Если вы планируете посетить Бахмут или Соледар, то обязательно посетите и город Часов Яр, советует киевский режиссер и публицист Алексей Радинский. Прежде всего - ради местного Дворца культуры, который удивляет не только красотой архитектуры, но и своим потенциалом как культурного института.
Именно под его крышей Алексей Радинский работал в апреле над художественным проектом в пределах арт-резиденции "Заземление", организованной платформой культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ. Исследовал тему Антропоцену и интересовался состоянием культурных институтов в промышленных городах.
"Готовясь к резиденции, я исследовал учреждения культуры и искусства в этой местности. Меня интересовал контекст: очевидно, что ИЗОЛЯЦИЯ, переехав в Соледар, не стала здесь первой культурной институцией, здесь что-то было и раньше, просто сейчас все - в упадке, — рассказывает Алексей Радинский. - Больше всего меня заинтересовал Часовоярский промышленный историко-краеведческий музей, расположенный в здании Дворца культуры. Он работает уже много лет и имеет уникальные исторические, краеведческие, минералогические коллекции, архив. Мне показалась интересной и в чем-то ироничной ситуация, что пока в Соледаре появляется новая художественная институция, в то же время в соседнем городе, по сути, исчезает другая".
Ранее Дворец культуры находился в собственности градообразующего предприятия - акционерного общества "Часовоярский огнеупорный комбинат". Здесь были многочисленные кружки и спортивные секции, в которых занималось более 250 человек, преимущественно дети. Также здесь разместился промышленный историко-краеведческий музей, а в большом зале проходили концерты.
Городской совет и работники учреждения договорились с комбинатом, что тот предоставит здание в аренду громаде. Все отныне будет финансироваться из городского бюджета. В частности, и работа музея.
"У меня была идея как-то - информационно или творчески - поддержать краеведческий музей, поработать с его уникальной коллекцией, уникальными артефактами. Я хотел, чтобы мой проект не только показал важность этого музея, но и в целом необходимость таких культурных институтов, как дворец культуры, — рассказывает Алексей Радинский. — У нас такие дворцы и дома культуры считаются "ужасным советским пережитком", а в мире такой формат культурной институции - наиболее перспективный. Должны не ликвидировать их, а раскрывать их потенциал. Поэтому я решил сделать свой проект в сотрудничестве с таким заведением ".
Вместе с краеведом и менеджером резиденции "Заземление" Михаилом Кулишовым и историком и сотрудником музея Валерием Богуненко режиссер в течение недели работал с музейными архивами.
"Мы нашли очень интересные исторические артефакты, касающиеся города и его прошлого. Это, в частности, фотоматериалы о рекультивации земель вокруг Часового Яра, где в 1970-80-х годах активно добывали глину, — рассказывает Алексей Радинский. — Собрали интересный материал о различных экологических подходах к промышленности, которые, к сожалению, так и не были сполна реализованы или не имели ощутимого эффекта. Вместе с упадком индустрии произошел и мощный упадок экологических практик. Сегодня уже ни о какой рекультивации земель речь не идет, хотя добыча полезных ископаемых в больших масштабах продолжается. Мне интересно исследовать, как трансформируется идея, что человек может неограниченно и произвольно использовать природу для развития цивилизации, в идею, что за все придется отвечать".
Алексей планирует использовать собранный во время резиденции материал для создания видеоработы.
"И я очень надеюсь, что внимание, которое будет расти до Соледара, в том числе и благодаря ИЗОЛЯЦИИ, коснется и соседних городов и городков. И особенно Дворца культуры в Часовом Яру", - заключает режиссер.
Справка:
Алексей Радинский - режиссер, публицист. Автор фильмов "Случай в музее" (2013), "Люди, которые пришли к власти" (2015), "Сдвиг" (2016), "Киевский фильм. Первый эпизод "(2017)," Цвет фасада: синий "(2019) и других. Работал редактором журналов KINO-КОЛО (2006-2007) и "Политическая критика" (2011-2014).
Напомним, серия краткосрочных резиденций для художников "Заземление", инициированная культурной платформой ИЗОЛЯЦИЯ, продлится до августа. Ее цель - на языке современного искусства привлечь внимание к экологическим и социальным проблемам в регионе, спровоцированным человеческой деятельностью. Художники в течение недели живут в Соледаре, куда в 2020-м из Киева переехала ИЗОЛЯЦИЯ, и работают над художественными проектами, которые потом остаются в городе.
Подготовила Мария Семенченко
На временно оккупированных россией территориях снова не хватает медикаментов. Те лекарства, которые доступны в аптеках,… Read More
Министр обороны Великобритании Грант Шеппс призывает Германию предоставить Украине дальнобойные ракеты и позволить использовать их… Read More
Жители Вахрушево и Красного Луча (Хрустального) на оккупированной территории Луганщины временно остались без водоснабжения. Об… Read More
Благотворительные организации передали громадам Донетчины на этой неделе более 508 тонн гуманитарных грузов. Об этом… Read More
Министр обороны Великобритании Грант Шаппс подтвердил военную помощь, которая «в спешке» передается Украине. По его… Read More
В течение текущих суток произошло более 90 боевых столкновений, особенно сложно возле Северска в Донецкой… Read More
This website uses cookies.