
Восточный Вариант рассказывает невероятные истории вышитой сорочки родом из Донецкой области
С давних времен вышитая сорочка для украинцев является чем-то большим, чем просто одеждой. Это символ, идентификация, оберег, который передавался из поколения в поколение. Каждый регион Украины имеет свои особые узоры для вышиванки. В том числе и Донетчина. И хотя орнаменты разные, вышитая сорочка является тем, что объединяет целые поколения и всю страну в ее культурном коде.
Какая она — вышиванка Донетчины
История Донецкого края тернистая и пестрая. В 13 веке современные территории Донецкой и Луганской областей в результате завоеваний монголо-татар входили в состав Золотой Орды, что негативно повлияло на заселение региона. Из-за вооруженных нападений, грабежей, войн долгое время здесь не было крупных населенных пунктов. А за территориями на 300 лет закрепилось название “Дикое поле”.
После распада Орды современный восток Украины был в поле зрения крымских татар — этими дорогами они ходили на Москву, попутно нападая на местных и грабя их. Несмотря на опасность, сюда тянулись выходцы из центральноукраинских земель, рассказывает докторка исторических наук и профессорка Донецкого национального университета им. Василия Стуса Надежда Темирова. Ведь Донетчина и Луганщина всегда были природно одаренными: рыба в Азовском море, птицы и звери для охоты, соль в районе современного Славянска.
После возникновения Запорожской Сечи современные Донетчина и Луганщина заселялись быстрее — сюда стекались переселенцы с Черниговщины, Киевщины, Полтавщины, Запорожья. Постепенно регион становился все более густонаселенным: новые жители селились вдоль водоемов и лесов, строили дома, заводили хозяйства. И семьи принесли с собой не только уклад, но и культуру.
Именно из-за пестроты населения, на Донетчине не существовало единого образца традиционной одежды. Бывало, что даже в одном селе вышитые сорочки и костюмы отличались друг от друга. Об этом рассказала методистка отдела изобразительного искусства и ответственная за материально-культурное наследие в Донецком областном учебно-методическом центре культуры Людмила Савченко.
Но в целом убранство Донетчины соответствует общеукраинскому традиционному убранству. Это комплект корсетки с юбкой и обязательно фартук, который защищал одежду во время бытовых дел. Для праздничной одежды выбирали более красивый фартук с богатой вышивкой. Повседневный фартук обычно был из конопляного полотна и с небольшой вышивкой, на праздничном, уже из белой ткани, было больше цветов и богаче вышивка. Ну и, конечно, вышитая сорочка. Каждая — индивидуальная и со своими смыслами.

Замужние женщины на Донетчине для наряда выбирали темные цвета: темно-коричневый, темно-синий, темно-красный, серый, черный. Незамужние девушки выбирали более яркие оттенки, потому что хотели выделиться в толпе.
Постепенно вышиванки Донетчины приобрели свой уникальный вид. В частности, в них было много красного цвета. Яркие черно-красные орнаменты на светлом фоне. Пышные цветы, целые букеты и деревья. Также изображали птиц. На свадебных рушниках, например, птицы воспринимаются как элемент волшебства, сказочности. Одним из самых узнаваемых ее элементов является роза.
Вышивали на Донетчине различными техниками. Цвета ниток, которыми вышивали женские и мужские сорочки, — традиционно красный, черный и белый. Украшали рукава, реже воротники.
Вышитые собственноручно сорочки раньше, как и сейчас, считались роскошью. Труд вышивальщиц оценивался дорого, а на одну сорочку мог уйти год работы. Поэтому сорочки ценили и берегли, надевали только на праздники или для фотографий, а затем — передавали по наследству. Но из-за советских репрессий в первой половине XX века большинство современных украинцев не имеют семейных вышиванок. Ведь большевики годами сажали в тюрьмы, высылали, грабили украинцев, “конфисковывали” имущество и записывали во “враги народа”.
Но сохранились фотографии, которые рассказывают историю донецких вышиванок.
“У меня сохранилась вышиванка моего отца”
Пенсионерка Татьяна Котенко проживает в Краматорске. Хотя она родилась в россии, каждое лето проводила в Часовом Яре — на родине своей матери. После учебы Татьяна специально просила направить ее работать на Донетчину. Так она попала в Краматорск и начала работать на Новокраматорском машиностроительном заводе.
Мама Татьяны, Нина Андреевна, училась в семилетней школе в районе 10-го цеха огнеупорного комбината Часового Яра. В этой школе была сделана одна из знаковых семейных фотографий, на которой 15-летняя Нина (в центре) в украинской вышиванке. Фотография датируется 1952 годом.

“Вышиванки всегда были в нашей семье. Но многое не сохранилось. Мама рассказывала, как она любила одеваться в вышитую сорочку, они тогда во многих семьях были. У меня сохранился рушник моей бабушки Ольги Тищенко. На нем вышиты ее инициалы «О» и «Т». С ним я шла в ЗАГС уже со своим мужем. Бабушка тогда дала мне его перед свадьбой и сказала, что ему много лет, что его нужно хранить. Так я и делаю”, — рассказывает Татьяна Котенко.
Татьяна хранит и вышитую сорочку своего отца Владимира. Белоснежная, она имеет геометрические узоры спереди, вышитые преимущественно в синем и желтом цветах. Вышиты воротник и рукава, как и на каждой вышиванке. Благодаря этому, верили предки, человек оберегается от злых духов.

“Я вышивала сорочку и молилась за сына”
Елена Ярошук до начала полномасштабного вторжения жила в Никольском, которое находится рядом с Мариуполем. Ее младший сын Богдан был в 7 классе, когда сильно заболел и попал в больницу. Состояние мальчика быстро ухудшалось, санитарной авиацией его доставили в Киев в Охматдет. Врачи не давали обнадеживающих прогнозов и советовали матери только “делать больше его фотографий”. Чтобы остались на память.
“У него была густая кровь, увеличенная печень, слабое сердцебиение, его почти не было слышно. Врачи так и не смогли определить точный диагноз. В один момент врач подошел ко мне и сказал: «Если завтра состояние не изменится, Богдан умрет»”, — делится Елена.

С детства Елена занимается вышивкой. Это ремесло передалось ей от матери, а матери — от бабушки. Все женщины в ее семье вышивали. Даже удалось вывезти из оккупации некоторые старинные семейные вышивки от прабабушки. Все остальное осталось дома — во временно оккупированном Никольском.
Первую вышиванку Елене вышила и подарила мама. Ей тогда было 6 лет, она как раз готовилась идти в первый класс. Та сорочка была в черно-красных цветах и с растительным рисунком, который напоминает донецкие розы. Елена хранила вышиванку долгие годы и даже принесла в музей школы, в которой работала учительницей. К сожалению, там она и осталась после начала большой войны.
Поэтому, когда ее сын Богдан заболел, Елена, находясь с ним постоянно в больнице, начала вышивать ему сорочку. И молилась, чтобы передать материнскую любовь и заботу.

Произошло чудо. Постепенно показатели Богдана начали приходить в норму, парню становилось все лучше. Два года он пробыл в больнице, чтобы выздороветь. Елена всегда была рядом и вышивала ему сорочку на счастливую судьбу.
Исторические связи с современностью
Сегодня в Украине работают инициативы, которые создают современные вышитые рубашки, вдохновившись историческим измерением. В частности, бренд вышитой одежды SVARGA создает вышиванки по региональным традиционным орнаментам. В частности, у них есть женская вышиванка "Донетчина" из коллекции "Вышитая Украина". Ее орнамент воспроизвели из старинной вышиванки начала ХХ века, которая хранится в фондах Национального музея архитектуры и быта. Оригинал рубашки нашли в 1970-х годах в селе Никольское Волновахского района.
Представленная рубашка имеет растительный и геометрический орнамент и несколько техник вышивки.

В мае в Украине презентовали издание "Вышитые рубашки Луганщины", которое рассказывает и показывает уникальную коллекцию артефактов луганского региона. Составители оцифровали и научно описали более 100 единиц одежды из Беловодского, Белокуракинского, Кременского, Новоайдарского, Новопсковского, Сватовского и Старобельского районов.
SVARGA, вдохновившись изданием, создал капсулу одежды "Луганщина", в которой представил несколько орнаментов из книги в современном виде.
“Этой коллаборацией мы хотим сохранить и распространить наше наследие, которое захватила россия. Ведь вместе с территориями Луганской области под оккупацией оказались история, культура, быт луганчан, их песни, фольклор, культурные памятники и одежда. В частности, в вышитых сорочках Луганщины сохранилась история и самобытность местного искусства. Сохраняя и воссоздавая эти вышиванки, мы стремимся восстановить живую связь с настоящей, украинской Луганщиной”, — отметили в SVARGA.
Такая капсула содержит в себе четыре позиции: два вышитых платья, одну мужскую и одну женскую сорочку. Все орнаменты на них — аутентичные и подтвержденные в своем происхождении с Луганщины.
***
Вышитая сорочка — это то, что веками объединяет украинцев из разных уголков страны. И сегодня, в условиях полномасштабной войны с россией, каждый и каждая пытается восстановить народное ремесло и передать его потомкам. Кто-то вышивает собственноручно, кто-то основывает бренд, кто-то занимается исследованиями. Безусловно, вышиванка долгие годы способствовала единству украинцев и будет способствовать ему и дальше.
Эта публикация была подготовлена в рамках проекта “Усиление устойчивости медиа в Украине”, который реализуется Фондом Ирондель (Швейцария) и IRMI, Институтом региональной прессы и информации (Украина). Финансируется Фондом “Швейцарская солидарность” (Swiss Solidarity). Высказанные взгляды являются исключительно взглядами авторов и не обязательно отражают позицию ФОНДА ИРОНДЕЛЬ или IRMI.