На Луганщине разрушается и разворовывается старинное бельгийское здание - чиновники бездействуют (фото)
В Лисичанске под угрозой разрушения находится старая больница при содовом заводе, которую построили бельгийцы в 1899 году.
Группа фотографов-исследователей заброшенных зданий и техногенных объектов Vanishing Soil побывала там не так давно и рассказала журналисту “Восточного варианта”, что здание начали разворовывать. Об этом им рассказали местные жители. Войди туда может любой желающий.
“Место находится в районе Рабочей Горы недалеко от РТИ. Не охраняется. По словам жителей растаскивать начали где то лет 5 назад. Ничего не осталось из утвари, но все в очень красивом декадентском запустении. Там куча разных ответвлений, множество комнат из комнат. Мы никогда не видели такого дизайна. Как будто дом вдовы Винчестеров, который она постоянно достраивала, чтобы семейное проклятие ушло. Еще там есть разные достройки времен СССР”, - рассказал один из участников Vanishing Soil.
фото предоставлены Vanishing Soil
Издание Depo.Донбас пишет, что Лисичанску дали премию Belgian Heritage Abroad Award 2017 за комплекс зданий бельгийских предпринимателей конца XIX века. Диплом "Бельгийской наследия за рубежом" посол Бельгии в Украине Люк Якобс вручал местному краеведческому музею. Лисичанский комплекс зданий оказался в пятерке номинантов ежегодного конкурса при поддержке фонда короля Бельгии. Более того бельгийская сторона заявляла, что может восстановить первичное состояние, нужно только с украинской стороны написать официальную заявку от владельца сооружения. Известно, что здание больницы учтено на балансе Луганской областной ВГА.
“Руководитель творческого направления "кризисного медиацентра” Леонид Марущак подал запрос в ОГА, и дальше я не углублялся в это. Но затем Марущак рассказал, что ему так никто и не ответил на запрос. Прошло больше года , ответ не получен. Непонятно, что с этой больницей делать, бельгийцы спрашивают, а им нечего ответить”, - рассказал краевед из Северодонецка Ариф Багиров.
Бельгийцы готовы давать деньги только если будут известны собственник здания и ответственный за ремонт.
"Одно из условий финансирования со стороны бельгийцев - четкое понимание кому именно принадлежит больница и кто несет за нее ответственность. На сегодня все, что мы знаем, что объект находится на балансе Департамента здравоохранения Луганской ОГА, но не имеем информации по поводу их планов", - отметил Марущак.
По состоянию на сегодняшний день здание бельгийской больницы пребывает на балансе областного онкодиспансера. Планов на будущее по использованию или восстановления больницы нет.
Справка “ВВ”: в 1887 году бельгийский инженер-технолог Эрнест Сольве и пермский купец Иван Любимов объединились в акционерное общество “Любимов, Сольве и Ко”. Они решили производить соду в России и начали готовиться к строительству содового завода в селе Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. У Сольве на тот момент уже было два содовых предприятия во Франции и один на Урале. При строительстве завода Сольве применил новую и передовую технологию, в то время, производства соды: с применением аммиака.
У крестьян села Верхнего купили землю, и с первых дней 1890 года развернули строительство. В конце апреля 1892 года завод запустился и началось производство кальцинированной соды аммиачным способом. Это была первая сода Донбасса. В ноябре того же года на заводе ввели в строй цех каустической соды, которая производилась ферритным способом. По имени реки, на берегу которой он стоял, завод назвали Донецким. Под этим именем завод действовал три четверти века, затем был назван Лисичанским. В конце XIX века на нём работало более 900 постоянных рабочих. Завод выпускал бикарбонат натрия, хлорную известь, нашатырный спирт. Предприятие такого рода было первым в Донбассе, и вторым в Европе. Завод прекратил работу в 2009 году.
Еще одна справка “ВВ”: Дом Винчестеров построила Сара Винчестер - вдова Уильяма Винчестера, сына Оливера Винчестера, изобретателя знаменитой винтовки. В нем насчитывается около 160 комнат, 13 ванных, 6 кухонь, 40 лестниц. В комнатах 2000 дверей, 450 дверных проемов, около 10000 окон (до наших дней сохранились витражные окна), 47 каминов и один душ. По легенде женщина постоянно достраивала дом, потому что ее могла преследовать духи убитых винтовкой, которую создал ее свекр. По другой версии такой дом должен был стать пристанищем для этих призраков. Здание отличается невероятно запутанной планировкой.