Свободные экономические зоны. Легализация контрабанды или новые возможности для Донбасса?
Коллаж "Восточный вариант"
Бывший президент Украины и новый глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук выдвигает идею предоставления Донецкой и Луганской областям статуса свободных экономических зон. Корреспонденты “Восточного Варианта” пообщались с политологами, экономистами и лидерами мнений, чтобы составить полную картину происходящего
“Украина фактически взяла на себя обязательство профинансировать восстановление инфраструктуры и экономики оккупированных территорий”, - политолог Дмитрий Снегирев
Фото Главред
О свободных экономических зонах на Донбассе заговорили вице премьер-министр Алексей Резников и первый президент Украины Леонид Кравчук. Политолог Дмитрий Снегирев настаивает, что такое развитие событий означает сдачу позиций государства Украина.
“Заявление Кравчука о создании свободных экономических зон в ОРДЛО прозвучало на фоне его же заявлений о том, что Украина никогда не отказывалась от ратификации "формулы Штайнмайера". Таким образом, по моему мнению, Киев дал понять Москве, что Украина готова ратифицировать пункты Минских соглашений о политическом урегулировании конфликта на Донбассе, предоставить оккупированным территориям "особый статус", в частности, экономических преференций. А создание т.н. "Свободных экономических зон" – фактически согласие Киева взять на себя обязательства по восстановлению экономики ОРДЛО.
Речь идет о том, что Украина берет на себя бремя экономических обязательств по восстановлению промышленности и инфраструктуры оккупированных районов Донбасса. Стоит отметить, что согласно международным конвенциям, вся тяжесть экономических обязательств по восстановлению экономики берет на себя страна-оккупант. Создание свободных экономических зон в контексте заявлений Кравчука, станет де-юре и де-факто признанием, что война в Донбассе в течение последних 6 лет, имела сугубо внутренний характер. То есть, РФ больше не будет нести никаких финансовых обязательств по восстановлению разрушенной инфраструктуры. Фактически, Киев таким образом не обязывает Россию возмещать причиненные убытки вследствие оккупации или компенсации стоимости вывезенного в РФ оборудования с предприятий расположенных на оккупированных территориях Донбасса”.
“Торговля с оккупированными территориями – это легализация контрабанды”, – директор “Института социально-экономической трансформации” Илья Несходовский
Фото 24 Канал
Резников заявил, что уже получил подобные поручения от премьера и совместно с министром экономики разрабатывает проект. По его словам, главным условием торговых отношений с ОРДЛО будет регистрация предприятий и уплата налогов в украинскую казну. Илья Несходовский считает утопическими заявления политиков.
“Во-первых, меня удивляет такая наивность в вопросе регистрации предприятий с неподконтрольной территории. Оккупационные администрации Донецкой и Луганской областей никогда не откажутся от сбора налогов со “своих” предприятий. А в случае оплаты фактически двойного налога (и на оккупированной, и на подконтрольной территории) это не будет выгодно предприятиям и предпринимателям. Если же полностью освободить их от налогообложения, то возникнет другая ситуация – возможность контрабанды. Когда российские товары через оккупированную территорию будет проходить и поставляться в Украину, создавая нездоровую конкуренцию и нанося ущерб экономике Украины. Кроме того, сейчас было заявлено, что, несмотря на перемирие, возможны обстрелы. Они создают существенную опасность для тех, кто ведет бизнес. Они могут потерять не только доход, но и активы, в которые они вложили деньги. Поэтому ни о каких огромных инвестициях, о которых заявлял господин Резников, не может идти речи”.
“В первую очередь это – развитие региона”, – Алексей Бабченко глава ВГА Золотого и Катериновки
Скриншот видео «Громадське ТБ»
Одной из основных целей существования свободной экономической зоны Алексей Резников назвал создание на подконтрольной Киеву территории достойных условий жизни для формирования контраста с временно оккупированной территорией. Алексей Бабченко считает эти шаги правильными, но немного поздними. По его мнению, над этим нужно было задумываться как минимум 3 года назад.
“Это даст некий импульс, потому что мы понимаем, что прифронтовой бизнес существует исключительно на энтузиазме. Идут боевые действия. Не всегда есть возможность вовремя оплатить товар, доставить его. Свободные экономические зоны – это уменьшение налоговой нагрузки. Это, в первую очередь даст возможность развиваться среднему классу. Они – основные наполнители нашего бюджета. Это даст возможность развиваться прифронтовым городам. Как показывает практика, бизнес – вне политики и вне войны. Если наше правительство создаст выгодные условия, то предприятия и предприниматели с временно оккупированной территории постепенно будут интегрироваться в украинскую экономику. Тем более, если здесь будет хорошая покупательская способность”.
“Следует разделять отдельные заявления политиков”, - Константин Реуцкий глава “Восток SOS”
По мнению Константина Реуцкого, переселенца из Луганска, следует четко разграничивать планы вице премьер-министра Украины и участников Трехсторонней контактной группы. Если в первом случае это принесет инвестиции в регион, то ко второму плану следует относиться с осторожностью, считает Константин.
“В целом, определенные налоговые льготы для предпринимателей, для инвесторов, которые захотели бы рискнуть и поучаствовать в восстановлении Донбасса, самому Донбассу, очевидно, необходимы. Если будут одинаковые условия, скажем, у Прикарпатья и Донбасса, то инвестор, скорее, выберет условно Ивано-Франковск, а не Станицу Луганскую. Потому что с точки зрения ведения бизнеса это очень рискованно. Компенсировать эти риски возможно только какими-то налоговыми послаблениями. Если это имеет в виду господин Резников, то с таким подходом я согласен.
Если говорить о предложении, которое позволит торговать с временно оккупированными территориями, то мне непонятна, в принципе, риторика. “Трансграничное сотрудничество”, “трансграничные проекты”, “серая зона” по отношению к Золотому и другим населенным пунктам. Это все говорит о том, что люди, которые высказывают подобное, либо плохо ориентируются в текущей политической и военной ситуации, либо целенаправленно мультиплицируют российские нарративы. Я не сторонник торговли с оккупированными территориями, в том смысле, что мы не можем покупать у них продукцию. А обсуждать условия, на которых бы украинская продукция продавалась бы, в этом я ничего плохого не вижу. Опять же нужно смотреть, кем это артикулируется и как эти предложения оформлены”.
Опрошенные же нами предприниматели из прифронтовых населенных пунктов Станично-Луганского, Счастинского, Новоайдарского районов практически однозначно заявили, что не будут возить товар на неподконтрольную территорию. Объясняют это переориентацией рынка сбыта своей продукции, а также огромными рисками.
Александр Волков, Восточный вариант