В Мариуполе разрабатывают проект восстановления аэропорта: сколько это стоит
О том, что на сегодня предпринимается для возобновления полетов в Мариуполе рассказал заместитель городского головы Сергей Захаров.
Уже семь лет пассажирские перелеты в Мариуполе не осуществляются. Для возобновления работы необходимо два взаимосвязанных компонента: разрешение на «открытие неба» и современная инфраструктура, рассказал заместитель городского головы Сергей Захаров MRPL.CITY
Возобновление воздушного сообщения для Мариуполя является приоритетом и имеет ключевое значение для дальнейшего развития города, который является крупнейшим по численности населения на подконтрольной украинскому правительству территории Донецкой области. Об этом неоднократно заявляли представители муниципалитета.
- Уже семь лет пассажирские перелеты в Мариуполе не осуществляются. Для возобновления работы необходимо два взаимосвязанных компонента: разрешение на «открытие неба» и современная инфраструктура. Безопасное небо вблизи линии разграничения. Полеты над городом запрещены с начала фазы активных боевых действий. Что должно произойти, чтобы воздушное пространство открыли?
- Небо закрыто на уровне Министерства обороны и международных сообществ на расстоянии 160 км. На сегодня расстояние от зоны разграничения, от «серой» зоны до нашего аэропорта – порядка 40 км. Однако, в международной практике существует несколько примеров, когда есть исключения. Например, один из самых известных — опыт Израиля. Там разрешены полеты, не смотря на то, что аэропорт находится в восьми километрах от буферной зоны. Для безопасности используют тактическую защитную систему «Железный купол». Такую практику можем перенять и мы. У нас уже есть наработки в этой плоскости, и мы осознаем, какие шаги необходимо предпринять.
- Какова приблизительная стоимость такой системы?
Если говорить о защитной системе «Железных купол» – это порядка 50 миллионов евро. Город уже связался с израильской компанией, которая занимается безопасностью, специалисты должны приехать в конце июня и мы обсудим возможность установки системы в Мариуполе. Мы детально изучаем данный вопрос и находимся в тесном диалоге.
- На сегодня ситуация в Мариуполе, по сравнению с 2014 годом, спокойная. Является ли это аргументом для пересмотра позиции по Мариупольскому вопросу. Что говорят военные?
- Мы уже пять лет «стучимся во все двери». Нужен диалог. Городской голова Вадим Сергеевич Бойченко на разных уровнях лично поднимает данный вопрос, находит новые и новые аргумент для положительного решения.
Необходим «Железный купол», как в Израиле – давайте договариваться. Если есть узкие места – нужно садиться и искать пути их решения. Сейчас мы в той стадии, когда нас начинают слушать и уже слышат. Мы сдвинулись с мертвой точки и это плод серьезной подготовительной работы.
Все понимают – на государственном уровне, на военном уровне, – что город серьезно развивается и настолько, что отсутствие аэропорта становится ограничением к дальнейшему росту. Как пример, мы проводим у себя ежегодно Мемориал Макара Мазая – всеукраинский чемпионат. Мы уже готовы провести у себя и чемпионат Европы, но этому препятствует отсутствие аэросообщения. Сюда могут прибыть Холифилд и Тайсон, но только аэросообщением. Из запорожского аэропорта около двух часов ехать никто не будет. Это осознаем мы и осознают те, с кем мы в постоянном диалоге.
- Каким городская власть видит возобновленный аэропорт?
- Нам нужен не мегабольшой аэропорт, нам нужен безопасный аэропорт, прежде всего для внутреннего сообщения с возможностью чартерных рейсов, а впоследствии его можно использовать для международного сообщения. Сейчас длина взлетно-посадочной полосы составляет 2,6 км. Возможно, мы сделаем небольшую полосу – около 1, 6 км для внутренних авиарейсов.
- Насколько проблематично перебазировать военных, которые сейчас занимают позиции в аэропорту?
- В 2014-м году, как требовала ситуация, аэропорт был передан военным, в те времена это было самым быстрым решением. У нас уже существуют варианты куда можно перебазировать военных с учетом их требований. Само здание аэропорта не обслуживалось с 2014 года, там не проводилось никаких работ. Нужно будет восстанавливать или прокладывать новые коммуникации, вся навигационная система отсутствует. Повторюсь, это не главные моменты, это все пошагово решается, и мы не видим в этом больших проблем.
- Новая инфраструктура и новый аэровокзал
- Расскажите, в каком состоянии находится взлетно-посадочная полоса, здание, оборудование и прорабатываете ли вы варианты другой локации? Можно ли говорить о строительстве нового аэропорта и в другом месте?
- На данном этапе мы в диалоге. Прорабатываются несколько вариантов. Мы открыто говорим: «Необходим новый аэропорт? Скажите где и мы будем «выбивать» финансирование». Нам уже сегодня из государственного бюджета были готовы предоставить средства на проект. Не проблема построить новый, например, в Мангуше. Территориальное расположение хорошее и логистика позволяет нам осуществлять массу маневров при его строительстве там.
Действующее здание аэропорта не готово к эксплуатации, но на протяжении всего этого времени с момента закрытия мы производим комплекс работ, который поддерживают взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии. Убираем трещины на асфальте, проливаем специальной жидкостью, убивающей поросль. В 2019 году там садились два военных самолета, также регулярно принимаем вертолетные борта – соответственно, военными обеспечивалась система безопасности.
Но аэропорт остался технически на уровне 2014 года, а требования авиаперевозки в 2021 году намного шагнули вперёд. Сейчас нам необходима новая система безопасности захода на посадку, сопровождения судна, взлетные, сопровождающие огни, система навигации и другое. Поэтому мы не говорим об восстановлении старого, это средства на ветер, мы говорим о новой системе.
- Во сколько обойдется комплекс работ по полному восстановлению аэропорта, если принять во внимание вариант расположения на действующем месте?
- Мы планируем провести капитальный ремонт самого здания и полосы. Плюс, там должны быть выполнены жесткие требования – две собственные пожарные машины, система контроля допуска в аэропорт, которая стоит миллион евро. Что касается навигации – это также очень дорогая вещь. В Запорожском аэропорту, где взлетно-посадочная полоса примерно такая, как у нас, система огней на полосе обошлась порядка одного миллиарда гривен. И это не самая дорогая.
Поэтому мы сейчас понимаем, что ремонт нашего аэропорта обойдется примерно в 1,5 миллиарда гривен – просто капитальный ремонт здания и взлетно-посадочной полосы с установкой системы посадочных огней. В стоимость не входит установка системы «Железный купол».
- Вы говорите о диалоге. С кем это диалог и на каком уровне?
- При Офисе президента Украины создана рабочая группа по реконструкции 10 аэропортов, куда входит и наш. При этом, Мариуполь – единственный в шот-листе не областной город и мы единственные, кто представляет Донецкую область. Отмечу, это города, которые включили в программу реконструкций.
Вадим Бойченко поставил нам задачу проработать варианты. Сейчас мы заключили с компанией договор, которая подготовит два комплекта проектно-сметной документации: один договор – на реконструкцию самого вокзала и второй – на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и системы безопасности аэропорта. Компания согласует с нами техническое задание и только после этого будет проектировать.
- Какие сроки вы ставите перед разработчиками?
- Проект на реконструкцию здания аэропорта мы хотим получить в конце этого года и в начале 2022 – проект по системе безопасности допуска в аэропорт.
Отметим, городской голова Вадим Бойченко по поводу восстановления аэропорта считает, что налаженное авиасообщение Донетчины с другими регионами страны также даст возможность развивать бизнес всего Донбасса.
Мэр подчеркнул, что все проекты, которые реализуются в городе, ориентированы на потребности жителей и улучшение их комфорта. Импульс для инноваций дают инвестиции.
«Для продолжения системного развития город нуждается в аэропорте. Он решит логистические проблемы и улучшит инвестиционную привлекательность. Также важно усилить торговые способности порта. Сейчас на его базе зарождается аграрный кластер. Он будет способствовать росту экономики всего региона и созданию новых рабочих мест. Для этого необходимо полноценное инфраструктурное сообщение», – подчеркнул Вадим Бойченко.