
Новый законопроект о мобилизации содержит противоречивые нормы и требует доработки, — нардеп
Новый правительственный законопроект о мобилизации содержит противоречивые формы и требует доработки, считает член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ирина Фриз (фракция «Европейская солидарность»).
«Новый законопроект, который вчера зарегистрировал в Верховной Раде Кабмин, также (как и предыдущий — ИФ-У) содержит целый перечень противоречивых норм, которые требуют доработки, начиная с полномочий ТЦК (территориального центра комплектования — ИФ-У)», — сказала Фриз в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» в среду.
Она отметила, что новый законопроект предоставляет полномочия ТЦК обращаться в суды, чтобы влиять на военнообязанного, который не явился в центр комплектации по повестке.
«В чем здесь проблема? Прежде всего не понятно, в каком объеме будут предложены меры воздействия: будет ли это только ограничение выезда за границу, или право управлять транспортом, или наложение ареста на средства гражданина», — отметила Фриз.
По ее словам, в законопроекте также не предусмотрены механизмы снятия таких ограничений.
«То есть, любая норма, если она вводится в законодательство, должна четко предусматривать механизмы реализации положений, которые предлагают авторы. В данном случае не предусмотрены механизмы снятия этих временных ограничений, их срока, объема. И соответственно, это может привести к встречным искам граждан, которые будут защищать свои права», — рассказала Фриз.
Читайте: В Верховную Раду подали обновленный законопроект о мобилизации
По мнению народного депутата, самая актуальная проблема в законопроекте — это механизм демобилизации.
«С одной стороны, нам показывают 36 месяцев (законопроект предусматривает возможность демобилизации после 36 месяцев службы во время войны — ИФ-У), хотя я уверена, что 24 месяца в зоне боевых действий, особенно для тех, кто находится там с самого начала масштабной агрессии, — это максимально исчерпывающий срок для возможности демобилизоваться», — подчеркнула Фриз.
При этом, по словам Фриз, согласно законопроекту «решение о демобилизации будет отдельным решением ставки Верховного главнокомандующего».
«Если таким образом будет зарегулирован вопрос демобилизации, то он может быть вообще нереализованным. Я бы назвала это законодательным мошенничеством. Прежде всего потому, что ставка главнокомандующего не имеет полномочий и функционала устанавливать сроки демобилизации или принимать решения по этому поводу. Это некорректно», — отметила народный депутат.
По словам Фриз, некоторые положения законопроекта нарушают Конституцию Украины.
«В частности, законопроект предлагает, что на государственную службу лицо до 60 лет не может быть назначено, если оно не прошло базовую общую военную подготовку или военную службу. А это — прямое нарушение предписаний Основного закона и является ограничением прав гражданина», — отметила Фриз.
Читайте: В Раде рассказали, каким должен быть будущий закон о мобилизации
Она отметила, что законопроект 18-ти-25-ти летним людям предлагает самим определить, когда именно проходить базовую общую военную подготовку.
«Тогда возникает вопрос: если человек определил, что он проходит базовую общую военную подготовку или базовую военную службу в 24 года, то почему он сейчас не может работать на государственной службе? То есть мы таким образом отсекаем молодежь от государственной службы, заставляя сначала пройти базовую военную подготовку или военную службу и только после этого предоставляем ей возможность поступления на государственную службу», — считает Фриз.
Народный депутат также считает контраверсионным положением законопроекта норму об электронных повестках.
«Их будут присылать гражданам в электронный кабинет, который должны зарегистрировать все. Мы вводим обязанность гражданина, но мы не даем возможности реализовать эту обязанность», — отметила Фриз.
Она напомнила, что согласно законопроекту, если военнообязанный после получения повестки через электронный кабинет не явился в ТЦК, то в течение 5 дней ТЦК направляет ему электронное требование. В случае невыполнения требования в течение 10 дней ТЦК имеет право подавать на него в суд «сначала на админнарушение, а если админка не урегулируется, то дальше наступает и уголовная ответственность». Фриз подчеркнула, что человек в течение этих дней может просто не иметь доступа к интернету или в силу каких-то других обстоятельств не может проверить свой электронный кабинет.
«То есть это абсолютное превышение полномочий ТЦК. И еще раз возвращаемся к тому, что любая вводимая норма должна предусматривать ее реализацию. В данном случае реализация нормы невозможна в том виде, в котором предлагает законопроект. Поэтому ее надо или переписывать, или уточнять, или расширять, или пока откладывать», — считает Фриз.
Читайте: ТЦК не должны ловить людей по улицам, поэтому мобилизация требует «цифровых» решений, — Зеленский
Фриз убеждена, что формат электронного кабинета необходимо протестировать на каком-то узком сегменте и только после того, как он будет опробован и готов к применению вносить в законодательство, как обязанность для каждого гражданина Украины.
Нардеп также обратила внимание, что законопроект не урегулирует вопрос об освобождении от мобилизации военнообязанных, на содержании которых находятся лица 3-й группы инвалидности.
«Мы будем вносить соответствующую поправку в законопроект ко второму чтению, чтобы снять этот достаточно большой запрос в обществе», — сообщила народный депутат.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.