Украинский режиссер в пределах арт-резиденции от "Изоляции" исследовал индустриальные артефакты на Донетчине
В планах художника - создать на основе этих находок документальную видеоработу.
Если вы планируете посетить Бахмут или Соледар, то обязательно посетите и город Часов Яр, советует киевский режиссер и публицист Алексей Радинский. Прежде всего - ради местного Дворца культуры, который удивляет не только красотой архитектуры, но и своим потенциалом как культурного института.
Именно под его крышей Алексей Радинский работал в апреле над художественным проектом в пределах арт-резиденции "Заземление", организованной платформой культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ. Исследовал тему Антропоцену и интересовался состоянием культурных институтов в промышленных городах.
"Готовясь к резиденции, я исследовал учреждения культуры и искусства в этой местности. Меня интересовал контекст: очевидно, что ИЗОЛЯЦИЯ, переехав в Соледар, не стала здесь первой культурной институцией, здесь что-то было и раньше, просто сейчас все - в упадке, — рассказывает Алексей Радинский. - Больше всего меня заинтересовал Часовоярский промышленный историко-краеведческий музей, расположенный в здании Дворца культуры. Он работает уже много лет и имеет уникальные исторические, краеведческие, минералогические коллекции, архив. Мне показалась интересной и в чем-то ироничной ситуация, что пока в Соледаре появляется новая художественная институция, в то же время в соседнем городе, по сути, исчезает другая".
Ранее Дворец культуры находился в собственности градообразующего предприятия - акционерного общества "Часовоярский огнеупорный комбинат". Здесь были многочисленные кружки и спортивные секции, в которых занималось более 250 человек, преимущественно дети. Также здесь разместился промышленный историко-краеведческий музей, а в большом зале проходили концерты.
Городской совет и работники учреждения договорились с комбинатом, что тот предоставит здание в аренду громаде. Все отныне будет финансироваться из городского бюджета. В частности, и работа музея.
"У меня была идея как-то - информационно или творчески - поддержать краеведческий музей, поработать с его уникальной коллекцией, уникальными артефактами. Я хотел, чтобы мой проект не только показал важность этого музея, но и в целом необходимость таких культурных институтов, как дворец культуры, — рассказывает Алексей Радинский. — У нас такие дворцы и дома культуры считаются "ужасным советским пережитком", а в мире такой формат культурной институции - наиболее перспективный. Должны не ликвидировать их, а раскрывать их потенциал. Поэтому я решил сделать свой проект в сотрудничестве с таким заведением ".
Вместе с краеведом и менеджером резиденции "Заземление" Михаилом Кулишовым и историком и сотрудником музея Валерием Богуненко режиссер в течение недели работал с музейными архивами.
"Мы нашли очень интересные исторические артефакты, касающиеся города и его прошлого. Это, в частности, фотоматериалы о рекультивации земель вокруг Часового Яра, где в 1970-80-х годах активно добывали глину, — рассказывает Алексей Радинский. — Собрали интересный материал о различных экологических подходах к промышленности, которые, к сожалению, так и не были сполна реализованы или не имели ощутимого эффекта. Вместе с упадком индустрии произошел и мощный упадок экологических практик. Сегодня уже ни о какой рекультивации земель речь не идет, хотя добыча полезных ископаемых в больших масштабах продолжается. Мне интересно исследовать, как трансформируется идея, что человек может неограниченно и произвольно использовать природу для развития цивилизации, в идею, что за все придется отвечать".
Алексей планирует использовать собранный во время резиденции материал для создания видеоработы.
"И я очень надеюсь, что внимание, которое будет расти до Соледара, в том числе и благодаря ИЗОЛЯЦИИ, коснется и соседних городов и городков. И особенно Дворца культуры в Часовом Яру", - заключает режиссер.
Справка:
Алексей Радинский - режиссер, публицист. Автор фильмов "Случай в музее" (2013), "Люди, которые пришли к власти" (2015), "Сдвиг" (2016), "Киевский фильм. Первый эпизод "(2017)," Цвет фасада: синий "(2019) и других. Работал редактором журналов KINO-КОЛО (2006-2007) и "Политическая критика" (2011-2014).
Напомним, серия краткосрочных резиденций для художников "Заземление", инициированная культурной платформой ИЗОЛЯЦИЯ, продлится до августа. Ее цель - на языке современного искусства привлечь внимание к экологическим и социальным проблемам в регионе, спровоцированным человеческой деятельностью. Художники в течение недели живут в Соледаре, куда в 2020-м из Киева переехала ИЗОЛЯЦИЯ, и работают над художественными проектами, которые потом остаются в городе.
Подготовила Мария Семенченко