Марш энтузиастов
«Власть – это не привилегия, а большая ответственность…» Так сам луганский городской голова Сергей Кравченко подвел итог работы своей команды за три года у власти. Но настоящая ответственность бывает только личной. «Человек краснеет один», – говорил Фазиль Искандер. Три года после плебисцита 2006-го, периода, когда луганчане почти единодушно отдали свои голоса за представителя лидирующей в регионе партии, интересно проанализировать – а есть ли за что краснеть луганскому мэру? В качестве опорного конспекта возьмем знаменитую предвыборную программу тогда еще кандидата на пост городского головы Сергея Ивановича Кравченко и «вспомним, как все начиналось»…
Предвыборная программа кандидата – вещь «тонкая». Пишется она, как известно, в свободной форме. Нет, те или иные обязательные моменты, конечно, присутствуют. Но в совокупности официально-юридический шаблон для украинских кандидатов так и не отработан. Что бы там не говорили сторонники нынешней идеологии, но, похоже, в предвыборных агитках наших кандидатов, кандидатов разного толка, по-прежнему довлеет старорежимный плагиат.
Команда
«Свита правит короля» – и это важно со всех сторон. Поэтому «формирование команды профессионалов-управленцев» значилось в первых строках. «Свита» нового мэра Сергея Кравченко была создана в рекордно короткие сроки. Известно, что ее формирование началось задолго до выборов. В плюс сыграл тогдашний имидж партии. Первый заместитель городского головы – Манолис Пилавов, ранее работавший первым заместителем председателя Каменнобродского райсовета. Он, как первый заместитель, отвечает за все, непосредственно курирует вопросы архитектуры, строительства, управление недвижимым имуществом, вопросы охраны культурного наследия. Пилавов – «рабочая лошадка» в команде мэра, в публичных коррупционных скандалах замечен не был, старается быть аполитичным. До 2008 года курировал еще и вопросы ЖКХ – как известно, самую болезненную для города тему.
Виктор Пронин – еще один друг и соратник Кравченко по Каменнобродскому исполкому. Считается, что именно его влиянию городской голова подвержен наиболее. Официально Пронин курирует деятельность отдела рекламы и режимно-секретную службу горсовета и службу обеспечения защиты информации. Однако считается, что может влиять на принятие земельных решений.
Своеобразный бонус при распределении должностей получили и два протеже боссов ПР. От Владимира Ландика пришел Александр Ткаченко (сейчас курирует вопросы здравоохранения, вопросы внутренней политики, пресс-службы и управления труда и соцзащиты), от Александра Ефремова – Заза Зухбая, которому в ведение достались коммунальное имущество, экологическая безопасность и управление физкультуры. Изначально земельные и экономические вопросы курировала единственная в этой команде представительница прекрасного пола – Эльвира Михайленко. Она буквально сразу же попала в эпицентр скандалов – ей отдали земельные вопросы. Первыми ее обвиняли в коррупции коммунисты – депутат Сергей Мельников заявил, что «решение вопросов» обходится в сумму от 3 до 20 тысяч долларов. Обвинение прозвучало с трибуны сессии, и на коммуниста Михайленко пригрозила подать в суд, после чего он извинился.
Ее фамилия также была в контексте разборок вокруг строительства «МЕТРО», выделения земли под строительство «МЕТРО-2» (вторую очередь гипермаркета планировали построить в районе ЛВВАУШа, против чего активно протестовала общественность).
Но после громкого скандала, раздутого нардепом от ПР Владимиром Ландиком, по сути обвинившим Михайленко в коррупции и прямо связавшим факты продажи земли под строительство гипермаркета «Эпицентр» и появления у Михайленко нового недешевого автомобиля. Ландик отнес в прокуратуру то, что накопал на Михайленко, и Эльвира Леонидовна после заочной дискуссии в прессе Ландику уступила – написала заявление об отставке. За пару месяцев до этого сменился и руководитель земельной комиссии горсовета – ее прежний рулевой, не объяснив причин, решил сменить место жительства.
Однако стоит отметить, что символом «очищения» городской власти от коррупционеров Михайленко так и не стала – в мэрии сделать ее публичным «козлом отпущения» так никто и не решился. Да и сейчас предпочитают эту тему не обсуждать – из серии «как бы чего…»
После отставки Михайленко в исполкоме было проведено перераспределение властных полномочий – у мэра появился заместитель, который отвечал только за жилищно-коммунальное хозяйство. Им стал Сергей Шатохин, ранее работавший директором ГКП «Жилсервис» – предприятия, в ведомстве которого значится Артемовский район с весьма прибыльными многоэтажными домами. Сейчас должность в ГКП передали по наследству – Сергею Сергеевичу Шатохину.
Некоторые полномочия Михайленко были переданы новой заместительнице городского головы Антонине Кузьменко. Сейчас она отвечает за работу юруправления, управления делами, служб госрегистрации, управления развития потребительского рынка и сферы услуг и управления по вопросам земельных отношений. Ранее Кузьменко работала в должности секретаря исполкома горсовета, до этого – заместителем председателя Жовтневого райсовета города Луганска.
С момента избрания Сергея Кравченко городским головой секретарем горсовета, а значит, второй по степени влиятельности в исполкоме является Надежда Чернова, большую часть своей жизни которая посвятила управленческой работе; начинала в комсомольских и партийных структурах КПСС.
Так сложилась управленческая семерка, а вместе с мэром – восьмерка пятого созыва – «команда профессионалов и единомышленников», что городская элита особо любит подчеркивать при каждом удобном (и неудобном) случае.
Былую победу над раздутым штатом заместителей, упразднение должности второго по численности, но первого по статусу заместителя в команде мэра предыдущего в суете как-то не заметили. Факт этот затерялся между строк, как и личное заверение Сергея Кравченко, что «замов будет не больше трех».
В целом считается, что команда Сергея Кравченко несколько автономна – в его команде есть креатуры разных групп влияния, которые регулируют вопросы, подчиненные им, на свое усмотрение. В том числе поэтому авторитарным хозяином города Сергея Кравченко назвать нельзя.
Финансовые
декларации
Надежды на чудо наш брат славянин впитывает с молоком матери, это стало чуть ли не генетической составляющей нашего менталитета.
Только несколько примеров из главы предвыборной программы «приоритетные направления».
Обещалось увеличение финансирования на развитие ЖКХ в два раза и одновременно создание городской программы развития ЖКХ на десять лет; в те же два раза увеличение финансирования на образование, введение дополнительных ставок внеклассной работы; в два с половиной раза(!) увеличение финансирования на приобретение медицинского оборудования и бесплатное питание в стационарах; регулярный вывоз мусора и ликвидация стихийных свалок, строительство социального жилья за счет бюджетных средств, полный учет городской земли. И многое такое, что важно, но «руки не доходили»: создание городского молодежного центра и молодежного городского совета, расширение сети оздоровительных лагерей, укрепление материально-технической базы спортивных и общеобразовательных школ, спортивных площадок, комплексов и т.д.
А еще в первоочередных задачах предвыборного проекта значилось, как «дважды два»: «Деятельность власти должна стоять только на принципах прозрачности, открытости и быть четко подконтрольна громаде». И, пожалуй, самым громким посылом стало следующее заявление: «Я против решения городских проблем за закрытыми дверями. Власть обязана советоваться с гражданами по любым вопросам жизни города».
Победы за чужой счет
В 2007 году власть уже рапортовала «без скидки», смело выставляя напоказ все свои достижения: приобретено 2 вакуумные подметально-уборочные машины, 650 евроконтейнеров для мусора (которые регулярно поджигают хулиганы) и 13 новых мусоровозов. В рамках реализации комплексной программы реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда осуществлен ремонт двух (!) жилых домов. Проведена закладка нового многоэтажного дома в квартале Степной – первого муниципального жилого дома, его строительство планировалось за счет средств городского бюджета. Установлен первый новый лифт, запущен новый троллейбус…
Весьма много в тот год говорили и о внедрении программно-целевого метода планирования бюджета, который в первую очередь позволил посмотреть на наши дороги сквозь призму действительного обновления. Красивая белая разметка, пешеходные переходы непривычного красного цвета и плитка у бордюра, отделяющая газон от трассы, были чем-то из ряда вон, в хорошем смысле. Не смущал даже тот факт, что тот, самый первый кусок показательной дороги был весьма коротким – от магазина «METRO» (на ул. Андрея Линева) до перекрестка улиц Советской и Чапаева. А городская власть все убеждала: «Это только начало, такими будут все городские дороги и даже дороги внутриквартальные», чего не было и в помине… Финансовый «расклад»? Пожалуйста: на внутрикварталку в 2007 году – 2,5 миллиона гривен, на городское дорожное хозяйство вообще 40 миллионов, а это в два раза больше, чем в 2006 году. «Все эти победы не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств внебюджетных», – подчеркивалось особо. То есть за чужой счет…
Ближе к зиме 2007 года бюджетная дыра стала как-то резко «подмораживать» городские начинания. Большинство из них так и оледенели на цифрах… Зато потеплело на еще одном новом поприще, точнее поприщах: первый аукцион на право аренды земельного участка и первый конкурс на право аренды коммунального имущества…
Подходы к
земельным вопросам
Земельный вопрос и соответствующие ему «моменты истины» в чести были всегда.
«Мы давно стремились к тому, чтобы сделать решение земельных вопросов в Луганске максимально прозрачными. Как видим, это выгодно тому, кто хочет арендовать землю, и в то же время нам удается максимально соблюсти интересы громады», – рассказывал городской голова по истечении третьего года полномочий, ссылаясь на бюджет.
«Нынешний бюджет Луганска весьма напряженный, дополнительные финансы для городской казны будут как нельзя кстати», – говорит Сергей Кравченко, мотивировав необходимость проведения земельных аукционов.
Но хаотичность местного строительства уже даже не мозолит глаза, а рвет душу при виде всех тех «преобразований» в «интересах громады». Но ответ городской власти, как правило, традиционен: «Это не мы, это предшественники!» Так было с историей вокруг телекомпании «ЛОТ», более полувека расквартированной в самом центре, по улице им. Демехина, где вдруг, на ее «прифронтовой» полосе, выросли четыре «блатные точки».
Летом прошлого года власть официальным решением сессии закрепила начало борьбы с так называемыми объектами стихийной торговли в виде ларьков, киосков и прочих «малых форм» городской архитектуры, которые эту самую архитектуру портят. Так, в отношении сноса незаконно стоящих киосков в переулке им. Гоголя (это правое крыло территории центрального рынка) начальник управления потребительского рынка и сферы услуг Луганского городского совета Юрий Ряплов подчеркнул: «Мы боролись с наведением порядка в городе и будем бороться. Земля под киоски в переулке занята незаконно».
Все четко! Давно бы так! Однако через какое-то время во дворе дома по улице им. Дзержинского (этот двор к несчастью прилегает к территории того же центрального рынка, только с другой стороны) почему-то установка «малых форм» под стеклотару получила и согласование, и разрешение. Даже несмотря на громкий протест проживающих в соседнем доме избирателей. Буйным цветом «разрослась» за последнее время и «заезжая пища» – шаурма, точнее точки, где ее продают. И пусть смертоносный «Суп-хауз» – из «прокола» предшественников, но все же…
В 2009 году депутаты наконец-то вышли на финишную прямую подготовки Генплана. Об этом «Восточный вариант» подробно писал в №№8(17) от 2 марта и 9(18) от 9 марта 2009 г.
«Предприниматели по поводу строительства обращаются… Иногда эти строения, особенно в центре города, мешают благоустройству города. По закону, если они обращаются, мы эти вопросы должны рассматривать, выносить на сессию, принимать решение – разрешать им или отказывать. Но когда нет Генплана, то очень сложно людям отказать», – оправдывался Пилавов тогда.
Генеральный план Луганска, его разработка, экспертиза, апробация, внедрение в жизнь – личное предвыборное обещание мэра.
Кстати, согласно этому оптимистичному проекту Генерального плана, строительство мусороперерабатывающего завода предусматривается в Каменнобродском районе – районе, которым Сергей Кравченко руководил 8 лет.
В проекте Генерального плана – планов «громадье». Например, чего стоит территориальный «вынос» городского мега-парка в район Острой могилы. Властью отмечено: «Будет где разгуляться!» Так-то оно так, но почему-то соседство «разгульного объекта» площадью почти 160 гектаров рядом с центральным городским кладбищем особой радости не вызывает.
Впрочем, еще раз об «открытости и прозрачности». Проведение общественных слушаний по вопросу парка на Острой датировалось августом 2008 года. Но почему-то открыто «получить советы горожан» так и не вышло…
Летом прошлого года в одном из своих интервью Сергей Кравченко так очертил основную проблематику городских парковых зон: «В Луганске парки есть, но они не имеют четкого статуса. Поэтомунеобходимо провести их инвентаризацию и определить границы». Пообещал, ко Дню города в 2009 году все парки города будут приведены в порядок, – а это и дорожки, и свет, и фонтаны, и цветники. Заверил, скоро начнется строительство нового парка в районе кварталов Заречный и Ольховский. Дежа вю… Помнится, также в прошлом созыве градоначальник анонсировал создание нового парка в районе кварталов Ольховский и Степной, между школами №59 и №60. Тогда сил хватило на дорожку из плит, несколько качелей-каруселей и все…
«Мы хотим отремонтировать все городские фонтаны, привести в порядок так называемую зеленую зону, убрать оттуда все киоски, установленные незаконно, сделать нормальные тротуары, реставрировать памятники. На все эти нужды мы планируем выделить около 70 миллионов гривен!» – уверял общественность городской голова в августе 2008 года.
В марте года нынешнего все эти городские «преобразования» обнажены так же, как и сама природа…
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ГОРОД?
По итогам первого международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ», который в 2008 году был организован Международной Ассамблеей столиц и крупных городов и проходил в Москве, Луганск был признан лучшим в номинации «За эффективную реализацию программы социального и экономического развития города»… Иначе, как издевкой, назвать это крайне сложно.
В отчете самых весомых достижений 2008 года: реконструкция котельной Солнечная и путепровода по улице Тараса Рыбаса, открытие здания Луганской областной филармонии и школы в городе Александровск, восстановление мемориального комплекса Острая могила…
Но все эти позиции с плюсом значатся и в папке отчета брата старшего – областного совета, а, к слову, львиную долю денег на пиар-прелести дал и вовсе государственный бюджет. Но кто ж об этом вспоминает…
Системные критики Сергея Кравченко
Владимир Ландик – народный депутат от ПР, экс-руководитель облорганизации ПР, в прошлом – один из самых активных сторонников кандидата на пост городского головы Кравченко.
Земля, земля
и еще раз земля
Владимир Ландик – народный депутат от ПР, экс-руководитель облорганизации ПР, в прошлом – один из самых активных сторонников кандидата на пост городского головы Кравченко.
Первые публичные порки Владимир Ландик стал устраивать Сергею Кравченко примерно через полтора-два года после вступления последнего в должность. Еженедельные нравоучения в прямом эфире местного ТВ часто становились предтечей конфликтов. Так, именно с подачи Ландика началась травля «земельной» заместительницы городского головы Эльвиры Михайленко, которая в марте 2008 года написала заявление по собственному желанию.
Вторым поводом для громкой критики стало строительство « МакДональдса» – Владимир Ландик, которому приписывают контроль над несколькими фаст-фудами, расположенными в центре Луганска, считал, что Сергей Кравченко слишком сильно заинтересован в том, чтобы построить заведение именно в центре города.
Летом 2008 года мэр родил гениальную идею – предложил бизнес-структурам, которые превратили бывшие детсады в современные офисы, вернуть их «на родину». Естественно, большая часть крупного бизнеса (в том числе и прямо связанного с ПР) отреагировала на это более чем саркастично, послав мэра куда подальше. Ландик, который также имеет отношение к одному из таких «детсадов», снова свернул вопрос на земельную тематику.
Не так давно Ландик и вовсе начал сводить счеты, рассказывая, кого из мэрской команды и когда он «содержал» и кто теперь забыл, из чьей руки еще не так давно питался. В частности, это касалось Виктора Пронина.
Субординация,
мусор, экономика
Очень часто руководитель областного центра попадает под критику губернатора Александра Антипова. Причины для такого рода «порок» Кравченко дает сам, причем – с избытком.
Кравченко позволяет себе игнорировать ключевые, важные совещания, которые проводит областная власть, совещания, прямо касающиеся определенных городских проблем. В частности, не так давно губернатор проводил совещание, на котором рассматривался целый комплекс проблем – вывоз мусора и благоустройства, обеспечение жителей городов дешевыми овощами, погашение долгов по зарплате, новые технологии энергосбережения и так далее. Но уже во время обсуждения первого вопроса он заметил, что собрались все мэры городов, кроме одного – Сергея Кравченко, не было и ни одного из его заместителей. Антипов публично обратил на это внимание и тут же отправил своего заместителя вызывать городское руководство. Через минут 10-15 в зале появились Заза Зухбая и Антонина Кузьменко, которую тут же позвали на трибуну и уже там объясняли, по какому вопросу разговор.
Первый удар по Кравченко был нанесен спустя полгода после назначения Антипова губернатором – тогда Антипов на коллегии ЛОГА критиковал губернатор руководство города по поводу разбалансировки системы централизованного отопления, «беспредела со строительством на придомовой территории», вопиющих нарушений техники безопасности (что может привести ко взрывам, как в «Суп-хаузе»), и конечно же, мусора.
Елена КРАСНИКОВА