Путин и мы: чем обернется для Украины его новый срок?
Выборы в России закончились. Закончились предсказуемо: очередной победой Владимира Путина. Несмотря на небывалый рост протестной активности, большинство россиян предпочло путинскую «синицу в руке», «журавлям в небе» ораторов с Болотной площади. В России все замерли в ожидании – что принесет новый срок Путина: заморозки или оттепель, пойдет ли он на уступки митинговавшей общественности или, напротив, будет мстить? Впрочем, это дела российские, а мы подумаем, чем чревато возвращение на высший государственный пост Путина для Украины в целом, и ее самого восточного региона в частности.
Прежде всего, украинской власти следует готовиться к новым обострениям в отношениях с Кремлем. Путин никогда не питал сантиментов по отношению к Януковичу, еще со времен его поражения на выборах 2004 г. (в отличии от Медведева, с которым как мы помним, Янукович даже ел вместе конфеты). Олигархия, которая привела, в конце концов, «донецкого» президента к власти, является прямым конкурентом крупного российского бизнеса, аппетиты которого в отношении украинских активов только растут. Камнем преткновения, безусловно, станет и вопрос цены на газ. Так что стоит ожидать значительного похолодания в отношениях между Киевом и Москвой. Кроме того, Украина по-прежнему, даже после ухода Ющенко, остается для Путина источником крамолы. Показательно, что агитация путинцев против участников акций протеста на Болотной площади, запугивала россиян именно образами «оранжевой революции» и Майдана, что выдает с головой страх «кремлевских» перед призраком 2004 года. Характерно, что и оппозиционеры постоянно сравнивали себя с участниками украинских акций оппозиции в 2001-2004, один из лидеров российских либералов Владимир Милов назвал свою программную статью «Россия без Путина» как «Украина без Кучмы».
Во время президентской кампании в российских газетах вышел ряд статей за подписью Путина, в которых формулировались основные принципы его будущего правления. Нас в данном случае более всего интересует статья «Россия и меняющийся мир», вышедшая в газете «Московские новости», в которой Путин рассказал о своем видении внешней политики России. Начнем с того, что Украина не упомянута в тексте ни разу, что уже достаточно ярко иллюстрирует его отношение к «братской стране». Впрочем, про нашу страну в этом тексте все же есть. Вот, к примеру, как Путин брезгливо описывает свою стратегию развития газотранспортной системы: «Важные шаги в этом направлении — строительство газопроводов «Северный поток» по дну Балтики и «Южный поток» в Черном море. Эти проекты поддержали правительства многих стран, в них участвуют крупнейшие европейские энергетические компании. После их полного ввода в эксплуатацию Европа получит надежную и гибкую, не зависящую от чьих-либо политических капризов систему газоснабжения, что позволит не формально, а реально укрепить энергобезопасность континента». Какая «политически капризная» страна тут имеется в виду пояснять не нужно, и путинский тон не сулит ей ничего хорошего. Кстати, в статье не говориться ни слова и о популярном среди луганских политиков проекте Евразийского союза. Напротив Путин мечтает о большой Европе от Атлантики до Тихого океана.
Одновременно Путин в той же статье отмечает, что Россия планирует наращивать свое «гуманитарное присутствие» в странах которые она считает своей зоной влияния. «Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Русскоязычное пространство — это практически все страны бывшего СССР и значительная часть Восточной Европы. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский», - пишет Путин. А вот эта часть напрямую касается именно нашего региона, ведь Луганская область, как преимущественно русскоговорящая и пограничная с Россией, давно рассматривается как один из оплотов «русского мира» в Украине.
После победы Путина следует ожидать активизации на Луганщине притихшей было русофильской активности. Но с некоторой поправкой – если в период правления Ющенко вся эта активность проходила по линии Партии Регионов, то теперь в условиях охлаждения отношений официальных Киева и Москвы упор будет сделан на всевозможную общественно-гуманитарную деятельность, в том числе с прямым участием российских официальных и неправительственных структур. Перед луганскими регионалами, всегда представлявшими русофильское крыло в партии, теперь будет стоять хитрая задача, как продолжать вести пророссийскую игру, при этом не разгневав Януковича. История визита предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла в Луганск, который был однозначно воспринят в Киеве, как намек на особые отношения «луганских» с россиянами и своеобразную фронду, послужила для местных русофилов хорошим уроком, умерившим их пыл пропаганды «дружбы народов».
Впрочем, конъюнктура для луганских русофилов складывается благоприятная. Луганская область находится в информационном поле России, и президентские выборы у соседей здесь воспринимается, как нечто «своё». Убедительная победа Путина добавила ему очков в глазах луганчан. Ведь сориентированы местные жители преимущественно на глянцевую картинку, поставляемую российским Первым каналом и другой «сурковской пропагандой», здесь на ура идет мифология о «подымающейся с колен России». Реальные российские проблемы мало занимают даже проживающих у нас россиян. По Харьковскому консульскому округу, к которому приписаны граждане РФ, голосующие в Луганской области, за Путина проголосовали 77,6% избирателей.
На фоне ухудшающейся экономической ситуации в Украине и падения популярности Януковича, бывшего фаворитом Востока, но не оправдавшего надежд электората, может возникнуть любопытный феномен. В условиях отсутствия внятной оппозиционной альтернативы внутри страны, луганчане могут вполне обратить свои симпатии на внешний российский фактор. И тогда самые страшные сны украинских патриотов о «пятой колонне» Донбасса могут стать реальностью. Как сможет ответить на этот вызов действующий Президент, который пришел к власти на волне пророссийской агитации?
Другое дело, что и переоценивать интерес Путина к Украине не стоит, как мы помним, он ни разу не упомянул ее в своей концептуальной статье. Сейчас у него хватает проблем и без нас. Бурная избирательная кампания в России пробудила, пусть и в недостаточной степени для кардинальных перемен, гражданскую активность, убаюканную ранее сказками о стабильности и задавленную репрессиями вертикали власти. Оказалось, что вертикаль не так уж и страшна, если граждане собираются в одном месте в количестве нескольких десятков тысяч человек. Во время акций протеста против фальсификаций выборов, преодолев прежние разногласия вместе выступали либералы, националисты и левые, поставив общегражданскую позицию выше узкопартийных интересов. И пусть Майдана на Красной площади в ближайшее время не предвидится, но очень может быть, что скоро Путину станет вовсе не до Украины.