Дмитрий Волощук: «Спорт – это лучшее очищение для организма и мысли»
УВЛЕЧЕНИЕ БОРЬБОЙ
Когда-то много лет назад Дмитрий также, как и его ученики сегодня, ловил и пытался запомнить каждое движение своего кумира – украинского силача Ивана Поддубного.
– Мне очень нравились фильмы о Поддубном. После их просмотра мы с мальчишками пытались повторить уведенные на экране приемы. Устраивали дворовые соревнования. Поэтому мое желание записаться в секцию греко-римской борьбы никого не удивило. Несколько лет занимался борьбой, затем увлекся самбо.
В армию пришел подготовленным спортсменом. Меня отправили в Чехословакию в спортроту. Там я впервые и примерял кимоно, выиграл Первенство вооруженных сил по самбо. С дзюдо «познакомился» только на втором году службы, занимался с нами заслуженный тренер СССР Илюшин. Кстати, кроме дзюдо он еще давал нам азы боевого самбо.
– На тот момент в Союзе были запрещены восточные единоборства. Дзюдо – это также японское единоборство…
– Да, но в отличии от того же каратэ, дзюдо вошло в «олимпийскую семью», поэтому советских спортсменов и начали обучать этому виду спорта. В армии для нас были созданы все условия: была отличная база, ежедневные тренировки с лучшими наставниками и большое количество международных встреч.
После дембеля я отправился в Донецк.
– Почему в Донецк? Вы ведь родом из Краснодарского края…
– Повезло: оказался в нужном месте в нужное время. На тот момент в Донецке была очень сильная школа дзюдо, много хороших спортсменов. Когда я еще служил в армии, меня заметили и пригласили переехать в этот город. Я принял это предложение. Поступил в донецкий техникум физкультуры, продолжил заниматься дзюдо.
Закончил техникум в 1973 году. После его окончания начал понемногу заниматься тренерской работой, но бороться не прекращал. Выиграл множество турниров.
В моей весовой категории – 95 кг и выше – были очень сильные соперники. Вместе с Сергеем Новиковым (олимпийский чемпион по дзюдо– авт.) мы выступали за сборную Украины.
– С ним тоже доводилось бороться?
– На соревнованиях мы так ни разу и не встретились, а вот на сборах постоянно стояли в спаррингах. Причем определить, кто же все-таки из нас лучший было очень сложно. На контрольных встречах перед соревнованиями в один день побеждал я, в другой – он, бывало такое, что поединок в ничью заканчивался. По физическим параметрам, технике и скорости мы были очень похожи.
– Соревнования были только на ковре или и в жизни?
– Нет, вне ковра у нас Сергеем не было никаких состязаний, мы дружили.
– Приходилось нарушать режим на сборах?
– В то время было очень строго. Если отбой был в 22.30, значит, все спортсмены к этому времени должны были уже лежать в своих кроватях. Доходило до такого, что если прибегали к обходу, то запрыгивали в постель обутыми и притворялись спящими.
– А если бы не успели вовремя вернуться?
– Запросто могли бы отчислить со сборов домой, а это было равноценно исключению из сборной. А если ты не в сборной, то можно забыть о престижных чемпионатах.
Мы были ответственны не только перед коллективом, но и перед тем городом, той областью, которые представляли. Поэтому все мы старались не нарушать режим.
– Самбо и дзюдо во многом схожи, но появились эти единоборства в разных странах…
– Дзюдо родилось в Японии, а самбо – в России. Разработал систему приемов самбо Ощепков, а популяризировал этот вид спорта Харлампиев.
– Сейчас, по-моему, эти два вида борьбы в России одинаково популярны. Даже премьер-министр мастер-классы дает…
– Путин – это вообще пример для спортивного подражания. Вряд ли кто-то из президентов или премьер-министров надевает кимоно, а он еще и мастер-классы дает. В продаже есть диски с записью его урока дзюдо.
– А как вы относитесь к женщинам в единоборствах?
– Я это только приветствую. Думаю, девушки от занятий единоборствами только выигрывают. Во-первых, это укрепление здоровья, а во-вторых, это самозащита. Сейчас времена очень неспокойные, поэтому тренировки лишними не будут. Но главное, когда человек занимается спортом, не важно – девушка это или парень, он закаляет свой характер, учится преодолевать трудности.
Даже в восточных странах, где права прекрасной половины человечества весьма ограничены, девушки занимаются единоборствами. И не просто занимаются, а выступают на различных чемпионатах, Олимпийских играх и показывают отличные результаты. Спорт – это лучшее очищение для организма и мысли.
ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА
До 41 года Дмитрий Волощук успешно совмещал тренерскую деятельность со спортивными выступлениями.
Финальную точку в своей карьере спортсмена дзюдоист поставил на престижных соревнованиях во Франции.
– В соревнованиях принимало участие 40 стран – 50 клубов, я представлял команду Луганской области. Наша команда заняла 7 место. На этом турнире я провел 7 встреч, пять из них выиграл, одну проиграл, еще одна завершилась ничьей.
Французы, когда узнали мой возраст, не поверили, пришлось паспорт показывать. (Смеется.) Обо мне даже французская пресса писала.
– Расскажите о своих воспитанниках.
– Активной тренерской деятельностью я начал заниматься в г. Золотоноша (Черкасская область), нам там с женой квартиру дали. Ко мне в группу пришел Юрий Меерович, впоследствии этот мальчик стал многократным чемпионом Украины, призером Кубка Европы. Это был очень сильный спортсмен, выступал в тяжелом весе. Этого ученика я всегда всем в пример ставлю. Сегодня он сам уже тренером работает.
В 1983-м мы с семьей переехали в Луганск. Я пошел работать тренером в «Динамо». В 1987–м году к нам приехал тренер из Грузии – Важа Даиаури. Он очень много сделал для развития дзюдо в Луганской области. Благодаря его организаторским способностям нам удалось провести множество крупных турниров, в Луганск съезжались лучшие спортсмены со всего Союза.
В 1995 году меня пригласили поработать тренером в словакский клуб «Дукла». Там я проработал 10 лет, воспитал серебряного призера ОИ Станислава Кернача, чемпионов и призеров Европы – Пепица, Наводного. Мой клуб занимал 1-е место среди клубов Словакии.
– Сейчас поступают предложения от зарубежных клубов?
– Поступают, но особого желания куда-то уезжать из Луганска, у меня нет. Занимаюсь с детьми в «Динамо», новых чемпионов воспитываю. (Смеется).
– В прошлом году в СМИ появлялись сообщения о том, что на уроках физкультуры умирают дети, один мальчик скончался на соревнованиях…
– Действительно, 3 случая таких было – это очень много. Беда назревала уже давно. После развала СССР многие секции попросту закрывались, большинство детей были предоставлены сами себе – так называемое потерянное поколение. Нынешние дети забыли, что такое бег, разминка, не могут отличить футбольный мяч от волейбольного. Нужно все начинать с нуля, должна быть разработана государственная программа.
– После этих инцидентов детей, занимающихся в спортивных секциях, просили принести справки, подтверждающие, что им можно заниматься. Количество детей, занимающихся спортом, сократилось.
– Обязательно ребенок должен предоставить справку, что он по состоянию здоровья может посещать секцию борьбы дзюдо. Кроме этого у нас, в с/к «Динамо», есть свой спортивный врач, который тоже смотрит ребят.
А то, что процент, тренирующихся детей упал, так в этом есть большая заслуга докторов. Отклонения можно найти у любого человека, нет сейчас абсолютно здоровых людей. Вот врачи и перестраховываются – запрещают детям спортом заниматься. Это не совсем правильно – спорт помогает побороть множество болезней. Для таких детей просто нужно разработать индивидуальные нагрузки и во время тренировок внимательно следить за их самочувствием.
Вообще я считаю, что спортсмен достигает успехов тогда, когда у него есть хороший тренер и хороший доктор. Тренер и доктор должны работать в тандеме.
Юлия ШМАТЧЕНКО