БОДРОВ: "АГИТАЦИЯ ПР НЕ ОЧЕНЬ УДАЧНА, НО ДУМАЮ,ЧТО ЯНУКОВИЧ ПОБЕДИТ"
Президентская кампания-2009-2010 значительно отличается от предыдущей. И хотя первый тур гонки будет «спущен на тормозах» ключевыми кандидатами в Президенты, после второго тура такого взрыва пассионарных настроений, как 5 лет назад, уже не будет. В предвыборной кампании Януковича в Луганской области есть ряд недостатков, однако политолог и депутат Луганского облсовета от ПР Андрей Бодров все-таки делает ставку на его победу.
За 12 лет политической картеры Бодров успел поработать в партии «Громада», затем работал в Комитете избирателей Украины, общественной организации «Регион» (базовой структуре штаба блока партий «За единую Украину»), «Команде озимого поколения», участвовал в избирательных кампаниях нескольких мэров городов области, на прошлых президентских и парламентских выборах работал на Партию регионов. В 2007-2008 гг. работал заместителем северодонецкого городского головы Владимира Грицишина как раз в то время, когда тот ссорился с луганскими регионалами и противился проведению второго Северодонецкого съезда.
На последней сессии Луганского областного совета Андрея Бодрова исключили из фракции ПР, хотя планировали регионалы сделать это еще полтора года назад. Сейчас Бодров – член партии «Единый центр», однако к своим политическим переходам относится с иронией, сопровождая признание очередной партийности слоганом «Луганщина своих убеждений не меняет».
«ПЕРВЫЙ ТУР БУДЕТ СПУЩЕН НА ТОРМОЗАХ»
- Андрей, как Вы оцениваете ход избирательной кампании? Стоит ли ждать от кандидатов каких-то новых тезисов? Не кажется ли Вам, что нынешняя кампания значительно спокойнее прошлых президентских выборов?
- Я думаю, что изменений основных векторов и идеологем мы уже не увидим. Однако, вероятно, что на последних неделях гонки, уже во втором туре, включатся мощные контркампании, будут сделаны выбросы очень острого компромата. Этого можно ожидать как со стороны Януковича по отношению к Тимошенко, так и наоборот. Наверняка будет мощная контркампания против Тимошенко со стороны Ющенко – мы уже видим, как он активизировался за последние недели, и его активность будет только нарастать.
Во втором туре особых сюрпризов тоже ждать не стоит, основная канва кампании не изменится. Но главная интрига сейчас - кто же возьмет место №3. Много говорят о том, что этот человек может стать премьером в будущем, однако не факт – если Тимошенко станет Президентом, то, думаю, мы фамилии премьера никогда не узнаем.
Из кампании уже медленно, но уверенно выпадает «третий игрок», на которого уповали многие - Арсений Яценюк. Мы видим, что его полевая кампания уже свернута, а медиа-кампания хромает на обе ноги. Либо Яценюк уже выполнил роль, которая вменялась ему как техническому кандидату, либо, если он был самостоятельным претендентом, то считает, что своих целей добился, создав базис под парламентскую кампанию и массировано «бомбить» в первом туре уже нецелесообразно. Возможно, он активно включится во втором туре с поддержкой кого-то из кандидатов, чтобы еще напомнить о себе избирателям, и, если он технический кандидат, чтобы выполнить свою роль до конца.
Тот рывок, который совершил Сергей Тигипко, позволяет говорить о том, что он может стать «№3» кампании. Также можно предположить, что на третье место рассчитывает и действующий Президент Виктор Ющенко - его последние мессиджи соответствуют предпочтениям ядра его электората.
Кандидаты первого эшелона сейчас работают в режиме экономии, и первый тур они спустят на тормозах, приберегут силы для финишного рывка. Важный вопрос, который в последнее время возникает и у экспертов, и у избирателей – а хочет ли каждый из этих двоих вообще стать Президентом? Складывается впечатление, что борьба может начаться только во втором туре.
-Как думаете, и дойдет ли степень накала страстей до уровня кампании 2004 года?
- Думаю, что «Майданов» в 2010 году мы не увидим. А если увидим народ на улицах, то это будут не «Майданы», а проплаченные массовки, в которых будут люди не идеологичные, не вовлеченные в борьбу. Соответственно, накала, «героизма», никаких походов на спецназ, ночевок в холоде и голоде не будет… «Массовки» как таковые - это свидетельство инерционного мышления наших политиков, которые до сих пор не осознали, что централизованное управление избирательной кампанией ушло в прошлое и единственное, что сейчас работает – сетевой принцип.
Именно его сейчас пытается задействовать Тимошенко, создавая всевозможные «конгрессы», «советы» и тому подобное. Однако это не попытка навязать избирателю свое видение повестки дня, а банальная покупка элит. Покупка не обязательно за деньги – достаточно будущих преференций, обещания мест в списках на выборы в советы, иногда даже просто внимания. Наверное, Тимошенко единственный кандидат в Президенты, который попытался задействовать сетевую кампанию.
Можно говорить о том, что кампании всех кандидатов второго эшелона прошли в медиа-пространстве, а «в поле» никого не видели. Хотя любой технолог, который сидит в штабе знает – если люди выбрасывают такие деньги на медиа-кампании, то у них, наверное, есть более-менее адекватные консультанты - медиа «делают» известность и имидж, но убеждения избирателя меняет общение с глазу на глаз, лицом к лицу с кандидатом. Пожалуй, самая шокирующая особенность нынешней избирательной кампании в том, что ее попросту нет.
«КАМПАНИИ СТАЛИ БОЛЕЕ ПРЕСНЫМИ ИЗ-ЗА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
- Оцените работу региональных штабов кандидатов в Президенты. Эффективно ли используется человеческий и политический ресурс?
- Региональный штаб – ретранслятор линии, которую ведет штаб центральный.
Если говорить о нюансах организации работы с финансами, то стоит отметить, что даже у кандидатов первого эшелона финансирование местной кампании переложено на плечи лидеров местных партийных структур. Раньше лидеры местных партий всегда были намного меньше вовлечены в финансирование кампании кандидата, чем команда в центре - местные просто перечисляли в центр определенные суммы.
Сейчас же у «центра» нет особой возможности диктовать свои условия, потому что кто платит – тот и заказывает музыку. Если платят местные князьки – соответственно, любые наезды со стороны центрального штаба имеют риск быть встреченным указанием маршрута по далекому адресу. Это основное, что повлияло на рисунок кампании.
Если судить по медиа-кампании, то, в общем-то, ее местные штабы не ведут – к примеру, внешняя реклама ведется из центра. Потому что вопросы размещение биллбордов унифицированы и ими гораздо легче управлять.
Важное отличие нынешней кампании – из нее совершенно исчез местный компонент, ни местные мессиджи, ни идеологемы, ни актуальные проблемы электората не задействованы. Из-за этого кампания становится более пресной, унифицированной, сглаженной.
Мы знаем о ментальных различиях между электоратом западной и восточной частей Украины, они приводили к тому, что сказанное могло, к примеру, в одной части страны оцениваться положительно, в другой – отрицательно. Сейчас же все содержание кампании сведено во что-то среднее. К примеру, ни один из приезжавших кандидатов пока не озвучил стратегии обращения с угольной промышленностью в случае своей победы – а эта тема очень актуальная для луганского избирателя. Тогда, может, стоит предположить, что сложившаяся коррумпированная система в углепроме региона устроит любого кандидата, который после выборов сможет контролировать Минуглепром.
Нужно еще отметить и другой нюанс – ни один из приезжавших уже в регион кандидатов в Президенты не смог дать ответы на волнующие бизнес и местный политикум вопросы. Например, кто будет предложен в качестве претендента на пост губернатора в случае победы того или иного кандидата, кто из луганчан сможет рассчитывать на правительственные кресла, кто попадет в списки депутатов. От возможных кадровых назначений во многом будет зависеть и результат кампании, и судьба области.
Важно также, что у кампании практически нет «полевой» составляющей, нет, например, стандартной для ПР программы «От двери к двери». Такие же технологии пытались применять и у Тимошенко, но в этот раз такие программы запущены не были, и нельзя сказать, что по каким-то технологическим соображениям. Скорее всего, тут сыграла роль банальная экономия денег.
Пикетные программы тоже запущены в эконом-режиме. Нынешний пикет от лагеря Тимошенко – это «биллборд из палатки», у Яценюка «полевая» программа свернута, регионалы начали ее очень точечно.
И тут также нет местного компонента, все транслируется из Киева.
Складывается впечатление, что большинство местных штабов и их лидеры работают не на привлечение максимального числа избирателей на свою сторону, не на то, чтобы угодить «биг боссам». К примеру, перед визитом Тимошенко город заполонили белые палатки, после визита они исчезли. Сейчас готовится визит Виктора Януковича в Луганск, и, как по волшебству, появились синие палатки.
Особых ошибок в этой работе нет, потому что ничего серьезного не делается.
Что же касается человеческого ресурса, то VIP-агитация есть и у Януковича, и у Тимошенко. Кандидаты второго эшелона этот метод не задействовали.
Регионалы выстроили эту линию очень массированно, тут причина в том, что они контролируют большую часть региональных СМИ. Но логично ли они ее выстроили? Я считаю, что она однообразна – «мелькают» одни и те же лица, боссам недосуг ходить «в телевизор». Действенна ли эта массивность? Да. Присутствие в поле зрения избирателя - в газетах, на листовках и телевидении - хорошо работает в условиях расплывчатости электорального поля, неопределенности, которой сейчас страдают избиратели из-за усталости от политики. Поэтому такое банальное «навязывание на зубы» - достаточно эффективный способ получения процентов.
VIP-агитация за Тимошенко в основном реализуется через биллборды с применением либо не совсем известных персонажей, кроме Королевской и Курило, либо, если эти персонажи известны, то печально. Соответственно, эта технология была реализована штабом Тимошенко неэффективно, не в пример тем же регионалам.
- Как Вы отличаете фиктивное социологическое исследование от более-менее правдоподобного?
- Манипуляция социологическими данными - это старый и хорошо работающий метод, тем более в незрелых демократиях, где избиратель еще не успел «сточить зубы». Это способ воздействия на индивида, не имеющего ярко выраженного мнения – как раз то, что мы сейчас массово наблюдаем. Такой избиратель склонен присоединиться к мнению большинства. Как люди получают информацию о мнении большинства? Через информацию о результатах социологических опросов либо через «массовки», подобные тем, которые устраивает Юлия Владимировна.
Первый и главный признак неадекватности социологического исследования – это если его результаты выбиваются далеко за пределы усредненных показателей большинства других исследований.
Разбег результатов на 3-5% - это уже признак того, что исследование «нарисовали». Нужно просто больше сравнивать.
- Сработает ли на этих выборах админресурс так, как он сработал 5 лет назад?
- Смотря что понимать под админресурсом. Если прямой приказ, давление – такое воздействие будет очень неэффективным. По одной простой причине – оно не меняет убеждений, а при условии наличия вообще каких-то убеждений такой приказ вызывает противодействие. На самом деле, я бы не рассматривал приказы как возможность влияния.
Гораздо больший эффект дает доступ к СМИ. Партия регионов контролирует большую часть медиа в регионе, она на глазах у избирателя со своими «спагетти».
Не сработает, по крайне мере, в Луганске, и такая технология, как взимание с предприятий платежей в копилки местных кампаний. Инструментом такого взимания является налоговая, которая сейчас находится под контролем одной политической силы, а административные органы власти, которые могут этому помешать, лояльны к другой политической силе. Здесь выстроилась система сдержек и противовесов.
Да и вообще, о разгуле админресурса в 2004 году больше говорили, чем он на самом деле был.
Да, у сторонников Януковича было гораздо больше возможностей, но они выражались больше в способностях подтягивать ресурсы, а не переписывать протоколы. Об этих фактах много говорили, но на самом деле это практически нереально в нынешних условиях. Почему? Наблюдателей никуда не денешь, обе силы научились отстаивать свои интересы в судах, завели юридические службы, выстроили системы управления проектами защиты результатов, которые достаточно плотно закрывают большинство лазеек, которые можно было бы использовать для фальсификаций внутри комиссий и по пути протокола с участка на окружную комиссию.
«Тупых фальсификаций», я думаю, не будет.
Если из штабов, конечно, не придет команда «слить результаты» – слишком часто в кругу экспертов и журналистов говорят о том, что Наталия Юрьевна (Королевская, - авт.) слишком близко по бизнесу связана с Александром Сергеевичем (Ефремовым, - авт.).
«ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ МЕНЯТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ НЕЗАЗОРНО»
- Кампания показывает, что репрессий после выборов не будет. А произойдет ли переток элит из стана проигравшего кандидата в стан победителя? Кто из политиков в Луганской области наиболее «неустойчив» в этом плане?
- Переток элит будет однозначно, дрейфовать в сторону победителя будет бизнес-крыло политических сил. В любой фракции есть политики, которые работают на профессиональной основе, и есть бизнес-крыло, которое является карманом партии и существует во фракции исходя из надежды получить какие-то преференции или бонусы. Как только преференции заканчиваются, бизнес-крыло меняет убеждения, более того, для предпринимателя это и незазорно. Идеалов, собственно, у них и не было. А в партиях они оказываются из-за привычки политиков обязывать лояльных бизнесменов, готовых финансировать партию или кампанию, вступать в партии. Вот поэтому после каждых выборов и начинаются «метания» (то же, кстати, касается и политологов, работающих с партиями).
К примеру, новоявленные БЮТОвцы Зюков и компания. Даже та форма, в которой Александр Сергеевич (Ефремов – авт.) сожалел о том, что Зюкова пришлось лишить партбилета, показывает, что в изгнании Зюкова из «регионов» - не «горькая правда» политики, а сценарий, за кулисами которого много того, чего мы не видим.
Поэтому вряд ли те репрессии против него со стороны ПР, которые были сымитированы в прессе, выльются в какие-то оргвыводы по итогам кампании, кто бы в ней не победил. В экспертном кругу считается, что у Зюкова есть гарантии и с одной стороны, и с другой.
- Можно ли этот принцип применить ко всем региональным политикам?
- Я так не думаю. Есть люди, которые по-настоящему выпали из команды Ефремова, и в случае победы Януковича проиграют. Но что значит проиграют? Они не получат фискального или прокурорского давления, нет. Они просто лишатся «доступа к телу», политических перспектив и тех самых преференций.
- На чью победу в президентских выборах поставите лично Вы?
- Мой прогноз – победит Виктор Янукович. Соцопросы показывают, что у Тимошенко нет шансов. Но известно, что она - мастер последнего рывка, и никто не знает о том, какой компромат таится в чемоданах обоих кандидатов.
Беседовала Виктория Матвеева