УМЕРЕТЬ, НО В ЦЕНТРЕ
Центр города риэлторы считают элитным районом – квартиры здесь в несколько раз дороже, чем аналогичная жилплощать в спальных районах. Однако и в центре еще остались бабушки, которые сидят у подъездов. Луганчане, которые не соглашаются продавать свое жилье в центре, рассказали «Восточному варианту» о том, почему не хотят переезжать из центра, несмотря на значительную экономическую выгоду.
СКРОМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ЭЛИТНЫХ КВАРТИР
Миллионер и пенсионер, депутат и простой труженик завода живут в одном доме и даже в одном подъезде. Такое можно увидеть только в постсоветских странах. Впрочем, с каждым годом в жилых домах центра Луганска остается все меньше тех, кто это жилье получил бесплатно при Союзе. Теперь это место обитания тех, кто может себе позволить купить элитную квартиру.
Ради эксперимента я прошлась по улицам в центре, разглядывая фасады зданий в поисках окон без стеклопакетов. Их нашлось не больше десятка. Здесь и живут последние луганские семьи, решившие до конца оставаться в своих «сталинках». Это «миллионеры», которых ни бедность, ни назойливые родственники, ни искушение сравнительно деньгами не заставили покинуть дом в центре.
Дом №15 по улице Котельникова стоит в самом центре – рядом с райсоветом Ленинского района. В двухкомнатной квартире со дня постройки этой пятиэтажки живет Антонина Тихоновна. На ее глазах преображался центр города и менялись эпохи.
- Раньше здесь было как в раю – снаружи магазины, рынок, парки, а во дворе – тишина и покой – лавочки, клумбы с цветами, детская площадка. Вечерами жильцы собирались в беседках, обсуждали насущные темы. Сегодня наш двор скорее напоминает проезжую часть. Машины уничтожили зеленые газоны, молодежь разбила детские качели, лавочки украли, остатки уюта уничтожили бизнесмены своими стройками-пристройками, - сетует Антонина Тихоновна. – К сожалению, жизнь в центре меняется не в лучшую, а в худшую сторону.
Задаю женщине дежурный вопрос: «Почему не продали свою квартиру, ведь могли бы значительно повысить уровень жизни и переехать в более тихий район?»
- Да куда ж я поеду? Я здесь живу с 1958 года. Здесь вся моя жизнь прошла, здесь мне дорог каждый уголок. Нет, я отсюда уже никуда не уеду, - говорит пенсионерка.
Пока я общалась с Антониной Тихоновной, к нам подошла еще одна женщина. Представилась Надеждой Андреевной и призналась, что давно бы хотела уехать из центра, и вообще из Луганска.
- В 1988-м мы поменяли свою квартиру в Саратове на эту в Луганске. И с тех пор я каждый день и час жалею о своем решении. В Саратове течет прекрасная Волга, красиво, уютно, развивается инфраструктура. Пенсионеры там получают более достойную пенсию… А Луганск – грязный, пыльный и неухоженный. Если б мне кто-то предложил перевести обратно в Саратов, ни минуты бы не раздумывала. А менять в Луганске центр на окраины нет смысла. У нас нигде порядка нет. И это не преданность центру, это скорее наша закостенелость, - признается Надежда Андреевна.
ЗВЕЗДНЫЙ ДОМ
Попрощавшись с пенсионерками, отправляюсь знакомиться с небогатыми обитателями следующего элитного, по оценке риелторов, дома.
Дом № 58 по улице Советской со звездой на крыше и магазином «Глобус» на первом этаже. Слева – центральный рынок, справа – торговый центр, вокруг дома высокий забор с замкомна воротах и калитке. Я, честно говоря, даже не сразу нашла вход - так от натиска предпринимателей и непрошенных гостей забаррикадировались жители.
Во дворе – зеленый оазис среди каменных джунглей - чистенько и уютно. Пожилая женщина кормит местного охранника – собаку-дворнягу. Это Ольга Алексеевна Поплавская. Она живет в этом доме с 60-х годов.
- Забор – вынужденная мера, иначе здесь не выжить, - рассказывает Ольга Алексеевна. – Пока дом обслуживал ЖЭК, мы не могли добиться порядка, а когда создали ОСМД (общество совладельцев многоквартирного дома), первое что сделали – оградили двор.
В «трешку» в этом доме ее семья вселилась по обмену. Говорит, поначалу было сложно привыкнуть к постоянному шуму.
- Почему не продаю квартиру? Прикипела я сердцем к этому месту, - сознается Ольга Алексеевна. - Здесь каждый уголок, каждое дерево – история.
Что интересно, в этом доме, в отличие от многих других, где я побывала, жильцов, не пожелавших обменять центр на более обеспеченную жизнь, – больше всего.
- Когда люди пожили в центре в домах с высокими потолками и полнометражными комнатами, они уже никогда не поменяют их на маленькие «скворечники». Как говорит моя соседка: «Мне так хочется в своей квартире умереть, не хочется идти в конуру». Это она так отзывается о квартирах в панельках. Понимаете, сейчас у нее ощущение, что она живет в хоромах, - говорит Ольга Алексеевна. - Многие не меняют квартиры, потому что здесь работа, рынок - все рядом. Продают только вынуждено: нужно разъехаться с взрослыми детьми или уезжают в другой город.
Впрочем, были и те, кто не выдержал «прелестей» жизни в центре.
- Когда двор еще не был огорожен, машины стояли у подъездов день и ночь. Как-то сосед не смог выехать из-за чьего-то неправильно припаркованного авто. Поругался с водителем, а тот его ударил и сломал челюсть. Мужчина потом долго лечился, а со временем семья переехала отсюда. Не знаю почему, но думаю, что эта ситуация сыграла не последнюю роль в их решении продать квартиру, - вспоминает Ольга Алексеевна.
«НЕ ХОТИТЕ - ЗАСТАВИМ»
Пенсионер Виктор Яковлевич Гайдаренко, который живет в доме № 53 по улице Советская, тоже не собирается покидать свою квартиру в сердце города.
- Я этот дом строил, когда работал на автосборочном заводе. С 1958 года здесь живу и никуда отсюда не уеду. Здесь и умирать буду, - говорит Виктор Яковлевич.
Сетует, что старожилов в доме практически не осталось. Тех, кто получал квартиры от завода можно пересчитать по пальцам.
- Одни разменя ли на две на окраинах города, другие продали и купили подешевле, а на оставшиеся деньги живут, на пенсию ведь трудно прожить, третьих – вынудили бизнесмены. К хозяевам квартиры на первом этаже почти полгода ежедневно приходил предприниматель с просьбой продать жилье. Старики не выдержали и сдались. Теперь там магазин, - рассказывает дедушка.
Он вспоминал, как застраивали Луганск в послевоенные годы, как поднимали из руин, как радовались они с женой, когда вселились в новую квартиру. Здесь прошла его молодость. Этот дом для него больше, чем дорогая жилплощадь – это вся его жизнь.