Туризм на Луганщине: Как возродить то, чего никогда не было
Чиновники хотят привлечь инвесторов для зарождения туристической отрасли, но, кажется, не совсем понимают, что может быть интересно туристам на Луганщине.
На Луганщине презентовали проект Концепции развития туризма до 2022 года. Разрабатывали его по собственному желанию в Департаменте экономического развития, внешнеэкономической деятельности и туризма Луганской областной ВГА. Там говорят, что для реализации концепции хотят привлечь средства международных доноров из ПРООН и USAID.
"Чего мы ожидаем от реализации этого документа: прежде всего, это обеспечение безопасного пребывания наших туристов, улучшение имиджа региона. Это продвижение наших туристических возможностей, создание рабочих мест, самозанятость в сельской местности, увеличение доходов местных бюджетов. Прежде всего, буду откровенна, самое главное - это привлечение инвестиций. Нам известно, что любой международный проект, который предоставляет гранты, объявляет конкурсный отбор, определяет требования и, прежде всего, это документ, который имеет регион, на основании чего он развивается. Поэтому это будет у нас наша концепция", - сказала на брифинге заместитель директора Департамента Людмила Ахтырская.
Сколько можно будет привлечь средств Ахтырская и сама пока не знает. И это не удивительно, поскольку туризма на Луганщине не просто нет, он даже по настоящему не зародился за все годы независимой Украины. Никто из "крепких хозяйственников" не обращал внимания на единичные исторические и культурные изюминки области, которые могли бы быть ее визиткой.
Как возродить то, чего никогда не было – риторический вопрос. Поэтому интересно было изучить написанную чиновниками концепцию, чтобы примерно представлять, какой именно они хотят развивать туризм в области, на какие туристические объекты привлечь средства инвесторов, на самом ли деле эти объекты могут быть интересными для потенциальных туристов и не оторваны ли чиновники от реальности.
Итак, концепция от ОВГА – это документ на 31 листе, с которым может каждый ознакомиться по ссылке. Чиновники вполне справедливо опираются на то, что привлечение иностранных туристов в область сейчас нереально. Следовательно, основное направление туризма - внутренний общеукраинский и внутренний региональный, но главная задача – обеспечить людям безопасность, ведь Луганщина – это прифронтовой регион.
"Сложно рассчитывать на то, что на Луганщину поедет большой поток иностранных туристов, готовых тратить валюту при отсутствии высокого уровня обслуживания, но есть реальная возможность восстановить внутренний туризм на подконтрольных Украине территориях. Далеко не каждая украинская семья может позволить себе отдых за границей, но желание провести отпуск вне постоянных мест жительства есть у многих. Восстановление отрасли на начальном этапе возможно при условии активизации внутреннего регионального туризма", – говорится в концепции.
Также в документе говорится о том, что мешает развиваться внутреннему туризму: если коротко, это отсутствие всего. На Луганщине нет современных автомобильных дорог – дороги делятся на плохие и очень плохие; новых пассажирских автобусов, троллейбусов, поездов, нет средств информирования туристов (указателей, карт и схем), отсутствуют современные гостиницы и сельские усадьбы (только один отель в области имеет три звезды), низкое качество услуг в ресторанах, нет развитой сети торговых центров с развлекательно-воспитательной составляющей.
Кроме того, в ОВГА признают, что мэры городов и главы районов не хотят заниматься вопросом туризма, не разрабатывают инвестиционные проекты, и вообще не обращают на тему туризма никакого внимания. А зря, ведь эта отрасль – золотая жила, если в нее вложиться, это и рабочие места и налоги в городские бюджеты. "Туризм сегодня является одной из наиболее перспективных отраслей экономической деятельности. Каждый турист является потенциальным инвестором, а каждые 10 туристов дают работу двум работникам и создают 4 рабочих места в смежных отраслях. К тому же, каждый вложенный доллар приносит семь долларов доходов в смежных отраслях экономики", – признают в ОВГА. Но каждый инвестор, которому предлагают вложить деньги в развитие туризма, каждый турист, поинтересуется, во что же вкладывать, куда ехать, на что смотреть, что в регионе есть.
В концепции развития туризма чиновники Луганской ОВГА предложили свой список туристических объектов:
1. Белокуракинский район:
- Деркульский конный завод, который является самым первым конным заводом на территории Украины;
- Новоалександровский и Лимаревском конные заводы – памятники архитектуры XVIII-XIX века;
- Заказники: "Роздолянские пруды", организованный с целью охраны мест обитания насекомых-опылителей сельскохозяйственных культур, в том числе диких пчел; "Лесная жемчужина" и ландшафтный заказник "Самсоновская заводь".
2. Кременской район:
- лес (собирать различные ягоды, грибы, лекарственные растения. В зимний период - катание на санях и лыжные прогулки);
- урочище "Дубовый лес";
- поселки Макеевка, Невское, Нововодяное Кременского района: можно поехать туда посмотреть, как цветет воронец – темно-красный цветок, занесенный в Красную книгу.
3. Сватовский район:
- Преображенские меловые пещеры - подземные сооружения, которые состоят из сети галерей, тупиков и помещений, является культовым комплексом, на что указывают христианские изображения на стенах, надписи, архитектурные особенности отдельных помещений и широкие аналогии подобных галерейных монастырей;
4. Меловской район:
- ботанический заказник "Меловые отложения";
- заказник "Стрелецкая степь";
- орнитологический заказник местного значения "Зоряновский" - лиман является верховым озером, расположенным на водоразделе реки Камышной и реки Меловой.
5. Новоайдарский район Луганская область:
- памятник природы государственного значения "Айдарская терраса" – лесной массив, расположенный на левом берегу Северского Донца;
- Единственный в Украине янтарный храм в честь великомученика Пантелеимона Целителя;
- геологический памятник природы "Бараньи лбы" – уникальные скальные обнажения мергеля кампанского яруса верхнего мела высотой 50 м в возрасте не менее 50 млн. лет.
Итак, украинским туристам из того же Харькова или Киева, или из Одессы, или из Запорожья, или из любого уголка Украины, предлагают ехать в промышленный прифронтовой район посмотреть на лес, реку, озера, будто это не Луганщина, а какая-то Черниговщина, например. Вы бы поехали в отпуск на Луганщину для того, чтобы посетить заказники?
Конные заводы, меловые пещеры - тоже не очень убедительные места, такого вдоволь в других регионах Украины, до которых можно доехать более-менее комфортно, без блокпостов и мысли, что где-то там недалеко идет война. Янтарный храм - хорошая идея, но не для всех категорий туристов – в основном для тех, кто слишком религиозен.
В Концепции, которую приготовили в ОВГА нет главного - туристического лица области. Что такое Луганщина на самом деле, если абстрагироваться от войны. Какая ассоциация возникает? Для большинства украинцев (мы же говорим о внутреннем туризме), Луганская область – это шахты и терриконы. Не все даже знают о том, что большинство предприятий осталось на оккупированной территории.
Логическая цепочка все равно до сих пор неизменна Луганщина – это Донбасс, а Донбасс – это шахты и другая промышленность. Поэтому, по нашему мнению, отталкиваться нужно именно от этого, поднимать историю зарождения шахтерского края, связанную с иностранцами, а потом подтягивать все остальные туристические места типа заказников и урочищ.
Depo.Донбасс составил свой список туристических мест на подконтрольной Украине Луганщине, который чиновники ОВГА могут принять к сведению и предложить инвесторам.
1. Бельгийское наследие в Лисичанске.
Лисичанск – колыбель Донбасса. Именно так называют этот город, ведь здесь основаны первые шахты на Донбассе, первые промышленные предприятия – содовый завод, завод по производству стекла. История Лисичанска тесно связана с бельгийским инженером Эрнестом Сольве, который и основал здесь промышленность. Вблизи завода в конце XIX века из красного кирпича были построены две крупные больницы, школа, общежитие на 200 человек, дом управляющего, отель, несколько десятков двухэтажных жилых домов построены в стиле модерн. На территории Лисичанска до сих пор сохранились 30 из 33 зданий бельгийского комплекса. Только два из них имеют статус памятника архитектуры.
Лисичанск получил премию Belgian Heritage Abroad Award 2017 за комплекс зданий бельгийских предпринимателей конца XIX века. Диплом "Бельгийское наследие за рубежом" посол Бельгии в Украине Люк Якобс вручил местному краеведческому музею. Лисичанский комплекс зданий попал в пятерку номинантов ежегодного конкурса при поддержке фонда короля Бельгии. Более того, бельгийская сторона была готова восстановить свое наследство, надо было только написать официальную заявку от владельца сооружения – Луганской ОГА\ВГА.
Шикарная была бы возможность привлечь инвестиции, а впоследствии и иностранных туристов. Но в ОВГА эту возможность упустили. В 2016 году посол Бельгии Люк Якобс был на территории Луганской области и видел состояние больницы собственными глазами. Бельгийцы готовы были выделить деньги на реконструкцию и восстановление, но никаких шагов навстречу областная власть так до сих пор и не сделала. Также были встречи с представителями ПРООН, которые, в свою очередь, готовы были также финансово поддержать инициативу по сохранению больницы. Запрос от руководителя творческого направления "Кризисного медиацентра" Леонида Марущака, который взялся помогать бельгийцам в этом деле, потерялся где-то в ОВГА, а чиновники теперь говорят, что никакого обращения не было. Тем временем главное сооружение бельгийского комплекта - четырехэтажная больница - разрушается и может вообще исчезнуть.
Фото: egorov.livejournal.com
Как в целом Луганщина, и Лисичанск в частности, хранят память о бельгийском наследии и Эрнесте Сольве? Может, там есть улица в его честь или площадь, или памятник? Или, может, местные школьники и студенты знают его биографию и то, что он был не только выдающимся предпринимателем, но еще и ученым? Может, они знают, что он учредил Международный институт физики и химии, Свободный университет Брюсселя, выступил инициатором международного форума физиков, названного в его честь Сольвеевским конгрессом? А знают ли жители Луганщины, что в США в штате Нью-Йорк и в Италии есть города Сольвей и Розиньяно-Сольве, названные в его честь только потому, что там находились его заводы? Эти городки, как и Лисичанск, получили развитие благодаря бельгийцу Эрнесту Сольве.
На все эти вопросы ответ – нет. Память о бельгийском основателе промышленного Донбасса на Луганщине и в Лисичанске не берегут и не популяризируют. А развитие туризма начинается именно с этого – с сохранения памяти об истории и выдающихся личностях.
2. Музей в неработающей шахте.
Украина в Лисичанске и в Луганской области в целом, могла бы воплотить опыт Польши, которая превращает закрытые шахты в музеи. Блогер Денис Казанский посетил Катовице и посмотрел, как там все устроено.
"Вместо того, чтобы сравнять старую шахту с землей или просто бросить ее, как любили делать наши "патриоты Донбасса", закрытое предприятие превратили в крутое общественное пространство. Сохранили часть старых помещений, достроили новые из стекла и стали. Теперь в бывших шахтных сооружениях размещаются музейные экспонаты, а шахтный копер превратили в смотровую площадку, с которой можно посмотреть на город. Есть и магазин сувениров на шахтерскую тематику, в котором можно купить кучу всякой всячины – от кружек и магнитов до бижутерии из угля. Объект посещают около 200 тысяч туристов в год. Работают в музее около 400 человек. Поляки смогли сохранить рабочие места и получить пользу из закрытого объекта, подарив ему вторую жизнь", – пишет Казанский.
Поляки даже украшения из угля делают и продают их туристам, а на Донбассе за все годы до этого не додумались. Подобные музеи есть в Селезском регионе – "Szlak zabytków techniki" – адаптация постпромышленной среды для туризма. Также музеи есть в Забже - "Zabytkowa kopalnia Guido" и в Тарновских Гурах - 'Kopalnia cynku i ołowiu".
Луганщине не нужно ничего выдумывать: вот готовый опыт, берите, воплощайте, пишите проект, привлекайте инвесторов или же государственные средства.
3. Старобельск – литературный город.
Киса, давайте и мы увековечимся.... У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: "Киса и Ося здесь были". (с) Илья Ильф и Евгений Петров. "Двенадцать стульев".
Памятник Кисе Воробьянинову в Старобельске
Фото: "Островок"
О том, что Старобельск – это тот самый легендарный город N из романа Ильфа и Петрова, мало кто из украинцев знает. Ильф и Петров увидели Старобельск в 1923 году, когда корреспондентами московской газеты "Гудок" приехали в командировку, вдохновились местным колоритом и после возвращения начали писать свой знаменитый роман. Он содержит множество крылатых выражений, которые мы до сих пор используем, множество историй, которые связаны со Старобельском.
В Старобельске писатели жили в отеле, который был меблирован реквизированными у местных купцов и мещан предметами, в том числе мебелью производства Гамбса, что непрозрачно намекает на аналогии с описанным в произведении мебельным гарнитуром. Существовал в Старобельске и описанный в произведении приют для стариков, но до сегодняшнего дня не сохранился. В процессе описания этого путешествия в публицистике и журналистских материалах авторов есть множество совпадений и сходств событий, которые происходили с Ильфом и Петровым в процессе командировки, с событиями и явлениями, впоследствии описанными сатириками в романах "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок".
Памятник Остапу Бендеру в Старобельске
Так что этим грех не воспользоваться. Опять же, можно посмотреть на опыт соседней Польши. В приграничном городке Перемышль ради привлечения туристов используют забавного литературного персонажа - Швейка. Его приключения описаны в произведении Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка". Поляков даже не смущает, что само произведение чешское, Гашек - чех и его Швейк - чех также. В Перемышле Швейк на каждом углу, его именем называют пабы, продают магниты, сувениры, устраивают фестивали. Также по его тропам водят экскурсии, рассказывая не только о Швейке, но и об истории Перемышля. Даже экскурсоводов подбирают таких, чтобы снаружи были похожи на Швейка.
Представьте, каким колоритным мог бы стать Старобельск, если бы взялся раскручивать "Двенадцать стульев", юмор этого произведения и его героев - Остапа Бендера и Кису Воробьянинова ради туризма. Швейк бы отдыхал! Но для этого требуется сотрудничество местной и областной властей, а также инвесторов, привлечение пиарщиков, брендмейкеров, чтобы изменить имидж города. И, конечно же, необходима инфраструктура, начиная с дорог, заканчивая отелями.
4. Музей Луганска
Почему бы не оставить потомкам и не показать современникам подлинную историю ныне оккупированного областного центра? Оккупационная власть сейчас с пеленок жителям навязывает искаженную историю Луганска, в которой есть только Екатерина II и "русский мир". Этот проект - музей Луганска, мог бы стать не только хорошим туристическим объектом, но и оружием против пророссийской пропаганды, а билеты в музей можно было бы раздавать на КПВВ людям, которые въезжают на украинскую территорию.
История Луганска на самом деле очень интересная и разнообразная, она точно не начинается с указа императрицы Екатерины - это миф. Поселение Каменный Брод, которое сейчас является Каменобродским районом Луганска, существовало здесь задолго до указа и связано с украинской Запорожской Сечью. Основатель Луганска как промышленного города - шотландец Карл Гаскойн - изобретатель и архитектор. В этом музее было бы что показать, применив новейшие технологии и подняв архивы, подключив луганских историков и краеведов, которые выехали из "ЛНР" и живут на территории Украины.
Один из залов можно было бы посвятить 2014-му году и истории оккупации города, истории героической обороны Луганского аэропорта. Так случилось, что идею музея АТО уже забрал себе Днипро, но и на Луганщине, мы уверены, для экспозиции об оккупации, найдется что показать и рассказать.
Луганщине для начала нужно воплотить в жизнь хотя бы один привлекательный большой туристический проект, чтобы дать инвесторам зеленый свет и показать, что здесь можно работать и вкладывать средства. Не тормозить с документацией на уровне ОГА/ВГА, или городской власти, когда потенциальные инвесторы предлагают деньги на реконструкцию, не воровать, не проталкивать фирмы-однодневки во время тендерных торгов, следить за качеством работ и целесообразностью использования средств. Если эти условия будут выполнены, и параллельно с этим будут ремонтироваться дороги, подтягиваться инфраструктура в ожидании туристов, то можно будет говорить, что туристический бизнес здесь имеет перспективы.
Если нет, то область так и останется серой зоной.