Луганщина многонациональная: толерантность или ксенофобия?
Межнациональные беспорядки, начавшиеся 11 декабря в Москве на Манежной площади и не утихшие до сих пор, вполне закономерно вызвали настороженность и в Украине. Особенно в Луганской области, находящейся в опасной близости от фронтира двух цивилизаций. Ведь за пограничной с нами Ростовской областью РФ начинается уже взрывоопасный Северокавказский федеральный округ. Поневоле закрадываются мысли – а возможно ли такое у нас?
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Луганщина гордится своей многонациональностью, в официальной риторике постоянно подчеркивается, что на ее просторах живут в мире и согласии представители 123 национальностей. И в принципе эта риторика не далека от истины – сама историческая специфика формирования населения Донбасса предполагала смешение представителей разных народов, покинувших родные места в поисках новой жизни. Таким образом, смягчается противостояние между коренным населением и диаспорами пришлых, поскольку сложно установить кто, собственно, «коренной». В Донбассе все в какой-то мере «понаехали». Однако нельзя сказать, что подобное строение социума исключает из повестки дня ксенофобию как таковую. Японский историк Гироаки Куромия в своем труде «Свобода и террор в Донбассе» подчеркивает, что национальная рознь не исчезает даже в условиях, казалось бы, полной денационализации. Отсутствие строгой национальной сегрегации, характерной, например, для Галичины и вообще Западной Украины, где украинцы, евреи и поляки сосуществовали как бы в параллельных мирах, не уничтожало почву для бытовой розни, которая легко выливалась и в серьезные межнациональные противостояния.
Пограничный характер области добавляет еще один потенциально опасный фактор – массовую миграцию из Азии в Европу. И хотя для большей части мигрантов Донбасс является лишь транзитным полустанком, часть их все же оседает в наших краях, и не всегда это лучшая часть переселенцев.
В то же время стоит отметить, что ксенофобский тренд в местной политике не находит отклика у луганчан. Попытка праворадикальной партии «Свобода» получить дополнительные голоса путем переноса акцентов с непопулярных в Донбассе идей украинского национализма на тему борьбы с нелегальными мигрантами-азиатами особых дивидендов луганским сторонникам Тягнибока не принесла. Аналогично практически сошли на нет и действия радикальных антииммигрантских движений – сориентированного на украинскую версию фашизма «Патриота Украины» и «общеславянского» Украинского Движения против Нелегальной Миграции. Но самым ярким примером проигрышности ксенофобской карты стала недавняя кампания кандидата в мэры Луганска Николая Песоцкого, активно пропагандировавшего идею о том, что власть должна принадлежать представителям коренного населения, а не «приезжим». Хотя Песоцкий от обвинений в шовинизме всячески отбивался, но в прицел его критики почему-то попадали в основном высокопоставленные кавказцы. По итогам выборов мэра 31 октября 2010 Песоцкий пришел к финишу седьмым, что ярко продемонстрировало непопулярность идей, на которые он сделал ставку.
Вряд ли тут дело в особой толерантности жителей Луганской области. Например, по отношению к тем же украинским националистам («свидомитам», как их здесь зовут) уровень социальной агрессии просто зашкаливает, хотя это глубоко маргинальное для области явление особо на образ жизни рядового «донбасянина» и не покушается. Скорее дело в том, что наличествующие этнические диаспоры достаточно прочно укоренены в местном «совковом» ландшафте, где советские грузины и армяне играют привычную роль «торгашей». Не факт, что появление в Луганске какой-то новой диаспоры, к тому же агрессивно настроенной не приведет к обострению межнациональных отношений.
Хорошей иллюстрацией тут могут служить отношения местных жителей и многочисленных иностранных студентов. Если молодежные разборки между местными украинскими и, скажем, грузинскими «джигитами», практически никем не воспринимается, как межнациональный конфликт, то вот стычки с арабскими или китайскими студентами, последние резонансные случаи которых имели место весной этого года, воспринимаются именно как столкновение «наших» и «чужаков». Тут можно отметить даже некоторые тенденции. Пока иностранных студентов было мало, их воспринимали как некую экзотику и агрессию их вид вызывал только у немногочисленных скинхедов. Как только число арабов, индусов и китайцев стало слишком заметным, в обществе стала подниматься и волна ксенофобии, участились случаи драк на межнациональной почве. (Из личных наблюдений пиком могу назвать 2007-2008 гг., когда увеличение количества иностранных студентов привело к тому, что они зачастую стали вести себя вызывающе, рассчитывая на поддержку и защиту со стороны земляков, что тут же, в свою очередь, вызвало к жизни рост рядов правых субкультур среди молодежи – скинхедов и т.д.). Со временем стороны «притерлись» друг к другу и межнациональное напряжение стало спадать, однако увеличение числа приезжих вполне может спровоцировать новую волну взаимной неприязни.
ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ
Возвращаясь к теме гипотетической возможности межнациональных столкновений в Донбассе, стоит отметить потенциальные зоны риска. Главной из них остается тревожное соседство Луганщины с Северным Кавказом. Нынешняя ситуация в республиках Северокавказского федерального округа свидетельствует о том, что практика вытеснения «лишнего населения» во внешний мир со стороны тамошних князьков будет продолжаться. По сути, сегодня республики подобные Чечне или Дагестану существуют по принципу древней Скандинавии или Испании после реконкисты, когда избыток пассионарного, агрессивного мужского населения, привыкшего к войне и разбою, вытесняется за пределы родного ареала обитания. Отсюда все эти вопиющие случаи беспредела со стороны этнических банд, вызвавших в итоге массовые беспорядки в Москве, Ростове и других городах. Считать, что эта волна не докатится до нас - наивно, особенно в свете все большой открытости границ с Российской Федерации, которая кроме очевидных плюсов экономического сотрудничества, ведет к потенциальной «интеграции» и с богатым преступным миром Юга России. А преступники, как известно, работают всегда оперативнее, чем государственные структуры. В 90-е годы Луганская область, к слову, подвергалась попытке интервенции со стороны этнической чеченской мафии, которая была отбита с одной стороны жестким отпором правоохранителей, а с другой, естественно, местным криминальным сообществом, не желавшим уступать территорию отморозкам с Кавказа.
Не меньшей угрозой остается и уже упомянутые потоки миграции идущие через Луганскую область. С каждым годом Евросоюз становится все более закрытым для нелегалов, да и легальных мигрантов там не очень жалуют – в парламентах большинства государств «Старой Европы» заседают сильные фракции правых партий, выступающих за ограничение миграции. Даже либеральный канцлер Германии Ангела Меркель недавно признала, что концепция мультикультурализма потерпела крах – ее страна больше не состоянии переваривать приезжих, сохраняя прежнюю идентичность. А значит Украина, так и не принятая в Евросоюз, рискует превратиться в отстойник для нелегалов. Основные удары в этом случае припадут на пограничные области, такие как Луганщина.
Да и обилие иностранных студентов, вряд ли будет гармонизировать межнациональный баланс. Луганск уже сегодня является лидером по количеству иностранцев, получающих образование в Украине.
Разумеется, как-то задержать или остановить процессы нового «переселения народов» в глобализированном мире практически невозможно. Да и не к чему пытаться «закрыть Америку обратно», за потоками миграции стоят объективные экономические причины, нравится нам это или нет. Нам нужно быть готовыми к тому, что скоро среди нас на улицах, в магазинах, кафе будет находиться множество людей с другим цветом кожи, исповедующих другие религии, ориентирующихся на совершенно иные культурные традиции. Наша задача встретить эту историческую неизбежность максимально достойно, учтя ошибки наших западных и восточных соседей. Главное помнить, что Украина никогда не была империей, а украинцы никогда не угнетали другие народы, поэтому всевозможные абсурдные завозные концепции «толерантности» к нам отношения не имеют и в наших краях не работают. Мы живем у себя дома, всегда рады гостям, до тех пор, пока они сами соблюдают правила приличия.
Фото с сайта "Московский комсомолец"