
UNICEF составлена инструкция помощи детям, эвакуировавшимся из зон боевых действий
Сейчас идет эвакуация детей с территорий, где ведутся активные боевые действия, в более безопасные регионы Большинство из них долгое время были без здорового сна и еды. Неудивительно, что детям бывает сложно адаптироваться к нормальным условиям.
В Юнисеф рассказали, как им помочь.
Именно поэтому волонтерам и представителям принимающей стороны следует научиться устанавливать с ними доверительные контакты.
Вот основные советы, как не нарушить границы ребенка, пережившего стресс:
- Но физически опуститесь на ее уровень
- Представьтесь и расскажите, как связаны с ней
- Спросите, как можете обращаться к ней
- Объясните, как долго вы будете с ней
- Спросите, как она себя чувствует и что ей нужно сейчас
- Покажите помещение, в котором она будет находиться
- Расскажите о правилах пребывания
Оставьте местность, в которой она оказалась. - Важно! Дайте понять ребенку, что сейчас именно вы - его надежная поддержка, готовы выслушать и позаботиться о нем.
И еще - не расспрашивайте ребенка о боевых действиях, которые он мог видеть или о близких, которые остались. Ребенок расскажет об этом, когда будет готов.
Как установить контакт с ребенком:
Этап - «Знакомство»
Опуститесь на уровень ребенка (например, присядьте, чтобы физически быть на одном уровне)
Представьтесь: назовите имя, чем занимаетесь и как связаны с ребенком («Меня зовут Мария, я - волонтер, которая помогает семьям во время пребывания в нашем городе»).
Спросите, как вы ее можете называть (например: «Как я могу к тебе обращаться?»).
Объясните, как долго вы будете с ребенком (например: «Сегодня ночь ты проведешь здесь, я буду вместе с тобой, пока не приедет автобус, а потом ты поедешь дальше»).
ІІ. Этап «Оценивание потребностей ребенка»
Спросите ребенка, как он себя чувствует.
Спросите, что ей нужно сейчас. Желает ли она воды, поесть, в туалет? Не холодно ли ей? Возможно, ребенок заболел и нуждается в лечении? Желает ли она поиграть (возможно, с другими детьми, если они также находятся вместе с вами)?
III. Этап «Знакомство с местностью»
Покажите ребенку помещение, в котором он будет находиться: где находится туалет, ванная комната, где ребенок будет спать, где можно поесть и поиграть и тому подобное.
Расскажите ребенку правила пребывания (например: "Мы будем ужинать в 19:00 вот в той комнате, а ложимся все спать в 21:00”).
Расскажите о местности, в которой оказался ребенок (о вашем городе, селе, о других особенностях местности, которые стоит знать ребенку).
IV. Этап «Поддержка»
Скажите ребенку, что если он хочет поговорить, то вы готовы его выслушать.
Спросите у ребенка на какие темы ему нравится говорить.
Спросите, на какие темы она бы не хотела говорить.
Спросите, что ей нравится делать (например, любит ли ребенок рисовать, лепить, танцевать, петь, собирать лего и т. д.).
Скажите ребенку, что если ему что-то будет нужно, то он может обратиться к вам.
Что не рекомендуется делать во время общения с ребенком:
- Расспрашивать у ребенка о военных действиях, которые он мог увидеть, о том, как ему было, когда звучали сирены, взрывы и выстрелы *.
- Расспрашивать ребенка о тех, кто из его близких остался в местах ведения боевых действий *.
- Нарушать личностные кодоны ребенка, обязательно надо спросить у ребенка, можно ли взять его за руку, обнять, прежде чем это сделать.
- Проявлять неискренние эмоции (вы так же являетесь человеком, который имеет собственные переживания, и если у вас нет настороженности, то не надо «натягивать» улыбку только из-за того, что перед вами стоит ребенок. Дети чувствуют неискренность взрослых, что может негативно повлиять на ваши отношения).
- В присутствии ребенка обсуждать травматичные события, связанные с военными действиями.
- Использовать ненормативную лексику в присутствии ребенка.
- Задавать вопросы типа: «А как у тебя дома было?». Лучше замените его на: «А как тебе нравится?» или «Как бы тебе хотелось?».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.