ЦИК не отменила победу Аксенова на довыборах в ВР на Донетчине
9 апреля после перерыва Центральная избирательная комиссия продолжила работу в режиме заседания. В ЦИК дали разьяснение по этому вопросу.
Об этом сообщает Восточный вариант со ссылкой на ЦИК
Что комментируют в ЦИК
ЦИК получил сведения об отсутствии судебных процессов по результатам действий ОИК ОВО № 50 и таким образом перешел к установлению официальных результатов выборов в этом округе.
Согласно избирательному законодательству на основании протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в ОИО № 50 с пометкой "Уточненный" Комиссия установила результаты промежуточных выборов народного депутата Украины 28 марта 2021 года в одномандатном избирательном округе № 50.
Ранее сообщалось: На довыборах в Раду на Донетчине лидирует организатор "референдума ДНР", - Казанский
Напомним, по данным протокола народным депутатом Украины избран Андрей Аксенов. За него проголосовало 19 949 избирателей, что составляет более 64% от количества избирателей, принявших участие в голосовании. Соответствующий протокол ЦИК подписали все присутствующие на заседании члены Комиссии.
Далее, согласно избирательному законодательству, для регистрации народным депутатом необходимо подать в ЦИК не позднее чем на двадцатый день со дня официального обнародования результатов выборов документ об увольнении с работы (должности), не совместимой с депутатским мандатом, и (или) копию зарегистрированного заявления о прекращении действия другого представительского мандата.
После получения и рассмотрения перечисленных документов, Комиссия принимает решение о регистрации избранного лица народным депутатом Украины.
Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание на отдельные вопросы баллотирования Андрея Аксенова.
О сложившейся ситуации
Учитывая большое количество обращений и обвинений Комиссии относительно действий при регистрации А. Аксенова кандидатом в народные депутаты Украины в одномандатном избирательном округе № 50 и призывов не допустить его регистрацию народным депутатом Украины, в очередной раз обращаем внимание, что Комиссия может действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" четко определяет перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в народные депутаты Украины и отмены его регистрации, и этот перечень является исчерпывающим.
Обвинение любого кандидата в сепаратизме или любом преступлении, в том числе и возбуждение уголовного дела, не является основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата в народные депутаты Украины, поскольку такие деяния должны устанавливаться в судебном порядке. Только в случае вступления в отношении кандидата в депутаты в законную силу обвинительного приговора суда за совершение умышленного преступления Комиссия может отказывать или отменять регистрацию кандидатов.
Вопрос cкассирования регистрации кандидата в народные депутаты Украины Аксенова А. А. был предметом судебного разбирательства. По его результатам судами было констатировано отсутствие оснований для отмены Комиссией регистрации кандидата в народные депутаты Украины и тем самым подтверждена правомерность решения ЦИК.
На сегодня законодательство Украины не предусматривает ни возможности, ни механизма отмены регистрации кандидатом в народные депутаты лица, у которого выявлено гражданство другого государства, пока это лицо является гражданином Украины, или по любым другим основаниям, прямо не предусмотренным законом.
Это касается и установления результатов выборов, признания лица избранным и последующей регистрации депутатом. В данном случае законодательство Украины не предусматривает правовых механизмов для невчинения Комиссией указанных действий.
Вопрос о наличии двойного гражданства или причастности отдельных лиц к антигосударственной деятельности выходят за пределы компетенции Комиссии и лежат в плоскости ответственности других государственных органов. Следовательно, требования к Комиссии относительно принятия решений или совершения действий, которые не предусмотрены законодательством Украины и выходят за пределы ее полномочий является недопустимым. и противоречат регламентированным статьей 19 Конституции Украины принципам, на которых основывается правовой порядок в Украине.
Что предлагал ЦИК?
Стоит отдельно напомнить, что Комиссия предлагала на законодательном уровне однозначно урегулировать вопросы аналогичного характера (Постановление Комиссии от 11 ноября 2019 года № 1954).
В частности, в статьях 159, 160 Избирательного кодекса Украины предлагалось определить, что "Центральная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата в народные депутаты Украины/принимает решение об отмене регистрации отдельного кандидата в народные депутаты Украины в случае поступления в Центральную избирательную комиссию обоснованного обращения Службы безопасности Украины относительно осуществления лицом, выдвинутой кандидатом, сепаратистской, террористической, диверсионной или разведывательно-подрывной деятельности или других действий, направленных на нарушение неприкосновенности государственной границы Украины, против основ национальной безопасности, мира, безопасности человечества и международного правопорядка ".
Понимая недостаточное совершенство формулировки и риск возможных злоупотреблений в случае принятия такой нормы, Комиссия пыталась привлечь внимание к вопросу обеспечения национальной безопасности и инициировала поиск оптимальных механизмов для принятия сбалансированного решения в части обеспечения избирательных прав и необходимости защиты государственных интересов, что продиктовано вызовами сегодняшнего дня. Вместе с тем, предложения Комиссии были раскритикованы, а взамен других механизмов законодательного урегулирования предложено не было.
Что дальше?
Сейчас на проблематику недопущения пребывания на высших государственных должностях лиц, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства также обратил внимание Совет национальной безопасности и обороны Украины, который 26 февраля 2021 года определил отдельным государственным органам ряд задач для урегулирования на законодательном уровне вопроса, в частности недопустимости участия в выборах лиц с двойным гражданством. К работе над этой задачей привлечена и Центральная избирательная комиссия.
А пока призываем политиков и общественность воздержаться от безосновательных обвинений в адрес Центральной избирательной комиссии, не распространять юридически необоснованную информацию и учитывать законные границы полномочий того или иного государственного органа.