РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ТУРА НА ЛУГАНЩИНЕ: НЕМНОГО О ТЕХНОЛОГИИ ВЫБОРОВ
Как и предполагалось, основной проблемой голосования оказались вопросы внесения изменений в список избирателей в день голосования и процедура голосования на дому. А также некоторые сопутствующие моменты вроде подвоза избирателей и весьма распространенного абсолютного незнания членами избирательных комиссий действующего законодательства. Автор во время выборов находился в Алчевске, поэтому большая часть информации в этой статье будет касаться проблем территориального избирательного округа №107, а также близлежащих – Перевальского района (№109, центр в Красном Луче) и Славяносербского района (№114, центр в Беловодске).
Что ж, постараемся систематизировать имеющуюся информацию и отметим основные моменты.
ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРАМ
Сколько не «пиарились» различные кандидаты, но как обычно, готовыми к выборам на Луганщине оказались лишь регионалы.
Это проявилось и в четкой агитации с поквартирным обходом (за кого заявление написать о голосовании на дому, кого подвезти к избирательному участку), и в формировании большинства в избирательных комиссиях, и в более качественной подготовке, граничащей с фанатизмом членов избирательных комиссий. Неплохим оказался у них и юридический блок – например, смогли обосновать и «протолкнуть в массы» дыры в законодательстве, позволяющие вопреки «нельзя» вносить изменения в список избирателей в день голосования.
БЮТ собрал «звездную команду» доверенных лиц, тем самым «выкопав себе яму».
Во-первых, все эти генеральные директоры угольных предприятий и комбинатов не могли заниматься избирательным процессом на постоянной основе. Поэтому в некоторых случаях просто некому было подписать жалобы или иски в суд.
Например, в окружную комиссию № 111 в Антраците доверенное лицо леди Ю почти не ходило (нет, ну правда, не будет же его испепеляющее сиятельство Юрий Зюков бегать на какую-то там окружную комиссию!). Со слов членов комиссии, на ней часто бывал зам. гендиректора по бытовым вопросам, который на простой вопрос: «Что вы тут делаете, если по закону не можете находиться на заседаниях комиссии, ведь не являетесь доверенным лицом кандидата в Президенты Украины» обычно скромно отвечал что «помогает проведению выборов».
Во-вторых, админресурс сработал наоборот. Это только в извращенных фантазиях высокооплачиваемых киевских пиарщиков все эти «Герои Украины», «генеральные директоры» имеюта вторитет в своих регионах и могут добавить голосов. В реальной жизни они являются если не врагами, то скажем так, мягко говоря, не близкими к «плебсу» (основной массе избирателей) людьми. Именно они урезают им зарплаты, рассказывая о кризисе, плюют на экологию и охрану труда, экономят на налогах и оплате земли. Урезание премий и доплат (выливающееся в уменьшение зарплаты иногда на 50%) резко контрастировало с огромными затратами на избирательную компанию. Простой гражданин думал и понимал, что все-таки, не смотря кризис, деньги есть.
Аналогично сработал и вал БЮТовских материалов в местной прессе. Ну да, обошли регионалов по масштабу и качеству агитации в СМИ. Но у каждого процесса есть «точка перелома», когда дальнейшее увеличение интенсивности дает ровно обратный результат.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ДОМУ
Электоральная база Виктора Януковича не такая уж и широкая, как хочется иногда показать регионалам. Поэтому каждый голос на счету – в том числе тех, кто не может прийти на избирательный участок. Видимо, потребность в голосах пересилила страх перед «уроком-2004», и на этих выборах снова был вал заявлений о голосовании на дому, не подтвержденных медицинскими справками.
Хотя по округу № 107 регионалы работали осторожно – лишь на нескольких избирательных участках число проголосовавших на дому превысило 10% от общего числа проголосовавших на этом участке.
Напомним, согласно пп.1 ч.1 ст. 80 Закона Украины «О выборах Президента Украины», результаты голосования на избирательном участке могут быть признаны недействительными, если численность незаконно проголосовавших составляет 10% и более от числа принявших участие в голосовании избирателей. То есть беспредельничать можно, но по уму и осторожно – в пределах 10%.
БЮТ смог отстоять свою позицию (в теории), выиграв у Центральной избирательной комиссии ночью перед выборами суд по медицинским справкам – установив незаконность включения избирателей в список для голосования на дому без справки лечебного учреждения (постановление Киевского апелляционного административного суда № 2-а-205/10/2670 от 17.01.2010). Но «поезд ушел» - списки для голосования на дому составлялись после 20:00 в субботу по действующей на тот момент (пускай потом и признанной незаконной) норме законодательства, позволявшей голосовать дома без справок. Будет ли доказана позиция БЮТ на практике – покажет время (по крайней мере, один иск в Луганский окружной административный суд по этому вопросу подан).
Насобирав заявлений о голосовании на дому, регионалы решили и другую проблему – как успеть объехать всех этих избирателей. Опять же закон был использован как дышло: он не прописывает четко, сколько групп членов комиссии (одна или несколько) могут организовывать голосование на дому. Так как списки для голосования на дому были объемными, регионалы своим большинством в участковых комиссиях добились выхода двух групп, а на некоторых участках – даже трех. После жалоб по этому поводу окружная избирательная комиссия № 107 решила не ломать голову, как понимать закон, а обратилась в Центральную избирательную комиссию с просьбой разъяснить, сколько групп для голосования на дому может быть (одна или более одной). Жалобы плавно переросли в иски в Луганский окружной административный суд…
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
Как и ожидалось, этот вопрос не был решен однозначно. С одной стороны, постановлением Киевского апелляционного административного суда № 2-а-59/09/9103 от 19.12.2009 было признано незаконным внесение изменений в список избирателей лишь на основании паспорта и регистрации места жительства в границах избирательного участка. С другой, существует проблема списка и коллизии в законе о выборах. Поэтому регионалы, «отстаивая права избирателей», в основном добились внесений изменений в список избирателей в день голосования.
Очень многое здесь зависело от окружных комиссий. Например, в округе №109 председатель Екатерина Кирилева отстаивала такую возможность, поэтому в Перевальском районе на некоторых участках, со слов наблюдателей, в день выборов в список избирателей были включены десятки человек. Председатель окружной избирательной комиссии №107 Валерий Филатов, наоборот, не стал брать на себя толкование противоречий в законе и решений судов по этому вопросу. В результате участковые комиссии «выкручивались сами» и, соответственно, включения в список избирателей в день голосования были единичными. По неофициальным данным, на 16:00 17 января Алчевский горсуд принял около 50 решений по обращениям избирателей по поводу неточностей в списках.
ПОДВОЗ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Зачем регионалы организовывают таксистов и микроавтобусы для транспортировки избирателей – понятно. Единственная возможность Виктора Януковича победить – это стопроцентная мобилизация своего электората (не можешь прийти – мы тебя довезем, главное – проголосуй). Автор подавал на выборах-2007 в Алчевский ГОВД и алчевскую налоговую милицию заявления с просьбой разобраться с источниками финансирования подвоза избирателей (проходит ли через избирательный фонд; платятся ли налоги; кто за все платит;) и вопросом, не является ли этот подвоз одной из форм косвенного подкупа избирателей. Ведь согласно п. 6 ст. 64 Закона Украины, запрещается проводить агитацию с оказанием бесплатных либо на льготных условиях услуг (тех же перевозок). Разве «забота партии об избирателе» с бесплатным подвозом не является нарушением этой нормы закона?
Однако милиция не горит желанием ввязываться в избирательные споры - от них только проблемы на службе. А особых возможностей у представителя Комитета избирателей Украины «дожимать» вопрос нет - можно лишь писать жалобы и получать все больше и больше отписок вроде «не обнаружено», «не установлены», «факты не подтвердились», «оснований для мер прокурорского реагирования нет».
Хватит ли терпения и возможностей БЮТ разобраться с этим вопросом по первому туру, покажут ближайшие недели.
Богдан Бондаренко