» » Мариуполь создает новую транспортную схему: в чем проблема и что изменится

Мариуполь создает новую транспортную схему: в чем проблема и что изменится

Тема недели / Общество / Статьи 1-06-2020, 12:12
3 033

 


Рассказываем, что не так с транспортной схемой “Азовской жемчужины” и как это исправить


Дизайнер Константин Череповский работает в IT-индустрии, а в свободное время разрабатывает транспортные схемы для разных городов Украины.


В октябре прошлого года к нему обратились сотрудники департамента транспорта и связи Мариупольского городского совета с просьбой сделать схему и для Мариуполя.


Константин сразу взялся за работу, а вот в профильном департаменте проект решили отложить.


  


“Город стереотипов”


Константин никогда не бывал в Мариуполе, а из крупных промышленных городов лично посетил Донецк во время Чемпионата Европы по футболу в 2012 году и Кривой Рог. И если Донецк оставил не самые плохие впечатления, то Кривой Рог запомнился "присутствием заводов".


Мои обрывочные знания о Мариуполе складывались в картину большого спальника, куда рабочие “Азовстали” и “Ильича” ездят переночевать. Не хочу обидеть мариупольцев, но на то они и стереотипы. Очень надеюсь, и есть основания верить, что я ошибался”, говорит Константин.


Когда к нему обратились из мариупольского департамента транспорта и связи, он воспринял это, как знак свыше, и приступил к работе немедленно. Тогда дизайнер еще не знал, что в городе собираются отменить часть маршрутов и добавить совершенно новые. 


Он, как дизайнер, лишь придает уже разработанной схеме дизайн, которым будет удобно пользоваться горожанам, например, при выборе нужного автобуса на остановке.


За то, как, откуда и куда будут двигаться те или иные маршруты, отвечает уже департамент транспорта и связи города.


На разработку транспортной схемы у него ушло четыре с половиной месяца, но Константин работал над ней только когда было свободное время и вдохновение.


 


Что не так с нынешней транспортной схемой Мариуполя?


В существующей схеме есть несколько минусов, о которых рассказал дизайнер.


Во-первых, разделение по видам транспорта - каждому зачем-то своя схема. Это абсурдно хотя бы потому, что никто в нормальных обстоятельствах не ставит перед собой задачу поехать куда-нибудь именно на троллейбусе или, допустим, во что бы то ни стало на трамвае. Человек просто хочет куда-то доехать и схема должна описывать все доступные маршруты. 


Во-вторых, обе существующие схемы изображены безо всякой привязки к важным ориентирам: предприятиям, морю. Вместо этого на них зачем-то нанесены депо. Видно, что над ними работал фанат транспорта, но не навигации”, объясняет Константин.


Но отмечает, что создатели нынешней схемы все равно молодцы.


 


Второй по сложности проект, после Киева


Когда дизайнер приступил к разработке новой схемы, то столкнулся с несколькими проблемами – пустыми площадями между районами, огромным металлургическим комбинатом в центре схемы и морем, которое занимает почти треть места на схеме. 


Самый сложный аспект – скопление маршрутов на отдельных участках карты, из-за чего не оставалось места для подписи к остановкам. В то же время огромное количество частного и муниципального транспорта привело к тому, что наносить номера вдоль линий движения стало непростой задачей. 


Из-за нагруженности схемы Константину пришлось отказаться от обозначения на карте второстепенных ориентиров и уличной сетки.


Работу немного облегчил сайт martrans.gov.ua, где отображены все действующие городские маршруты и можно отследить перемещение транспорта в режиме реального времени.


 


Можно сказать, что Мариуполь — второй по сложности проект в транспортной навигации, за который мне приходилось браться, после Киева. При этом результат мне нравится больше”, - признается Константин.


"Сейчас мы доводим новую схему до логического конца"


В итоге у него получилось отобразить на одной схеме более 70 маршрутов, включая не только весь муниципальный транспорт, но и частные маршрутные такси. Для простоты использования схемы, на ней отмечены крупные ориентиры – водоемы, зеленые зоны и металлургические комбинаты. 


Также Константин использовал узнаваемый "мариупольский шрифт" и айдентику элементы нового городского стиля. Треть карты, занимаемой морем, была отдана под легенду схемы. В легенде к перечню маршрутов Константин добавил и примерные интервалы движения транспорта, чтобы пассажиры могли планировать не только маршрут перемещения, но и время.


Когда работа над новой схемой закончилась, он узнал, что в Мариуполе появляются новые маршруты, а некоторые старые исключаются. Но Константин не сильно расстроился, поскольку считал, что его наработки могли бы еще пригодиться. В конце концов так и получилось.


 


Город снова со мной связался, и прямо сейчас мы работаем над доведением схемы до логического конца. На этот раз в рамках сотрудничества, а не на энтузиазме. Если честно, до сих пор не могу в это поверить: настолько предыдущий опыт разочаровал меня в заинтересованности со стороны городов. Увы, но ни в Киеве, ни в Виннице, ни в Сумах, ни в Ровно, ни в Черкассах, ни в Кропивницком, для каждого из которых я в свое время что-то делал просто так, не проявили особого интереса, несмотря на мои попытки предложить им мои работы совершенно бесплатно, а в отдельных случаях даже на шум в медиа. Мариуполь в этом плане удивил и, надеюсь, удивит еще, отмечает Константин.


В этом году Константин Череповский планирует побывать в Мариуполе, хотя город расположен совсем в другой стороне от запланированных маршрутов путешествий.


Юг Украины для меня до сих пор остается загадкой за исключением Одессы. Кто знает, возможно, все это сложится в какое-нибудь путешествие”, - резюмирует Константин.


Восточный вариант

,
comments powered by Disqus
Материалы по теме: