ВСЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ МЭРАМИ ПОСЛЕ МАЯ, МОГУТ БЫТЬ ОСПОРЕНЫ В СУДАХ
В случае, если выборы мэров таки будут отложены, все их решения, принятые после мая-2010 года могут быть оспорены в судах. Об этом пишет «Остров».
Статья 141 Конституции Украины гласит, что территориальные громады на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования избирают сроком на четыре года соответственно сельского, поселкового и городского голову, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях.
Последние выборы сельских, поселковых и городских председателей в Украине состоялись в марте 2006 года, а в апреле большинство из них приняли присягу и приступили к выполнению обязанностей, вверенных им членами соответствующих территориальных громад. Отсюда следствие, что очередные (укр. чергові) выборы на эту должность должны будут состояться не позднее апреля 2010 года.
«При этом можно закрыть глаза и согласиться с датой одновременного проведении досрочных выборов в местные органы власти, назначенных на 30 мая 2010 года. Однако, отменив выборы председателей поселковых, сельских и городских советов, не назначив сроки проведения новых выборов, а, следовательно, сорвав сроки старта данной избирательной кампании, Верховная Рада тем самым создала прецедент возможного дальнейшего назначения не досрочных, не очередных, а уже сверхсрочных-досрочных выборов сельских, поселковых и городских голов. Тем самым, превысив свои полномочия в соответствии ст. 85 Конституции, которая гласит, что к полномочиям Верховной Рады Украины относится назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления. Причем внеочередные выборы, в соответствии со статьей 14 Закона Украины «О выборах депутатов Верховной Рады автономной республики Крым, местных советов, сельских, поселковых и городских голов», назначаются Верховной Радой в случае досрочного прекращения полномочий, в том числе и сельского, поселкового и городского головы соответственно», пишет издание.
Статья 42 Закона Украины «О местном самоуправлении» гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы прекращаются в день открытия первой сессии соответствующего сельского, поселкового и городского совета, избранной на очередных местных выборах, или, если, совет не избран, с момента вступления на эту должность другого человека, избранного на следующих местных выборах. Полномочия прекращаются в случае досрочного прекращения его полномочий или смерти. Кроме того, статья 79 пункт 2 закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы могут быть досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или Законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществления предоставленных ему полномочий.
«Таким образом, если срок полномочий, допустим городского головы города N истекает 15 апреля 2010 года, новый городской голова не выбран, а очередные выборы сорваны, то логичным является вывод о том, что, находясь на данной должности более срока, оговоренного Конституцией Украины, мэр нарушает ст. 141 Конституции, а также не считается с правами и свободами членов территориальной громады, которые делегировали ему данные полномочия на четыре года. Следствием такого нарушения может стать только лишь досрочное прекращение полномочий данного городского головы в связи с тем, что дальнейшее его нахождение на должности и осуществление им полномочий является незаконным и противоречащим Конституции Украины. А это уже внеочередные или досрочные выборы, которые полномочна назначить лишь Верховная Рада. Жаль только, что пройдут они уже в нарушение сроков пребывания городского головы на своей должности», - говорится в статье.
«Можно долго спорить по данному вопросу, находить и отрицать законные основания нахожденья украинских сельских, поселковых и городских голов на своих должностях в апреле 2010 года, однако нельзя отрицать сам факт того, что любой документ, подписанный данным руководителем после апреля этого года каждый гражданин Украины и член территориальной громады может легко оспаривать в судах, тормозить их дальнейшее продвижение и реализацию, на что будет иметь полное право. Ведь имеют же возможность государственные автомобильные инспекторы привлекать нас к ответственности за езду с просроченной доверенностью на право управления чужим автомобилем», - пишет издание.