ИГРА В «ЧАПАЕВА»
У советских детей была такая игра - «Чапаев». Два противника азартно начинали щелчками сбивать шахматные фигуры с доски, стараясь «убить» как можно больше фигур противника своими. «Чапаев» - это как бы антипод шахмат; вместо долгого вдумчивого сидения над мудрой шахматной доской - удалое хулиганство.
История Украины – это именно такая шикарная шахматная доска, фигуры которой исторически оказались разделенными на два цвета и два лагеря (причем белыми или черными они кажутся в зависимости от угла зрения). И вот вместо «шахматистов»-историков на эту шахматную доску набросились хулиганы-политики и гиканьем стали играть в «Чапаева». Неважно, кто сделал первый щелчок. Важно, что на доске остались самые крупные фигуры – Победа, Соборность, Независимость…
Празднование 65-летия Победы в этом году стало предметом беспрецедентных идеологических спекуляций. Вместо осмысления роли Украины во Второй мировой войне общественная дискуссия выродилась в тупой «гон» о Сталине и Бандере. Ведь разумному человеку все ясно и без «дебатов». Представить историю Второй мировой войны без Сталина немыслимо, как и без Гитлера, Черчилля, де Голля, Рузвельта и других государственных деятелей той эпохи, но элементарный такт по отношению к памяти жертв сталинского террора не должен позволять делать из него икону и символ Победы. Что, к слову, понимали даже в СССР. Тоже и с Бандерой – борьба, которую он вел, безусловно, близка и понятна большинству жителей Западной Украины, но для жителей остальной Украины, воспитанных на советском агитпропе, он остается символом украинского коллаборационизма. Подобные негативные стереотипы развеиваются поколениями, через грамотное и толерантно национальное воспитание. Но поднимать эту тему «назло» можно только с целью существующий негатив закрепить. В итоге получается не Победа, но беда.
А между тем у Дня Победы, при всей сложности переплетений отечественной истории, есть все шансы быть одним из консенсусных, смыслообразующих светских национальных праздников, на одном уровне с Днем Независимости. Поскольку неоспоримыми остаются, по крайней мере, два факта.
Первый.
С любой точки зрения на путь развития Украины, хоть советской, хоть националистической, нацистская оккупация несла народу только террор, ограбление и превращение в граждан Рейха второго сорта. Нацисты не планировали даровать нам даже марионеточной государственности, что ясно показали, сорвав попытку 30 июня 1941 провозглашения украинскими националистами независимости Украины. Кроме того, еще с Первой мировой войны Берлин планировал использовать плодородные земли Украины для создания Новой Германии, предварительно этническими чистками создав жизненное пространство для переселенцев.
Второй.
После Второй мировой войны сбылась мечта поколений украинских патриотов о воссоединении всех украинских земель в одном государстве, пусть они и оказались под гнетом коммунистической диктатуры. Коммунистов нет, а мы - самое большое государство в Европе.
То есть не было бы Победы, не было бы Соборности и Независимости. Но, празднуя День Победы, нельзя замалчивать и Тень Победы – цену, которую украинцы заплатили во Второй мировой. И это не только жертвы войны, но и жертвы сталинского террора, голода, разрухи, послевоенной гражданской войны в Западной Украине. Обо всем этом нужно говорить с тактом, взвешенно, обдумывая каждый ход, как гроссмейстер над шахматной доской.
Однако у нас пока доминирует «чапаевский» подход к собственной истории. Вот, например, министр образования Дмитрий Табачник, человек на данный момент ответственный за национальное воспитание, приравнял ОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ, сбывшийся тоталитаризм Сталина к неосуществленному, по сути, теоретическому тоталитарному проекту Бандеры. Сравнил тирана одной шестой части планеты и подпольщика, всю жизнь просидевшего по тюрьмам и лагерям. На лицо явная подтасовка фактов, хотя обертка вполне демократическая, «против тоталитаризма». (Исторической справедливости ради стоит отметить, что УПА в своих программных документах в 1943-м значительно смягчила довоенные, действительно тоталитарные, профашистские установки украинского национализма).
Не менее абсурдно выглядят и решения горсоветов в Галичине о предоставлении почетного гражданства Бандере и Шухевичу, свидетельствующие, что эти органы местного самоуправления стали на тот же скользкий путь, в движении по которому эти депутаты недавно обвиняли своих восточных коллег. Тот факт, что подобного решения они не принимали при «своей» центральной власти говорит только о том, что перед нами такое же конъюнктурное политиканство, как и в «антибандеровской истерии» в Луганске.
Но особым фарисейством на этом фоне звучат призывы к историческому примирению. Народные депутаты, недавно явившие прямо в сессионном зале Верховной Рады такие яркие примеры толерантности и умения выслушать оппонента, что некоторые из них оказались в больнице, с экранов телевизоров поучают ветеранов, как им следует поступать. Тут стоит вспомнить, что начавшиеся было на волне демократических преобразований 90-х «братания» между советскими ветеранами и солдатами вермахта заглохли как-то сами собою вовсе не потому, что старики пытались вцепиться друг другу в глотку, ведь война для них уже давно окончена, а потому, что уж слишком разительно отличался уровень жизни победителей и побежденных. Вот этим бы вопросом и озаботится народным избранникам, оставив вопросы истории и примирения историкам и интеллектуалам.
Сейчас же складываются две параллельные истории Украины, истории как бы двух стран, которые будут меняться в зависимости от смены партийной принадлежности министров. Помимо удовлетворения амбиций политиков и комплексов политизитированных истероидов обоих лагерей, этот процесс приведет к тому, что подрастающее поколение не будет знать НИКАКОЙ истории, а главными источниками знаний о войне будут иностранные фантастические боевики «Бесславные ублюдки» и «Мы из будущего». Игра в «Чапаева» продолжается.