Нужно иметь видение реинтеграции: дипломаты и правозащитники прокомментировали решении РФ по "ДНР" и "ЛНР"
Дипломаты и правозащитники прокомментировали решении РФ по "ДНР" и "ЛНР" и рассказали, что будет с гарантиями безопасности, санкциями, обменом пленных, гуманитарной политикой, рассказали эксперты
Комментарии экспертов собрало Суспільне передает Восточный Вариант
Россия признала самоназванные «ДНР» и «ЛНР». 21 февраля Владимир Путин подписал указы, за день Госдума РФ и руководители непризнанных «республик» их ратифицировали.
Напомним: В России опровергли слова о признании "ДНР" и "ЛНР" в пределах Донецкой и Луганской областей
Павел Климкин, эксглава МИД Украины
"Должны обращаться к "большой семерке", к ЕС, к НАТО с целью созыва внеочередных заседаний. Причем с целью, во-первых, введения реальных санкций в отношении окружения Путина. И тех санкций, которые готовились на случай военного вторжения. А во-вторых - должны говорить о поддержке Украины. И здесь есть три супертяжелых пункта: больше качественного оружия, гарантии безопасности от США, экономическая поддержка. Такой план - Маршала, Байдена, безразлично, как его называть, чтобы гарантировать инвесторам, что российские действия не приведут к их потерям.
Я уверен, к сожалению, что санкции, которые подготовлены на случай вторжения, в полном объеме задействованы не будут. Особенно есть проблемы в Европе, где начнется на самом деле очень непростая дискуссия. Если это будут просто персональные санкции, то Путин будет чувствовать себя наоборот укрепленным в том, что он делает.
То, что мы хотим создать союз с Великобританией и с Польшей, — это не безопасный или оборонный альянс. Там нет гарантий безопасности. Их мы можем получить либо на двустороннем уровне с США, либо после вступления в НАТО. К сожалению, других путей не существует. Но такой формат нам, конечно, помогает, поскольку это может быть и совместное производство оружия, и совместное обучение, и совместные воинские части. Они, конечно, не будут участвовать в боевых действиях. В конце концов прекрасно понимаем, что защита Украины - это наше дело.
Александра Матвийчук, правозащитница
Речь Путина была показательно провокационной. Он специально использовал такие фразы и месседжи об Украине, чтобы вызвать возмущение у украинского общества. На это надо обратить внимание. Потому что кроме военного давления Россия использует еще информационное, психологическое и другое.
Какова теперь будет процедура освобождения пленных? Легкого ответа нет. Очевидно, что завтра после того, как Совет Федерации признает независимость так называемых кремлевских "республик", Россия займет позицию, что "я уже не переговорщик в Минских договоренностях, общайтесь напрямую с" независимыми государствами ". И понятно, что Украина будет говорить, что это прокси-агенты, и мы хотели бы продолжать говорить о судьбах заключенных людей со страной, которая контролирует эти республики, - именно с Российской федерацией. Многое будет зависеть от позиции международных партнеров, но, к сожалению, я сейчас вижу, что они больше обеспокоены такими вопросами, как будет ли завтра новое вторжение, или нет. И вопрос освобождения пленных вообще не звучит.
Мы видели, что президент Турции предлагал организовать встречу Путина и Зеленского. Ранее возлагались надежды на него для того, чтобы освободить заключенных крымских татар в Крыму. Финляндия предлагала какие-то услуги, но не по освобождению людей, а налаживанию переговоров. Здесь можно говорить о разных вариациях, если бы была стратегия. А ее нет, ее надо производить в связи с тем, что обстоятельства изменились.
Есть понимание по опыту других международных конфликтов, что если мы хотим проводить реинтеграцию завтра, когда это станет возможным, то уже сегодня нужно иметь видение, как она должна проходить и осуществить какие-то шаги. И тут, кстати, если раньше Владимир Зеленский боялся подписать закон 2689 о военных преступниках, чтобы не раздражать Российскую Федерацию, то сейчас мне выглядит, что его ничего не сдерживает. Он может внести изменения в уголовный кодекс и установить ответственность за преступления против человечности, военные преступления, которые, к сожалению, до сих пор происходят на Донбассе.
Владимир Огрызко, эксминистр иностранных дел Украины
Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения международного права, то мы вряд ли получили что-то новое. Де-факто как наши территории были нашими, так они и остаются, никто эти квази-образования не признает. Это оккупированные Российской Федерацией территории. Контролировали ли мы их? Нет. Сейчас мы так же определенный период времени еще не сможем их контролировать. Принципиально изменилось то, что сегодня Путин всему миру продемонстрировал, что он в очередной раз грубо нарушил все свои обязательства, даже по этим так называемым Минским договоренностям. И это означает, что теперь мировое демократическое сообщество должно наконец начать реально наказывать Путина в виде этих адских санкций. И это сейчас, кстати, момент истины для наших западных партнеров. Если они сейчас снова съедут, извините за это слово, по теме, и будут рассказывать, что это не то что требует этих самых адских санкций, тогда это будет означать, что они играют в одну игру с Путиным.
Алена Лунева, правозащитница
Украина признает эти территории временно оккупированными Российской Федерацией. Следовательно, наше законодательство предусматривает, что мы не признаем документы, определенный режим пересечения линии разграничения. Поэтому я не думаю, что что-то во внутренней политике Украины в отношении людей, которые остались на оккупированных территориях Донетчины и Луганщины, изменится. Но безусловно мы видим, что перекрытие линии разграничения будет существенно влиять на связи с жителями оккупированных территорий. И сейчас Украине необходимо осуществить все возможное для того, чтобы пересечение или линии разграничения, или границы - если уж люди поедут через РФ, - было безопасно и могло произойти независимо от того, какие документы есть у людей, которые являются гражданами Украины.
Те проблемы, с которыми люди сталкивались в связи с оккупацией и продолжают сталкиваться на протяжении 8 лет, - мы должны их решать. В частности, это вопрос документов, получения паспортов граждан Украины. То есть всего этого комплекса проблемных вопросов с которыми мы и так работали, мы будем работать в дальнейшем, и считаем, что государство должно сделать все возможное для того, чтобы те люди, которые хотят выехать на подконтрольную территорию, продлевать свою жизнь здесь, могли это сделать. А те люди, которые были лишены поддержки государства в случае, если они будут выезжать и получать сервисы или определенную помощь на подконтрольной территории.
Украинская политика должна основываться на устойчивом векторе на реинтеграцию. И убеждении, что на оккупированных территориях живут наши граждане, которые стали заложниками оккупации.
Сергей Корнейчук, эксначальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины
Когда в 2019-м был проведен обзор среды безопасности, то определили четыре возможных сценария военного характера и три сценария невоенного характера. Вот сегодня по всем признакам - сценарий невоенного характера, когда проводится война на дипломатическом, экономическом уровне, в киберпространстве - информационная военная кампания. Очень важно, чтобы мы ее не проиграли. Военные действия сегодня возможны, потому что обострение сильное. Мы должны к этому готовиться. Но наиболее вероятны они, по моему мнению, именно на территории Донецкой, Луганской областей. На других территориях по тем признакам, которые сегодня есть, я не считаю, что военные действия состоятся. Поэтому введение военного положения возможно, но при определенных обстоятельствах. Когда начнутся какие-то определенные действия. Для этого сегодня, я считаю, у президента, у верховного главнокомандующего достаточно информации. Сегодня СНБО, Верховная ада работает в таком режиме, что они смогут среагировать на любую обстановку. Сегодня я не вижу оснований для того, чтобы ввести военное положение.