Актуально
Украинцы распознают ключевые признаки дезинформации, но понимание остается интуитивным: результаты исследования

Опрос, проведенный осенью этого года, показал, что украинцы распознают ключевые признаки дезинформации. Однако понимание остается интуитивным, а не аналитическим. Люди могут узнать фейки, но не всегда могут объяснить, как именно или почему их распространяют.
Это один из основных выводов исследования НИИ в Украине, посвященного вопросам информационной устойчивости, сообщает «Вікно Відновлення», которое посетило презентацию результатов опроса.
Исследования воплотили на основе KAP-модели, что означает Knowledge, Attitudes and Practices. В таком социологическом исследовании изучают, что люди знают, какие у них предубеждения или стереотипы, и что люди практикуют, пояснила Людмила Юзва, руководительница исследовательской команды НИИ в Украине.
В рамках исследования в промежутке с 29 сентября по 16 октября опросили 3062 респондента и респонденток.
У респондентов спрашивали, что они знают о среде дезинформации, в том числе об искусственном интеллекте, а также о многих других компонентах.
Исследователи обнаружили, что украинцы имеют высокий уровень базового понимания дезинформации. Большинство опрошенных распознают ее ключевые признаки — не правдивость, манипулятивность и преднамеренность.
Кроме того, респондентам предлагали выбрать из набора суждений правдивые и ложные. Как оказалось, люди очень хорошо могут различить ложь и правду относительно того, что россия делает на оккупированных территориях. В других темах респонденты обнаружили умеренные и порой даже слабые знания. Например, опрошенным оказалось трудно различить правду и ложь, когда речь шла об экономике, мирных переговорах и переговорах о вступлении в ЕС.
Такие темы, как война, мобилизация, коррупция, экономика — образуют информационное ядро, где сочетаются наибольшее внимание и одновременно наибольшая уязвимость к манипуляциям.

Источники информации о политике и текущих событиях. Слайд из презентации выводов исследования
Исследование показало, что украинцы потребляют новости фрагментировано и неглубоко. Прежде всего следят за новостями о войне, обстрелами и ситуацией на фронте.
"Украинцы все чаще рассматривают дезинформацию не только как внешнюю угрозу, но и как часть внутренней информационной среды — продукт деятельности политических, медийных или религиозных акторов. Это свидетельствует о росте медиаграмотности, но одновременно и о кризисе институционального доверия", — еще один важный вывод исследователей.
Только 37% респондентов сказали, что они знают, где проверять информацию. Среди этих лишь 37% для проверки информации чаще всего используют официальные государственные сайты или Google. Только 16% из этих 37%используют фактчекинг.
Также людей спросили, уверены ли они в том, что могут распознать картинки, видео, которые созданы искусственным интеллектом. 43% сказали, что уверены, и 45%, что нет. 11% оказалось затруднились ответить.
Исследование показало также, что использование искусственного интеллекта входит в обыденные практики украинского общества. В то же время эксперимент, который провели аналитики показал: точность в определении реального контента от ИИ лишь немного выше случайности. Люди полагаются интуитивное ощущение, а не на конкретные признаки, поэтому точность падает, когда контент качественный или контекст - неоднозначный.
Исследование показало, что инициативы по медиаграмотности актуальны. При этом важно сосредотачиваться на объяснении, как именно работает дезинформация, как ее выявлять на практике и как она может влиять на потребителей информации, а не только что это такое.
То же самое касается и ИИ: важно разъяснять, как искусственный интеллект могут использовать для дезинформации.
«Окно Восстановления» также попросило советы для медиа, на что аналитики отметили: стоит создавать эксплейнеры и нтерактивный контент на признание фейков с подсказками, на что стоит обратить внимание. Также необходимо работать с комментариями в социальных сетях медиа.


















