Деньги под ногами: как на Луганщине работает бизнес на ремонте дорог
Ремонт дороги быстро, качественно и без привязки к асфальтовому заводу. Это не мечта автолюбителя, а дело, которому посвящает все время и силы северодонецкий предприниматель Вадим Любченко. Как зарабатывать на ямах, зачем жарить асфальт на сковороде и почему на старте бизнес считали “сумасшедшим” — он рассказал “Восточному Варианту”.
В этом году он уже выполнил ремонты дорог на 2,5 миллиона гривен и планирует до конца сентября выполнить контракт на такую же сумму. Да и до 31 декабря планирует получить заказов еще на пару миллионов. Весельчак, КВН-щик Вадим Любченко в 2016 году решил открыть собственное дело, выбрал не простую отрасль — и не прогадал.
Мобильный и “странный” бизнес
“Как у жителя города и водителя, идея возникла едва ли не тогда, когда впервые сел за руль. Мне всегда казалось, что у людей, которые ремонтируют дороги, нет автомобилей. Ну как можно для себя так делать дороги? Как в 90-х:какие-то женщины с лопатами, пьяные мужик на катках ездят”, — начинает рассказа Вадим.
Но окончательно сформировалась идея в 2016 году. До этого — война, проблемы с работой. И вот — желание открыть свое дело. Задачей было найти бизнес независимый, мобильный, всесезонный и такой “странный” на первых порах, чтоб в нем не было конкурентов.
“Идея была многим непонятна. Если мы 30 лет видели, как эти дороги “убивали”, сложно поверить, что кто-то придет и наведет порядок. Еще для меня была важна экологичность и чтобы это было мне по карману на первом этапе”, — добавляет Вадим.
Во время поисков и экспериментов даже жарил асфальт на сковороде, чтоб убедиться, что он под воздействием температуры “разваливается” на части, а потом вновь может обрести прежний вид:
“Меня всегда интересовал тот факт, что асфальт при нагревании становиться пластичным. Что он способен к регенерации. Чем собственно я и занимаюсь: использую старый асфальт, добавляю в него все необходимые ингредиенты и им ремонтирую дороги. Мы решаем проблему утилизации старого асфальта, также не нужно добывать никаких ископаемых. Тут не потребление, а переработка ресурсов”, — рассказывает он.
В костюме и с виброплитой
Сперва на его предприятии было всего три сотрудника (и это считая основателя). Начинали с минимумом необходимого оборудования. Технология ямочного ремонта выглядит необычно: фреза срезает старый асфальт, его разогревают и дополняют, потом яму заливают, а новое покрытие утрамбовывают. И не нужен асфальтовый завод. Гарантия у такого ремонта 5 лет. Правда в промышленных масштабах “восстанавливать” асфальт сложно, нужна очень дорогая техника.
“Никто не верил, что из этого что-то выйдет. Дали попробовать, может, из уважения. Объяснить кому-то, что я буду на прицепе возить какое-то оборудование, которое будет перерабатывать асфальт, тут же его класть и закатывать — это была фантастика. Отрасль дорогая с точки зрения техники. Даже б/у. Например, мой каток 12-ти летний стоит 250 тысяч гривен. Комплект новой техники обошелся бы не в один миллион евро. Сейчас если посчитать все вложения — это порядка 2,5 миллионов гривен оборудования. Бизнес трудоемкий”, — рассказывает Вадим.
Поначалу было много проб и ошибок. Иногда свежие латки “сыпались” через несколько месяцев. Можно было опустить руки и все продать. Или же искать оптимальные решения:
“Эта не та техника, которая делает сама. Как та же сковорода: многое зависит от того, что ты туда положил, включил ли газ, кто повар. Мне помогло упрямство, привычка браться за что-то “неадекватное, бросать себе вызов. У других не получается, а тут кой-то Любченко бегает в костюме и с виброплитой, и у него все выходит”, — объясняет он.
Помогли встать на ноги и гранты: в 2016-м это была программа ПРООН, потом USAID. Все вкладывал в новое оборудование.
Единственный в регионе
Сейчас у Вадима две “газели” с прицепами для перевозки оборудования, термобоксы для перевозки горячего асфальта, рециклеры для его переработки, погрузчики, катки, виброплита для утрамбовки. Подобных комплексов, говорит предприниматель, в Луганской области 6. Но работает только один.
К Любченко обращаются и ОСББ, и частные заказчики, и органы местного самоуправления. На количество заказов влияет как скорость, так и стоимость работы — квадратный метры “регенирированного” асфальта выходит дешевле, чем столько же нового.
Работает он не только в Северодонецке, но и по области и в соседней Донецкой.
“Мы в Кременной положили 3 тысячи метров тротуара. Цена небольшая, но для меня это был вопрос принципа: сможем или нет. Все держиться, все нормально. Делали ремонт и в Покровске, работали 4 дня”, — вспоминает он.
На предприятии 10 наемных рабочих, но Вадим стремится максимально автоматизировать свое дело. Говорит, хорошие сотрудники на вес золота, а самая современная и качественная техника в неумелых руках превращается в бесполезную груду металла.
Теперь в планах Вадима покупка нового асфальтоукладчика. О нем, как и об остальной технике, говорит увлеченно и едва ли не с придыханием.
“Я нашел в Италии маленький асфальтоукладчик 2014 года размером 90 на 180 сантиметров. Сейчас думаем, как его доставить сюда. Если все получится, я увеличу качество и объемы. Это техника рассчитана на много лет. У меня маленький погрузчик 89 года и он еще будет работать и работать”, — рассказывает он.
В планах — развивать свой бизнес и не покидать родной город.
“Я ведь здесь живу, езжу по этим улицам. Просто обязан делать все на совесть”, — скромно объясняет Вадим.
Эмоции и знания: советы от Вадима Любченко
- Обратить внимание на себя. Что получается лучше всего и приносит “кайф”, вызывает неподражаемую эмоцию и мурашки по коже — это ваш бизнес.
- Стать в этом профи и постоянно учиться, изучать нюансы. Знания позволяют стать уникальным и востребованным в каждом деле.
- Никогда, никогда, никогда не сдаваться.
Анастасия Дашко, Восточный вариант