Велопост
Когда Герберт Уэллс изрекал свою крылатую фразу «когда я вижу взрослого на велосипеде, я спокоен за человечество», он, скорее всего, даже не подозревал, что основания беспокоиться за человечество, перемещающееся по земной тверди на величайшем из изобретений, будут и через сто лет. Особенно, с учетом того, что земная твердь не так уж и тверда по сравнению со лбами луганских чиновников и некоторых true-луганчан, которым «шо Уэллс, шо МакДональдс» - лишь бы зад в тепле.
Я бы очень не хотел превращать этот пост в очередной скрип пенопласта по стеклу, мол, отсутствие дорог, тротуаров и вообще каких-либо относительно безопасных участков, которые рядовой луганчанин мог бы не рассматривать в качестве полосы препятствий. Таких публикаций было немало, а будет еще больше. Я хочу констатировать очевидный и простой факт: сегодня любой велосипедист в этом городе - потенциальный камикадзе. И дело, как я сказал, не только в состоянии дорог и отсутствии велосипедных дорожек - дело в жиже, которой заполнены черепные коробки подавляющего большинства населения этого города, включая, само собой, его «всенародно избранных» предводителей, к которым мы еще вернемся.
Вот уже шестой год я езжу на велосипеде. Это - мое хобби. В нашей семье у каждого есть автомобиль, и мы вполне могли бы хоть круглосуточно на них передвигаться, но страсть к велоспорту - это достаточно серьезная аддикция. Поверьте, существует не так уж и много видов активного отдыха, которые могут сравниться с велоспортом. Не важно, сколько тебе лет, как ты выглядишь и какова толщина твоей амбулаторной карты - в седле байка даже при самом плохом раскладе ты будешь ощущать себя максимум семнадцатилетним. Возможно, здесь срабатывает несколько затертая прожитыми годами вожделенная мечта каждого советского ребенка о персональном (!) велосипеде, которым космические пираты искушали Колю Герасимова и который даже из почтальона Печкина - поистине планетарного масштаба пи*араса с замашками КГБшного стукача - сделал более или менее человека (взять и у*бать которого, тем не менее, все же хотелось; и хочется до сих пор:). В данном случае причины и условия вторичны. Все просто: ты садишься и едешь, преодолевая расстояния, ветра, земное притяжение, и, что самое главное, самого себя. Есть в этом что-то правильное. «Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться», - говаривал еще один гений, Альберт Эйнштейн, а уж он-то знал толк и в жизни, и в движении.
В этом году к моему хобби приобщился и мой сын - вдвоем оно, как известно, веселей в пути. Сегодня мы выехали на очередной велопробег, и снова наши реалии возвели безобидную прогулку в ранг экстрима. Первого автодолбо*ба мы встретили в районе Центрального рынка. Мы пытались аккуратно и оперативно объехать его по относительно незагруженному участку дороги в объезд «Рембыттехники». Я ехал первым, ребенок следовал в метре от меня, объезжая... ну вы поняли - ямы. Внезапно раздался автомобильный сигнал. Клянусь, я был готов поручиться, что этот сигнал исходит из недр как минимум какого нибудь Freightliner'a или Kenworth'a сродни тем, которые бесстрашный и харизматичный Крис Кристофферсон водил в эпохальном роуд-муви конца 70-х «Резиновый утенок» (Convoy). На деле все оказалось гораздо скромнее и страшнее одновременно. Культовый в среде уездных дрифтеров тонированный наглухо масклкар Chevrolet Aveo актуального белого цвета, оснащенный, надо полагать, каким-то ужасно специальным клаксоном, ради обладания которым любой из архангелов отдал бы все, безуспешно пытался объехать нас. Стоит сказать, что дороги там толком нет, как нет и асфальта, а соотвественно - и легитимизированных полос движения. Так - очередная грунтовка постапокалиптического дизайна, которыми так славится этот город. Ребенок, едва не упав от неожиданности, спрыгнул на землю и прижался к стене «Рембыттехники», а я, видя все это, ненавязчиво попытался выяснить у водителя этого знаменитого болида, какого хера он здесь гудит и пугает детей. Водитель представлял из себя классического луганского «ездуна» со всеми атрибутами собственной исключительности - узкими спортивными очками, задутой бриолином на затылок прической и неизбежной сигаретой.
Разговор, чего греха таить, не задался. Уже через пять секунд, в течение которых мне пришлось выслушивать контраргументы, состоящие, преимущественно, из слов "ашо" и "ахуле", я был практически готов вколотить ему эту сигарету в интервал между носом и отсутствующим подбородком, привнеся в «шеви» также некоторые элементы кузовного тюнинга с помощью прикрепленного к раме плетеного троса-замка, однако вовремя одумался, так как дурной пример, сами знаете, заразителен. Прививать заведомо криминальные наклонности десятилетнему ребенку - не наш метод.
Следующий ghost rider на классической модели ВАЗ-21093 цвета, который еще пару десятков лет назад можно было бы назвать "бордо", порадовал целой серенадой из клаксонов различной степени протяженности, надрывности и красоты, после чего растворился в анемичном автотраффике улицы имени Яна Лациса, окропив нас грязной водой из удачно подвернувшейся лужи.
Впрочем, водители, не осознавшие, что велосипедистов нужно чтить или, как минимум, терпеть, - не единственная проблема Луганска, города, который, к сожалению, никогда не станет европейским. Местные пешеходы, с которыми в отсутствие велосипедных дорожек волей-неволей приходится как-то разминаться, тоже не особо радуются велосипедистам, а сигналы велозвонков комментируют преимущественно громким матом. Мой ребенок заработал-таки несколько дежурных синяков, когда, тщетно звеня, пытался проскользнуть между прямоугольной цветочной мини-клумбой, которые у нас традиционно используют в качестве элегантной преграды, и вихляющей блондинкой, упорно отказывавшейся воспринимать любые звуки. А еще ей было несказанно весело, когда сын, согнувшись пополам, плакал от боли. Я с известной каждому родителю ненавистью проводил взглядом неадекватно развеселую болонку, мысленно добавив: "Ландика на тебя, сука, нет".
Ну и главное, с чем приходится ежедневно сражаться велоэнтузиастам - это вот что.
К слову, примерно так это должно выглядеть.
Я понимаю, друзья мои, что отсутствие даже малейшей инфраструктуры для велосипедистов - далеко не главная проблема, которую упорно отказывается замечать городская власть. Но в том-то вся и загвоздка, что для нее все наши проблемы - не главные. И даже не второстепенной важности. Наши и ее проблемы никогда не пересекались и не пересекутся. Вспомните, пожалуйста, об этом в нужный момент.
Егор Степнов