего данными автобусами, расположен также на территории «Транспеле». Что это? Простая случайность? Или же возвращение на транспортный рынок города старых (не в смысле возраста) людей, но под новой вывеской и в компании с известной политической силой? Впрочем, большинству пассажиров на это наплевать, ибо они уверены, что хуже от этого не будет.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЯТА. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Параллельно мэрия активно взялась разрабатывать Концепцию развития общественного транспорта в Луганске. И надо признать, преуспела в этом. Вот только в «Концепции развития городского пассажирского транспорта в городе Луганске» на период до 2015 года, которую раздали членам постоянной комиссии Луганского горсовета по вопросам инфраструктуры, транспорта и связи, говорится о «социальной функции транспорта в городе Одесса. В разделе 3 проекта Концепции «Тарифная политика» говорится: «Социальная функция (транспорта) Одессы – общедоступность его услуг для всего населения, требует сохранения государственного регулирования тарифов на проезд на социально значимых маршрутах». Раздела 4 в проекте Концепции не было, за разделом 3 следовал раздел 5. Депутатам это дало основание предположить, что текст концепции просто скопирован (украден) с одесского документа. Депутат Игорь Лиски, который занимался созданием параллельной концепции развития транспорта, негодовал: - «Ну, вы бы хоть слово «Одесса» стерли, перед тем как распечатывать», - сказал депутат горсовета, обращаясь к начальнику управления транспорта и связи горсовета Андрею Андрееву. Тот промолчал.
Новая Концепция развития городского пассажирского транспорта в Луганске на период до 2015 года была утверждена 27 декабря на очередной сессии Луганского городского совета. В целом, по мнению начальника управления транспорта Андрея Андреева, уровень обеспечения населения пассажирскими перевозками по основным показателям является удовлетворительным, превышающим уровень, достигнутый в других городах Украины. Затишье, образовавшееся в сфере, свидетельствует о том, что все заинтересованные стороны достигли компромисса. Причем все фигурировавшие в конфликтах компании остались работать на своих маршрутах.