КОНСТИТУЦИЯ: ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ ИЛИ ПРАВИЛА ИГРЫ?
В этом году украинской Конституции исполняется 14 лет. Накануне знаменательной даты, 28 июня, нынешний Президент Украины Виктор Янукович заявил о том, что она нуждается в пересмотре в сторону усиления президентской власти - хотя будучи лидером оппозиции, нынешний глава государства говорил обратное. Осуждать Виктора Федоровича за это - грех, ведь пока в стране не появятся Правила Игры, каждый Президент будет стремиться «переписать» Конституцию исходя из политической целесообразности.
Начнем с теории. Прежде всего Конституция – это не абсурдный «основной документ», а некий, говоря современным языком, необходимый для существования демократического строя «апгрейд», который упорядочивает работу системы представительского правления.
Вспомним, что большинство европейских Конституций возникли как способ ограничения власти монарха и функционирования парламентской демократии. Но это вовсе не значит, что до принятий Конституций в Европе царил правовой «беспредел», ведь даже «неограниченные» монархи опирались на стройные кодексы законов, основанные на римском праве.
Ближайший для нас пример – Российская империя, где власть царя, хотя и считалась абсолютной, но была на практике ограничена прекрасной, по-европейскому образцу, кодифицированной системой законов. А вот принятие «Конституции» в 1905 г., сопровождавшееся созывом парламента, в который при помощи демагогии в массе пришли революционеры-политиканы, наоборот, привело к дестабилизации общества. Другой пример – Великобритания, славящаяся своей судебной системой и развитой системой законов, с которых «списывают» законодательства другие страны. Так вот в стране, считающейся «островом свободы», Конституции нет вообще, то есть по бумагам «абсолютизм». Но, тем не менее, британская демократия дееспособна, а все потому, что опирается на систему законов, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.
Но в постсоветском пространстве, и тут не только об Украине речь, Конституция - нечто другое. Это хорошая демократическая «бумага», которая не увенчивает стройное здание законов, а наоборот, прикрывает реальное положение дел, то есть - беззаконие. Помните, как профессор Преображенский требовал у своего покровителя из правительства «окончательную бумажку, броню». Вот эта «броня» и есть современные Конституции СНГ. Стремясь создать правовое общество из ничего, из декларации, под которой не шевелится живой свод законов, наши правители, даже при самых благих намерениях, будут оставаться с пустым корытом.
Рассмотрим пример Украины. Возникла Конституция в 1996-м, под прямым давлением Президента Леонида Кучмы, которому нужен был фиговый листок для сокрытия от Европы той неприглядной кланово-олигархической системы, которая формировалась в стране. Документу положено было быть супердемократическим, иначе бы Украину никуда не взяли бы. По мере того, как оппозиционные Кучме силы стали использовать лазейки в Конституции в свою пользу, он стал носиться с идеей конституционной реформы, которая бы поставила непокорный парламент под контроль Президента через создание Верхней палаты и право роспуска. Насколько мы помним, что большинство граждан в 2000-м одобрило инициативы Президента, однако сам Президент предпочел выстраивать «вручную» нужные ему конфигурации в парламенте, и результаты референдума пошли вникуда. Журналист «Зеркала недели» Сергей Рахманин назвал проведение этого референдума «инструментом психологического давления» на депутатов.
Последняя конституционная реформа вновь совпала с бурными политическими событиями в Украине. На этот раз противостоянием между старой властью Кучмы, ее преемником Януковичем и оппозиционным Ющенко. Тогда, 8 декабря 2004-го, Виктор Ющенко, стремясь любой ценой сохранить выбитую из власти победу, согласился на проведение реформы по сокращению полномочий Президента (переходу к парламентско–президентскому строю). Его оппоненты, прежде всего Виктор Янукович, готовились к реваншу на парламентских выборах, и им нужно было иметь рычаг для ограничения власти Президента. Все это закончилось «конституционной махновщиной»-2007 – все ветви власти оказались в смертельном клинче, но в итоге парламент таки был распущен.
И, наконец, сегодня Виктор Янукович, победив на выборах Президента, объявляет, что Украине необходима сильная президентская власть, отрекаясь таким образом от своей борьбы за конституционную реформу. Как политика его понять можно, но если Конституция будет становиться игровой площадкой для каждого нового президента, то о стабильности нам придется забыть.
Понятно, что нам уже не пройти долгий путь европейских держав, но у нас есть путь, по которому только и могут идти молодые государства с развивающейся демократией. Создавать Правила Игры, обязательные для всех – власти и оппозиции, олигарха и мелкого буржуа, интеллектуала и обывателя. Соблюдать и выполнять законы. Только тогда наша Конституция, как мы помним, одна из самых демократичных в Европе, сможет действительно гарантировать нам наши записанные в ней права и свободы.