ПРИСТЮК ПРИТВОРИЛСЯ «ЗЛЫМ СЛЕДОВАТЕЛЕМ»
За два месяца настроения руководства Луганской области по поводу разрыва концессионного договора диаметрально изменились. Возможно потому, что 2 года назад Пристюк и Голенко больше рассчитывали на российского концессионера, сейчас - на Азарова и Януковича.
Самым первым громким политическим заявлением Владимира Пристюка после избрания на пост председателя Луганского областного совета в марте 2010 года было предложение разорвать контракт с концессионером. Через несколько дней после избрания председателем Пристюк провел пресс-конференцию, на которой заявил, что концессионер не выполняет своих обязательств и контракт, возможно, будет разорван.
- 21 марта закончился первый год (а точнее, второй, – авт.) действия договора. Обещали инвестировать 150 миллионов, а внесли всего 17 миллионов. По закону, если инвестобязательства не выполнены, мы можем принять решение о возвращении имущества в областное коммунальное предприятие. Нас интересуют в первую очередь инвестиционные вложения. Если вопрос не решается, мы поедем к Президенту, поедем к премьеру, чтобы начало действовать постановление КМУ, принятое еще в 2004 году, которым была утверждена программа реформирования водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области, - сказал Пристюк 23 марта.
Впрочем, слухи о том, что концессионер не оправдывает возложенных на него областной властью надежд, ходили давно – об этом «случайно» проговаривались в ходе официальных мероприятий, неофициально об этом говорили и депутаты Луганского областного совета. Но вслух эта проблема не обсуждалась по ряду причин.
Во-первых, луганские политики были активно заняты предвыборной кампанией, и перед архиважными президентскими выборами-2010 признать, что самый, пожалуй, важный проект региона может провалиться – это значило бы дать почву для сарказма политическим оппонентам. Поэтому все молчали. Более того, учитывая градус политического напряжения, отложили даже назревший вопрос по повышению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Но с другой стороны, наверняка у руководителей кампании Януковича в регионе были договоренности с кандидатом в Президенты о том, каким образом будет решаться проблема с водоснабжением в регионе. Именно поэтому заявление Владимира Пристюка было очень похоже на «плановую импровизацию» по схеме голливудского фильма, в котором всегда есть «плохой следователь», который угрожает расправой герою, и есть «хороший», который в обмен за содействие полиции обещает отвадить «плохого». Ну и, естественно, «хороший» и «плохой» на самом деле являются напарниками.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Областное коммунальное предприятие «Лугансквода» создавалось в 2003-2004 гг. по инициативе и под давлением тогдашнего председателя Луганской областной государственной администрации Александра Ефремова.
В 2003 году в Луганской госадминистрации возникла идея объединить все водопоставляющие предприятия в одну компанию. В нее вошли три структуры: ОКП «Луганскводпром» (потери в сетях были в рамках нормативов и достигали 25%), ОКП «Луганскводоканал» (с потерями воды до 65%) и «Луганский горводоканал» (потери – до 52%). Остались вне областного объединения горводоканалы Алчевска, Лисичанска и Северодонецка. Тогдашнего луганского мэра Евгения Бурлаченко Александру Ефремову также удалось убедить – правда, он вскоре передумал. Уже в январе 2006 года сессия Луганского городского совета приняла решение о возвращении в городскую собственность «Луганского горводоканала», но решение это не выполнено.
Областное предприятие-монстр было создано именно для того, чтобы централизованно профинансировать его реконструкцию – в 2004 году была разработана и утверждена на уровне КМУ программа развития и реконструкции водопроводно-канализационного хозяйства Луганской области. Суть ее заключалась в том, чтобы постепенно провести реконструкцию существующей схемы водоснабжения региона. Тогда расчетная стоимость программы была около 500 миллионов гривен.
Но уже 2005-2006 годы показали, что правительства президента Ющенко не намерены финансировать эту программу. И тогда, после очередных выборов в органы местного самоуправления, региональные власти взялись за поиск инвестора.
Решение сдать областное коммунальное предприятие (ОКП) «Лугансквода» в концессию было принято в октябре 2007 года. На тот момент экономику предприятия можно было смело называть катастрофической. Высокий процент износа сетей в населенных пунктах (70-100%), требовалась замена и санация сетей протяженностью 2,2 тыс. км. У «Луганскводы» были многомиллионные долги за электроэнергию, в то же время компания имела колоссальные потери воды из-за изношенных сетей, и ее руководству областные власти не доверяли. Эксперты неофициально заявляют – компания при правильном менеджменте просто не может быть не прибыльной. Когда водопроводные и канализационные сети находились в управлении чиновников, кроме всего прочего имелись проблемы еще и с организацией труда. К примеру, на момент передачи предприятия в концессию у ОКП не были оформлены даже документы на земельные участки, не были взяты на баланс объекты.
На момент передачи в концессию в 2008 году суммарный долг ОКП «Лугансквода» перед ЛЭО составил 175 миллионов гривен – и имел тенденцию к росту. Дотаций на покрытие разницы в тарифах государственный бюджет «Луганскводе» не перечислял. Затраты на текущий и капитальный ремонт не превышали 1% бюджета компании.
Фактически концессионеру было предложено внести ту же сумму инвестиций, которую рассчитывали получить из государственного бюджета – минимум 500 миллионов гривен за первые 5 лет. Планировалось, что уже в 2013 году работа предприятия будет стабильное, вода будет подаваться бесперебойно во все города области.
МИРОВОЙ КРИЗИС И УКРАИНСКАЯ ПОЛИТИКА
Вокруг готовящейся концессии областные власти развернули широкомасштабную информационную кампанию – однако, несмотря на сравнительную открытость подготовки к концессии, изначально было понятно, что конкурс готовится под конкретного победителя. Но с другой стороны – победитель конкурса имеет успешный опыт управления аналогичными предприятиями в России – а значит, несмотря на все политические экивоки, действительно может считаться наиболее подходящим.
Однако сразу же объявленный конкурс оспорил «Алчевский металлургический комбинат», мотивировав свой иск тем, что условия конкурса лишают металлургов права поучаствовать в нем. Суд по этому иску приостановил проведение конкурса, но по протесту Луганского областного совета запрет был отменен. В марте 2008 года путем поименного голосования депутаты утвердили результаты конкурса, в котором приняла участие только одна компания – аффилированное с российским «Росводоканалом» ООО «Лугансквода». Из 120 депутатов за передачу в концессию областного коммунального предприятия проголосовали 80 депутатов (все - регионалы). Против проголосовали БЮТ, коммунисты и «витренковцы», а также – депутат регионал Николай Кириченко.
Через два месяца – в мае 2008 года – Луганский облсовет повысил тарифы на водоснабжение и водоотведение в 2 раза - потребители за подачу и отведение 1 кубометра воды платят 6,66 грн.
После этого оппозиционные партии и общественные организации развернули масштабную кампанию противодействия под общим лозунгом «Вернем воду луганчанам» - собирали подписи, проводили митинги, писали разгромные статьи в газетах. Основная суть претензий – концессионер «мутный», ООО «Лугансквода» формально к заявленному «Росводоканалу» отношения не имеет никакого, построена целая цепочка фирм-посредников с минимальным уставным капиталом, что фактически сводит к минимуму потенциальную ответственность концессионера. К тому же тарифы были названы «драконовскими» и «самыми высокими в Украине», оппозиционеры уверяли, что предприятие на самом деле прибыльное. Полемика зашла так далеко, что председатель Луганского областного совета пригрозил подать в суд на «клеветников» - дескать, ни он, ни его родственники не являются причастными к структурам-учредителям предприятия-концессионера, к теневой приватизации никто «Луганскводу» не готовит. Публично в поддержку концессии выступила и армия чиновников, подконтрольных областной власти – главы районных государственных администраций, председатели райсоветов и мэры городов.
А между тем системные проблемы – к примеру, в тарифообразовании – решены так и не были и достались в наследство концессионеру. Вопросы с долгами за электроэнергию так и остались, тариф на электроэнергию продолжал расти. А тем временем до Украины дошел и мировой финансовый кризис.
В феврале прошлого года из-за растущих долгов за электроэнергию «ЛЭО» снова отключало насосные станции – тогда областные власти заговорили о том, что это «рейдерский захват».
В сентябре прошлого года председатель совета директоров «Росводоканала», который приехал, чтобы публично поручиться за то, что ООО «Лугансквода» действительно входит в орбиту влияния «Росводоканала» и развеять сомнения оппозиции, и заявил, что концессионеры перебрали обязательств. Ширманкин говорил, что кредит для «Луганскводы» взять невозможно из-за политической нестабильности в Украине.
- Если бы я этим проектом изначально занимался, я бы не подписал его в таком варианте. В сегодняшней ситуации, когда с привлечением денег очень сложно, я бы отказался подписывать, - сказал Ширманкин.
А потом начались выборы – запрашиваемое «Луганскводой» повышение тарифов на воду отложили до лета и тему больше не обсуждали. В рамках подготовки визита нового Президента Украины Виктора Януковича говорили лишь, что «проект будет представлен Президенту». Один из мэров неофициально говорил, что владельцы «Росводоканала» встречались с Президентом, что вопрос отрабатывали.
В ходе визита Президента Украины Виктора Януковича за оргподдержкой к нему обратился народный депутат Александр Ефремов. Однако, по его словам, «Лугансквода» нуждается скорее в «понимании», чем в финансах.
- Из-за тотального политического прессинга, закручивания регуляторных гаек и полного обрушения экономики предприятие не смогло полностью выполнить взятые на себя обязательства. Из-за инфляции и падение курса доллара размер необходимых вложений вырос почти на 400 миллионов гривен. «Лугансквода» несет миллионные убытки и испытывает значительные трудности в решении главной задачи концессии – выполнении инвестиционной программы. Тем не менее, ведется широкомасштабная замена энергетического оборудования, прокладываются новые водоводы, монтируются мощные системы очистки, - говорилось в ходе презентации проекта концессии Президенту.
В рамках публичной презентации проекта в ходе визита региональные власти просили у Президента денег. Так, на расширенном заседании комитета по экономическим реформам было заявлено, что концессионер готов вложить в реконструкцию магистральных водоводов 164 миллиона гривен, областной совет готов дать 43 миллиона. У Януковича попросили 221 миллион, причем половину – уже в 2010 году.
Региональные власти также выражали готовность поработать с законодательством, которое регулирует сферу ЖКХ, и просили централизовать вопросы управления тарифной политикой.
Выступая перед Президентом, гендиректор «Росводоканала» Петр Золотарев заявил, что компания готова вкладывать инвестиции в «Луганскводу».
- Компания готова наращивать инвестиции в «Луганскводу» и нуждается больше не в финансировании, а в понимании и диалоге с властями. Диалог с МинЖКХ и властями по организации пилотного проекта позволяет наращивать инвестиции. Для нас принципиален статус пилотного проекта - это точка концентрации решения проблем, с которыми мы столкнулись, - сказал Петр Золотарев.
В свою очередь заместитель министра ЖКХ Александр Мазурчак заявлял, что из госбюджета «Лугансквода» будет получать компенсацию по заниженным тарифам на услуги, и правительство также готово участвовать в реализации концессионного проекта на условиях софинансирования с инвестором.
Это позволяет сделать однозначый вывод о том, что концессионный договор разорван не будет.
Получается, за два месяца, прошедших после громкого заявления председателя Луганского областного совета Владимира Пристюка об угрозе расторжения договора, ситуация диаметрально изменилась.
Хотя на самом деле ситуация немного иная – после громкого заявления Пристюка последовала информация пресс-службы ЛОГА о том, что из-за приниципиально жесткой позиции нового губернатора Валерия Голенко концессионер перечислил на реализацию инвестиционного проекта 80 миллионов гривен. И уже в конце мая стало известно, что «развод» с концессионером отменяется.
В продолжении концессии заинтересованы, пожалуй, все – и региональные власти, у которых нет ни денег на содержание компании-монополиста, ни кадров для управления им, ни навыков реформирования такого рода предприятий. Не заинтересован в разрыве договора и сам концессионер, который уже потратил значительные суммы средств и проделал большую работу чисто организационного характера по инвентаризациям, систематизациям, оптимизациям, составлениям карт, схем и всего того, чего в коммунальном предприятии не было. Не заинтересован в разрыве договора и Кабмин – потому что это может обернуться обвинениями в создании помех, что, тем более в отношении российского инвестора, недопустимо.
Зачем же тогда было говорить о готовности разорвать договор? Вероятно, это была попытка надавить на концессионера и, судя по оперативной реакции, она удалась. Схема «злого» и «доброго» следователей сработала. Ведь если раньше луганские власти, не имея возможности конструктивного политического сотрудничества с Кабмином и Президентом, то теперь, после прихода к власти Виктора Януковича, они больше рассчитывают на него, чем на «Росводоканал».