Тесты по физкультуре школьники будут сдавать письменно
26 августа на коллегии Минобразования была одобрена базовая учебная программа «Физическая культура для 1-4 классов». Уже создана рабочая группа, которая напишет соответствующую программу для 5-9 и 10-11 классов. Обе они вступили в действие с 1 сентября 2012 года.
Об этом пишут «Комментарии».
Отмену оценок по этому предмету они не предусматривают. «От оценок, пусть и в младшей школе, никто не отказывается. Физическая культура является учебной дисциплиной, решающей, как и все остальные, образовательные и воспитательные задачи, поэтому, оценка успеваемости ребенка должна присутствовать обязательно, но только как тематическая и итоговая за четверть и за год, начиная со второго класса, — рассказала «Комментариям» автор-разработчик новой программы для младших школьников, заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания Национального университета физкультуры и спорта Украины Татьяна Круцевич. — Мы скорее отказываемся от принятой нынче системы оценивания. Ведь начиная со следующего учебного года, сама процедура, сами критерии, которыми будет руководствоваться педагог при выставлении оценок, будут абсолютно иными».
Согласно новой программе, учебные нормативы останутся, но они будут скорее ориентирами для педагога — за них не будут начисляться баллы в привычном понимании. «Активность школьника на уроках, инициативность, его желание заниматься спортом – вот что будет приниматься во внимание при выставлении баллов наряду с личным прогрессом ученика по показателям физподготовленности», — говорит Татьяна Круцевич.
«Оценка – это хороший мотиватор для детей. Однако оценивать нужно не то, смог ли школьник дотянуться до установленной нормативной планки, а то, работал ли он сознательно над своей физической формой, какие усилия приложил, чтобы улучшить свои показатели, — говорит методист НМЦ здоровья, физической и эстетической культуры Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Б. Гринченко Юрий Черпак. — Поэтому я приветствую внедрение уже в этому году системы оценивания по принципу «портфолио». Учебные заведения уже сейчас могут опробовать индивидуальное оценивание учебных достижений школьников, отслеживая динамику прироста их показателей. Думаю, к концу этого учебного года систему «портфолио» опробуют для себя, по меньшей мере, 20% наших школ».
Если же говорить о принципиальных инновациях в новой учебной программе для младших школьников, то их несколько. «Мы отказались от изучения видов спорта, как это практикуется сейчас, а взяли за основу виды движений и разработали комплексы, которые назвали «школой движения», «школой осанки», «школой рекреации» и т.д. Они позволяют удовлетворить потребность организма в двигательной активности, используя виды спорта как средства физического воспитания», — рассказывает Татьяна Круцевич.
Вторая инновация — теоретическая подготовка. «Школьники должны иметь представление о том, что включает в себя понятие физической культуры, какие процессы происходят в организме во время физических упражнений, а также знать об истории возникновения Олимпийских игр, зарождения ключевых видов спорта и т.д. Владение этим теоретическим блоком будет проверяться, начиная со второго класса, в виде письменных тестов», — говорит эксперт.