Львов: уроки правильного пиара
Украинские города, которые в большинстве своем уже прошли стадию политической и культурной идентификации, начинают конкурировать между собой в имиджевом плане. Борьба разворачивается не только за туристов, но и за инвесторов, огромные усилия вкладываются в формирование бизнес-климата. Львов, безусловно, в числе лидеров этой гонки.
«НАДО СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ЛУЧШЕ»
К концу 2012 года власти обещают разработать бренд города Луганска. Как сообщил заместитель луганского городского головы Заза Зухбая, работать над проектом будут представители Немецкого общества международного сотрудничества GIZ – причем бесплатно. По словам эксперта GIZ по разработке концепции брендов городов и регионов и разработке маркетинговых стратегий продвижения территорий Евгения Клисенко, у него пока с Луганском ассоциируется мысль «надо сделать что-то лучше».
Действительно, хорошее определение. Точнее, как говорится, не скажешь.
Пока Киев, Ивано-Франковск и Луганск думают, Днепропетровск уже представляется «городом твоих мечтаний» (стоимость разработки – более 90 тысяч гривен), Донецк утвердил слоган «Open your mind – open Donetsk!». Пока в авангарде имиджевой работы, безусловно, крупнейшие города-миллионники. Некоторым повезло больше других - УЕФА выделает 500 млн. евро на пиар городов, которые будут принимать чемпионат по футболу ЕВРО-2012.
Однако до Луганска тоже постепенно «доходит» важность работы над репутацией. Дошло до того, что первые чиновники региона публично обижаются, когда Луганск в очередной раз попадает в антирейтинги СМИ. Никому не хочется носить ярлыки «самого бедного», «неухоженного» и так далее. Сейчас репутация городов и регионов во многом зависит именно от политиков, их креативности и прогрессивности.
Но, безусловно, в авангарде этого процесса Львов. Город, в котором находится 95% украинского списка объектов ЮНЕСКО, в 2012 году будет принимать матчи ЕВРО-2012. Власти Львова уже активно взялись за пиар.
«Благодаря Евро-2012 мы имеем новый стадион, дороги, терминал аэропорта. Но за последние 3 года не получили ни копейки из государственного бюджета на восстановление исторического наследия. Это жемчужина, бриллиант, который имеет государство. Чтобы отремонтировать то, что есть, нужно потратить в несколько раз больше, чем на постройку нового. Но я надеюсь, что мы будем получать деньги на восстановление исторического наследия, и тогда город «заблестит», - говорит мэр Львова Садовый.
ЛЬВОВ, С КОТОРЫМ СТОИТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ
По словам заместителя Львовского мэра Василия Косива, туризм и сфера IT признаны стратегическими направлениями развития и города, а значит, на развитие двух этих сфер делается основной упор. Львовская политехника стала абсолютным лидером по количеству поданных заявлений абитуриентов в 2011 году. И хотя сам Косив считает, что IT-образованию во Львове еще есть куда расти, тем не менее, хорошее его качество и удобное географическое расположение города, «ментальная близость», как выразился заместитель мэра, к Европе, дают Львову дополнительные бонусы.
Во Львовской мэрии понимают, что интерес, который вызовет город в контексте Евро-2012 – это только начало. За последние 5 лет поток туристов уже вырос в несколько раз, и в 2011 году там ожидают около 1 миллиона приезжих. На улицах очень часто можно слышать польскую, немецкую и английскую речь. В историческим центре указатели с названиями улиц уже содержат и надписи латиницей, туристические сайты имеют англоязычные версии. Практически круглый год во Львове проводят фестивали и конкурсы, всяческие массовые мероприятия, чтобы любому туристу, который попадет в город, было куда пойти и на что посмотреть. В здании мэрии специально открыт информационно-туристический центр, в котором на украинском, английском, немецком и русском языках можно узнать о самых интересных событиях, лучших гостиницах, ресторанах, бесплатно получить карту города и куда просто можно обратиться за помощью.
И пусть все это сосредоточено в историческом центре, за пределами которого украинцы живут такой же жизнью, как и в Луганске, но тем не менее, использование исторических фишек и заработок на них – правильная стратегия, которая привлекает все больше и больше туристов. Им там рады и они везут туда деньги, развивая сферу обслуживания.
К примеру, Львов сейчас приглашает в гости журналистов из других городов Украины – Луганска, Донецка; в Харькове в сентябре провели «Дни Львова». Стоит отметить, что свою лепту в организацию таких поездок вкладывает и львовский бизнес – например, компания «Галичина», - один из лидеров украинского рынка молочных продуктов, которая, к слову наращивает продажи и в Луганском регионе. И бизнес, и власти города заинтересованы в том, чтобы о Львове знали больше и чаще в него приезжали.
Расписание фестивалей во Львове готовится на год вперед. Тут и кофе, и пиво, и театры, танцы, и шоколад, и пампушки, и хлеб, ремесла, и карнавалы, и фильмы, и книги и огромное количество других направлений. В общем, как и в любом городе, каждый может найти себе развлечение по вкусу.
Такая же политика и у львовских ресторанов – многие из них уже давно привлекают гостей не только кухней, но и «культурными фишками». Безусловно, рестораны в исторической части Львова ориентированы на туристов, но именно в этом контексте виден креативный подход к бизнесу. Десятки кофеен в историческим центре, в каждой из них в кофейной карте – по 20-30 видов кофе, не меньше десятка видов тортов и всего прочего – вот вам и круглогодичный «фестиваль кофе».
Множество заведений смело привлекают туристов своими историческими акцентами. Например, ресторан «Катівня» расположен на территории монастиря бернардинцев, в нем в качестве антуража развешены орудия пыток, там «казнят колбасу» при помощи гильотины. Пивной ресторан «Moon’s Piuse» - в здании бывшего армянского банка, около церкви и - внимание - никаких скандалов насчет попрания исторического наследия, везде чистота и порядок. В таких заведениях гостям могут провести экскурсию и рассказать об экспонатах, об элементах интерьера; продумано все, вплоть до дизайна санузлов. Здесь обычная еда превращается в интересное приключение, туда ходят не только поесть, но и посмотреть.
Ресторан «Сало» во Львове - образец постмодерна. В холле – мини-музей «совеременного искусства» на тему традиционного украинского блюда, сердце из сала, аллюзии с «Голубом салом» Сорокина и при этом – песни в исполнении Поплавского. Естественно, про сало.
Фото из ЖЖ frankensstein
И, конечно же, легендарная «Криївка», где на входе стоит охранник и спрашивает, нет ли среди желающий войти москалей. Сюда туристы выстраиваются в очередь. Там же можно купить сувениры националистической тематики, и там их покупают.
ПИСАНКОВЫЙ ЛЕВ КАК ПАМЯТНИК БЫДЛУ
Писанковый лев на ул. Буденного в Луганске на днях подвергся очередному нападению вандалов. В очередной раз из городского бюджета выделяют деньги на реконструкцию подарка, который луганчанам переслали в 2010 году из Львова в знак дружбы. А пока луганская мэрия стоит планы насчет того, как еще можно украсить улицу Буденного в Луганске, мэр Львова Андрей Садовый, узнав о печальной участи подарка в Луганске, обещает в следующем году передать городу статую из «сверхпрочного материала». Садовый допускает, что таким «нестандартным» способом гопники в Луганске выражают «свою любовь».
Кстати, алкоголь после 22-00 в магазинах Львова не продают. Несмотря на то, что изначально такое решение горсовета вызвало возмущение среди предпринимателей, в целом запрет соблюдается, пьяной гопоты в центре нет. Однако, приложив совсем немного усилий, злачные точки можно найти даже в историческом районе города. Контингент там такой же, как и около любой круглосуточной наливайки в Луганске.
«САХАР ЗАКОНЧИЛСЯ»
Во Львовской мэрии говорят, что слабая работа Киева по внутренней интеграции Украины ведет к тому, что на противоречиях играют политики. «То, что мы не общаемся, политики используют в своих целях и красят одних в один цвет, других - в другой. Но на самом же деле мы все одинаковые, любим нашу страну», - говорит, казалось бы, банальные вещи мэр Львова Андрей Садовый.
Туристов в городе много, в том числе русскоязычных, в частности, из восточной Украины. Однако мешает луганчанам «познакомиться» со Львовом, например, «Укрзализница». Дорога в поезде до Львова из Луганска – это просто катастрофа. Старые, вонючие вагоны, щели в окнах толщиной в палец, сквозняки. И если в одном из вагонов с благословения начальника поезда проводник торгует пивом, то в соседнем вагоне предлагают только чай без сахара. В ответ на изумленное «А почему без сахара?» проводница с абсолютно каменным лицом отвечает «Закончился». Впереди 27 часов в пути.
По пути обратно в журналистском купе развернулся невеселый разговор о том, что же показать львовским коллегам, когда те приедут с ответным визитом в Луганск, который запланирован на следующий год. Луганск, безусловно, не имеет такого исторического бэкграунда, да и то, что имеет, зачастую в запущенном состоянии. В Луганске тоже есть какой-никакой исторический центр, но ведь туда же стыдно приглашать гостей. А что им показывать – памятники Ленину во всех позах? Огромное количество новостроек - металлопластиковых коробок - в центре города? Воняющие на десятки километров заводы-гиганты? Рассказывать об абсолютно демонических событиях вроде откушенных на сессии горсовета пальцах?
Хотя, что-что, а заводы как раз показать и можно. Среди них есть современнейшие производства, оснащенные передовыми технологиями. Среди луганских бизнесменов уже множество людей с «лоском» - тех, кто знает несколько иностранных языков и не стучит туфлями по трибунам. Но вряд ли этим можно удивить.
Луганску, городу сравнительно молодому, но при этом во многом глубоко советскому нужно смотреть в будущее.
Но способность региональных чиновников делать это можно подвергнуть сомнению. Чего стоит только парад предприятий, который проводили на День города в сентябре. Фотографии, на которых запечатлены руководители города и области, машущие руками проходящей колоне рабочих, могут вызывать если не шок, то как минимум отвращение. Эти чиновники, видимо, мировоззренчески застряли в 80-х годах прошлого столетия, и сейчас, спустя 30 лет дорвались, дослужились до права стоять на трибуне, а не шагать в принудительном марше по площади.
Эти люди, обильно снабженные импортными машинами, телефонами, костюмами читают с бумажек поздравления а-ля СССР на дежурных митингах, все время говорят о «луганском характере», «трудовом народе» и его подвигах, «героическом прошлом» и прочих банальностях.
Луганск, безусловно, к «высшей лиге» украинских городов не относится ни экономически, ни политически, ни культурно. Однако сейчас, когда города-тяжеловесы начинают промо-кампании, стоит подумать о том, что придет время и луганского матча.
Львову удается совмещать в своей имиджевой работе и элемент историчности, и прогресса. Кто думает об имидже Луганска? Под нацкультурой у нас понимают почему-то попсовую шароварщину, под политикой - ущербный монолог об «отстаивании своих прав», в экономическом смысле Луганск – своеобразное «Задонечье». Не стоит, впрочем, перегибать палку с негативом. Есть и проявления чего-то иного – новые люди в искусстве, молодые политики, успешные бизнесмены. Все есть.
Мэр Львова Андрей Садовый переживает, что события 9 Мая навредили имиджу города. Однако любой мало-мальски смыслящий человек понимает, что отвратительная провокация может отвадить только излишне впечатлительных россиян, которые еще доверяют телевидению и не умеют пользоваться интернетом. Ну и повлиять на умы, конечно же, любителей российского ТВ на востоке Украины.
Можно ли построить имидж Луганска на советских «культурных акцентах» вроде Ворошилова и «Молодой гвардии»? Нет. Но региональные власти с упорством, достойным лучшего применения, продолжают топтаться на месте. Репутационная пропасть становится все глубже.