МНОГО ШУМА. А РЕЗУЛЬТАТ?
В Луганске и Луганской области нередко случаются резонансные ЧП. И в данном случае речь идет, к счастью, не о техногенных или природных катастрофах. Куда чаще виной всему становятся либо банальная халатность или взяточничество со стороны контролирующих и силовых структур, либо традиционное для славян явление – злоупотребление спиртным и привычные его последствия.
ВОДИТЕЛЬ НАПАЛ
НА ПАССАЖИРКУ
ФАКТ. 18 октября 2006 года на Светлану Ефремову, мать 6-летней Лилианы, напал водитель автобуса, принадлежащего компании «Луганскинтерресурс», А. Синицкий и избил в салоне автобуса, а ее ребенка-инвалида выставил на проезжую часть и уехал. По словам Светланы, все произошло из-за нежелания водителя везти «льготницу» (как опекун инвалида Светлана имеет право на бесплатный проезд). Женщина попросила водителя остановиться на остановке, пропустила к выходу дочку, а сама показала водителю пенсионное удостоверение. В это время водитель закрыл двери и двинулся с места. Светлана осталась в салоне.
— Остановитесь, там же больной ребенок, — крикнула она водителю.
— Вы здесь «на халяву» ездите, а мне нужно план выполнять, — ответил водитель. — Твое удостоверение фальшивое, я тебя сейчас к хозяину отвезу.
Водитель одной рукой схватил Светлану за волосы и несколько раз ударил о сидение. Второй рукой держал руль. Женщине в ходе потасовки удалось перевернуть «кассу» с мелочью. Чтобы собрать копейки, Синицкий выпустил Светлану. Ефремова выскочила из маршрутки и побежала обратно к остановке, где осталась дочка. У Лилианы из-за нервного срыва случился приступ астмы.
ПОСЛЕДСТВИЯ. Исполком горсовета устроил показательную порку предприятию «Луганскинтерресурс», чиновники поклялись «так дело не оставить», никаких серьезных оправданий перевозчик привести не смог. Против Синицкого возбудили дело по статье «Хулиганство».
ФИНАЛ. Уголовное дело «потерялось» между милицией и прокуратурой Ленинского района, которые в «пропаже» «кивали» друг на друга. Светлана Ефремова не получила ни копейки из заявленных ею исков по возмещению материального и морального ущерба. Синицкого не раз замечали «трудящимся» и конфликтующим с пассажирами за баранкой автобуса вышеупомянутого предприятия.
ПРАВО СУДЬИ
ФАКТ. Май 2007 года. Светлана Канищева вместе с друзьями, братом и 6-летним крестником Никитой поздним вечером переходила дорогу на улице Буденного в районе 44-ой школы по пешеходному переходу. На пустую дорогу выскочил автомобиль и сбил пешеходов. Удар был такой силы, что женщину отбросило на 5 м и почти оторвало ногу. Мальчик улетел еще дальше. Машина остановилась через несколько десятков метров от места аварии. Водитель выскочил из салона и побежал прочь. В ту ночь за рулем «Фольксвагена Пассат» находился 35-летний судья Хозяйственного суда Луганской области Александр Закропивный. Служитель Фемиды, по заявлениям нескольких очевидцев, был сильно пьян. Они же утверждают: скорость иномарки была более 120 км/ч. И женщина, и ребенок погибли на месте.
ПОСЛЕДСТВИЯ. Муж погибшей Светланы Владимир Канищев рассказывал, что Александр Закропивный приходил к нему, пытался договориться. На счет дочки Светланы положил $3 тыс., которые та получит в 18 лет. Просил мужчину написать заявление, что он не имеет ни моральных, ни материальных претензий. Обещал за это 15 тыс. грн. Владимир отказался.
ФИНАЛ. Закончилось все знакомым до боли большинству украинцев сценарием. Вернее заключением: «22 мая 2007 года около 23.30 водитель Закропивный А. В. двигался по улице Буденного со скоростью 60 км/ч. В это время перекресток улиц Буденного и Дальневосточной переходили пешеходы Канищева Светлана 1978 г. р. и Шевченко Никита 2001 г. р. Достигнув середины проезжей части, остановились, увидели автомобиль и, нарушив требования Правил дорожного движения п.4.14, не убедились в безопасности движения, не оценили скорости движения и, пренебрегая собственной безопасностью, продолжили движение. Тем самым лишили Закропивного возможности предотвратить наезд... В крови потерпевшей найден алкоголь, который свидетельствует об опьянении средней тяжести». Перевод казенного текста, выданного прокуратурой, примерно таков: судья был трезв и ехал 60 км, а пострадавшие сами виноваты. Александр Закропивный продолжил трудиться на той же должности.
«НЕ ЗАМЕТИЛ»
ФАКТ. 13 мая 2008 г. на остановке Чапаева в 9.30 утра из маршрутного такси № 155 вышла пассажирка. Еще в салоне водитель недовольно посматривал на женщину. Все дело в том, что она недавно перенесла инсульт и у нее еще не полностью восстановилась речь – это дало водителю повод подумать, что женщина пьяна. К тому же она ехала по пенсионному удостоверению. Едва пассажирка вышла, водитель захлопнул двери и начал набирать скорость. Платье женщины оказалось зажатым в дверях маршрутки. Через долю секунды 55-летняя женщина оказалась под колесами маршрутки. Водитель все это время продолжал движение, и транспортное средство задними колесами переехало несчастную. Не удостоверившись, что можно ехать, устремился в вечную погоню за платежеспособными пассажирами. Остановив автобус, водитель недовольно (выбивается из графика!) вылез, подошел к пострадавшей, вытащил ее из-под маршрутки, отряхнул ее одежду... посадил на лавочку и уехал. Находящаяся в травматическом шоке, женщина не ощущала боли, хотя у нее были раздроблены все кости таза, ног, были разрывы внутренних органов.
ПОСЛЕДСТВИЯ. «Скорую» вызвали люди с остановки, и то лишь спустя какое-то время. Женщина, которая «сползла» с лавочки и лежала на земле, создавала впечатление пьяной, как объясняли тогда некоторые. Приехавшие медики отвезли женщину в больницу. Там врачи, оглядев пострадавшую, ужаснулись: нужно было срочно отправлять человека в реанимацию. Но было слишком поздно. От полученных травм вечером того же дня женщина умерла.
ФИНАЛ. Когда водителя маршрутки-убийцы задержали сотрудники ГАИ, он только недоуменно передернул плечами: а какие проблемы – ну, переехал, но ведь она была жива, а остальное – не его забота.
Обвинительное заключение, чтобы привлечь водителя к ответственности, можно было построить лишь на свидетельской базе. Но сколько не взывали сотрудники ГАИ со страниц газет и экранов телевизора откликнуться тех, кто мог бы дать свитедельские показания, желающих так и не нашлось…
ТАРАН ОСТАНОВКИ
ФАКТ. Летом 2008 года в Луганске в квартале им. Щербакова, напротив 3-й городской больницы маршрутка въехала в толпу людей, ожидавших транспорт. Пострадавших срочно госпитализировали с травмами различной степени тяжести, благо, медучреждение было в нескольких метрах от места ДТП. Одна из пострадавших, молодая женщина, была на шестом месяце беременности. Ее доставили в больницу с переломами костей таза и ушибами живота. Медики тогда заявили, что, несмотря на всю тяжесть травм, они сделают все возможное для спасения ребенка.
ПОСЛЕДСТВИЯ. Водитель и пассажиры не пострадали. Водитель «Газели» утверждал, что не мог справиться с управлением решил въехать в остановку, чтобы притормозить «взбесившееся транспортное средство». Однако сотрудники ГАИ уверены – водитель вполне мог вместо остановки избрать другое препятствие, чтобы остановиться. Почему он выбрал живой заслон – неизвестно.
ФИНАЛ. Водителя не привлекли к уголовной ответственности.
СМЕРТЕЛЬНЫЕ
АВТОГОНКИ
ФАКТ. В августе 2008 года в городе Старобельске проходил 4-й этап Чемпионата Украины по автокроссу на легковых и специальных кроссовых автомобилях «Багги».
В этот день был смертельно травмирован мужчина, и с телесными повреждениями в больницу доставлена женщина.
Однако трагедии предшествовал еще один инцидент. Как рассказал очевидец, около 13.00 8 августа, при очередном заезде, впереди «Багги» ехал еще один автомобиль. По правилам, трассу поливают водой, чтобы избавиться от пыли. Автомобиль въехал в лужу. Жидкая грязь попала пилоту «Багги» из Мелитополя на защитные очки, полностью ослепив его. Несколько мгновений он ничего не видел. В это время фотокорреспондент мелитопольской газеты подошел слишком близко к мототрассе, нарушив маркировку, и попал под автомобиль своего земляка. С переломом ноги корреспондента госпитализировали в местную больницу. Но вот спустя несколько часов разыгралась настоящая трагедия.
При первом круге на бугор заехала «Шкода». Иномарку развернуло посредине дороги. Пилоту идущему сзади автомобиля удалось объехать препятствие слева. А вот водитель автомобиля ВАЗ «2108» во избежание столкновения принял решение съехать с трассы. Очевидцы рассказывали, что он мог серьезно пострадать, не прими он такое решение. Находящийся рядом бруствер стал для машины роковым трамплином. «Восьмерка» вылетела с трассы и задела палатку, в которой находилось 2человека, – мужчина 1973 года рождения и женщина 1970 года рождения. Прямо за палаткой стоял автомобиль, на котором и приехала эта компания. Мужчину откинуло к стоящему сзади автомобилю и зажало восьмеркой. От полученных травм молодой человек скончался на месте. Его спутница с травмами спины госпитализирована.
ПОСЛЕДСТВИЯ. Трагедия закончилась выяснением отношений между устроителями. Как рассказал неофициальный источник, изначально были нарушения в проведении ралли. Места для пассажиров были расположены в непосредственной близости от дороги.
ФИНАЛ. Автогонки проходили 9-10 августа, но из-за случившегося дальнейшее состязание было прекращено.
СНОВА ТРАНСПОРТ,
И СНОВА – ДВЕРИ
ФАКТ. 5 марта 2009 г. 18-летняя луганчанка Виктория Белянская садилась в автобус. Но едва стала подниматься, как водитель закрыл двери, зажав ей ногу, и тронулся. Почему он не увидел пассажирку, к тому же находящуюся на первой площадке, – сказать трудно. По словам девушки, водитель протащил ее около 5 метров, и лишь крики людей с улицы и пассажиров в салоне автобуса, которые стали очевидцами происходящего, заставили водителя затормозить. Случайный прохожий помог девушке подняться. Остановившись, водитель «отпустил» несостоявшуюся пассажирку, даже не извинившись и не оказав ей какой-либо помощи. Придя в себя, Вика поехала по своим делам.
ПОСЛЕДСТВИЯ. Спустя пару часов ей стало плохо, а вечером сильно начала болеть нога. Девушку родные привезли в травмпункт. Там медики, осмотрев пациентку, оказав ей помощь и узнав, что она ждет ребенка, дали направление в больницу в кв. Якира. Медики, сделав УЗИ, установили, что у Виктории угроза прерывания беременности, и положили ее на стационарное лечение, чтобы сохранить будущего ребенка. До этого течение беременности было нормальным, и буквально накануне она получила результаты обследования.
ФИНАЛ. Ни водитель, ни компания-перевозчик ни разу не позвонили пострадавшей. Зато позвонили сотрудники ГАИ и попросили опознать водителя. Девушка указала на того, кто был за рулем, а он в ответ ей нагрубил. Наказан он не был.
НЕЗДОРОВЫЕ ВОДИТЕЛИ
ФАКТ. 17 февраля 2009 г. в 9 часов утра на улице Буденного 35-летний водитель маршрутки №134 из-за начавшегося приступа эпилепсии совершил наезд на электроопору и перевернулся. В тот день пострадали четыре человека, находившиеся в салоне «Газели».
Пассажиры рассказывали, что маршрутка ехала на довольно большой скорости, вдруг водитель закричал и отпустил руль.
ПОСЛЕДСТВИЯ. Медики объяснили, что эпилепсию распознать крайне трудно, особенно если приступы происходят крайне редко. В вышеописанном случае, по информации неофициального источника, у водителя это был первый приступ в жизни. Все водители (по уверению ГАИ и перевозчиков) проходят обязательный медосмотр перед выездом. Он в себя включает измерение температуры и давления, визуальный осмотр, и, если все в норме, водитель выезжает. Предвидеть, что может произойти через час, медики не могут. Это мнение подтвердилось уже 27 марта.
ФАКТ. В пятницу, 27 марта 2009 года примерно в 19.00, во время движения по маршруту на ул. Оборонной, в районе супермаркета «Аврора» водитель 215-й маршрутки, не справившись с управлением, выехал на встречную полосу и врезался в дерево.
ПОСЛЕДСТВИЯ. Как оказалось, у 42-летнего мужчины случился сердечный приступ. В результате ДТП пострадали два пассажира. Водителя приехавшие медики «Скорой» спасти не смогли – мужчина умер у них на руках. Как уверяют в ГАИ, таких случаев, чтобы водитель не прошел обязательный медосмотр, практически не бывает. «Госавтоинспекция контролирует проведение медосмотра водителей утром, перед тем, как они выедут на свой маршрут. Согласно ПДД, водитель сам должен следить за своим здоровьем на маршруте, чтобы избежать подобных трагедий.
ФИНАЛ. Коллеги погибшего водителя – в шоке, но пытались найти рациональное объяснение произошедшему: тяжелый рабочий день, который начинается с рассветом и заканчивается почти за полночь, бесконечные выяснения отношений с пассажирами…
«ЛЕКСУСАМ»
ВСЕ СУДЫ ПОКОРНЫ?
И напоследок – самое громкое и показательное ЧП. Оно, пожалуй, лучше всех других может резюмировать тенденцию разрешения подобных трагедий.
ФАКТ. 29 июня 2008 года в Станично-Луганском районе на озере Зелененькое, в окрестностях «Ольховских дач», на пляж заехал «Лексус». Протаранив машины и заграждение, находящиеся около пляжа, дорогой внедорожник поехал по отдыхающим.
Под колеса попали трое человек: 22-летний сотрудник милиции Александр Кирьян, у него самые серьезные травмы (множественные ушибы, переломы), молодой человек два дня провел в реанимации областной больницы Луганска, его теща, 49-летняя Наталья Одностальченко (травма позвоночника) и 45-летняя Людмила Жукова (открытый перелом ноги). А также двое несовершеннолетних, которые отделались ушибами и ссадинами.
Владимир Федоров, находившийся за рулем «Лексуса», пребывая в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, буквально «вывалился» из машины и, тупо уставившись в буксующий на теле человека внедорожник, пьяно удивлялся: «Почему джип не может проехать?» Машина буксовала в песке, а под колесом находился Александр Кирьян. Еще одну женщину «Лексус» сбил, она ударилась о лобовое стекло и, отлетев, упала в озеро.
ПОСЛЕДСТВИЯ. В больницу к пострадавшим приезжала супруга Владимира Федорова, просила прощения и предлагала забрать заявления. Когда пострадавшие отказались, она сказала: «Все будет так, как мы решим».
ФИНАЛ. Это дело, вопреки прогнозам, дошло до суда. На судебном заседании Федоров признался, что в тот день выпил «бутылку водки на двоих», а затем – самогона. А после решил поехать к себе на дачу.
— Я помню, как сел за руль, собирался ехать на дачу... Как получилось, что я оказался на пляже... я этого не помню. Я не осознавал, что еду на озеро...
А в письменных показаниях, которые давал Федоров ранее, с его слов записано, что он помнит, как его новенький «Лексус» лупили стеклянными бутылками люди. Но вот чем он вызвал на себя гнев людей, по его словам, он не помнит, а пришел в себя уже в больнице.
По крайней мере, многие его видели уже изрядно навеселе в местном магазинчике, где он покупал водку и сигареты. Когда он переехал людей, на него набросились и даже побили, правда, не сильно. Потом появилась жена, она старалась его прикрыть собой, кидалась на людей, которые ее фотографировали, и потом плакала...
У представителя потерпевших в суде были претензии к ходу расследования дела, он указывал на то, что о некоторых свидетелях просто «забыли», в том числе тех, с кем Федоров пил перед ЧП. Во время судебного слушания Федоров не признавал их исков с требованием компенсации морального ущерба, заявив, что готов выплатить лишь по 20 тыс. грн. Александру Кирьяну и Людмиле Жуковой. А в адрес Натальи Одностальченко высказался адвокат Федорова, заявив, что ей никто ничего не должен.
Его адвокат, всячески затягивающий следствие, а затем и судебное разбирательство, продемонстрировал недюжинные способности. Кстати, все это время Федоров находился не под стражей, а под подпиской о невыезде.
Дело в суд было передано по легкой статье – 286 (максимальное предусмотренное наказание – ограничение свободы на срок до трех лет, лишение прав на такой же срок или без такового). О том, что Федоров был пьян, в деле нет ни слова. На пятом заседании судья объявил, что подсудимый попадает под амнистию, и судебное преследование в отношении него прекращено.
Когда дело, в котором в качестве виновника фигурирует властьимущий или просто человек при деньгах, принимает широкий резонанс, как в данном случае, власти божатся, что «ситуация под контролем». Едва же шум немного утихает, пострадавшие остаются наедине со своими проблемами, цинизмом чиновников и служителей Фемиды. Дело пьяного водителя, передавившего пол-пляжа, закончилось ничем, а точнее сказать – амнистией.
Нина Дьяченко